Физиология танца

22 января на кафедре нормальной физиологии состоялось Открытое заседание Московского отделения Физиологического общества им. И.П. Павлова на тему «Искусство танца и физиология». Мероприятие прошло в рамках XLIV Итоговой научной сессии НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина и кафедры нормальной физиологии.

Физиология танца

Заседание открыл председатель Физиологического общества имени И.П. Павлова академик РАН, профессор Михаил Аркадьевич Островский. Он посвятил зрителей в историю развития Физиологического общества им. И.П. Павлова. Общество было создано в апреле 1917-го года в Петрограде, а с 1960 года представляет собой Физиологическое Общество имени И.П. Павлова, существующее и по сей день. Отрадным событием является возобновление заседаний Московского отделения Физиологического общества им И.П. Павлова в физиологической аудитории, в которой заседания традиционно проходили с 1955 года, когда кафедру возглавил академик РАН, профессор П.К. Анохин – автор теории функциональных систем.

Физиология танца

Торжественное приветственное было предоставлено народному артисту Российской Федерации, профессору Валерию Алексеевичу Афанасьеву и заслуженной артистке Российской Федерации, солистке Большого театра, доценту Елене Андреевне Андриенко.

Физиология танца

Валерий Алексеевич в своей речи отметил большую роль характера движений и пластичности в работе актёра, а Елена Андреевна представила небольшой доклад о взаимосвязи физиологии и искусства, приведя в пример систему методики обучения классическому танцу российской и советской артистки балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Используемая учениками балетных школ и по сей день система предполагает обучение танцовщиков сознательному подходу к движению и умению управлять своим телом.

Физиология танца

Ярким и запоминающимся в программе открытия заседания стало театральное приветствие «Пластическая композиция», исполненное студентами 4-го курса Института Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона (режиссёр Виктор Нижельской). Были представлены три завораживающие композиции по предметам пластика – «Воин», акробатика – «Свидание в Париже» и пластическое эссе по сценическому движению – «Пускай книга говорит с тобой». Студенты показали безупречно красивые номера и создали атмосферу театрального представления, позволив зрителям уйти от реальности в мир представления. В такие моменты начинаешь осознавать, как сценическое искусство при помощи движений может эмоционально воздействовать на человека.

В научной части заседания были представлены научные доклады Манами Сайто из Академии Научного Исследования Танца Японии по теме «Влияние угла разворота тазобедренного сустава на поддержание вертикальной позы и исполнение элементов классической хореографии в зависимости от возраста и уровня подготовки участников», а также В.А. Нижельского, научного сотрудника НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина по теме «Физиология и сценическое движение: первые результаты».

Физиология танца

Манами Сайто представила результаты исследования, в котором участвовали три группы лиц: дети, взрослые-любители и профессиональные танцовщицы.

Испытуемые становились на специальную платформу и занимали различные позиции стоп: параллельно друг другу, с разворотом в 90 градусов, в первой балетной позиции, а так же в положениях стоя ровно или в позиции плие. При этом обращали внимание на угол осанки, угол наклона шейного отдела позвоночника, наклон таза и отклонение корпуса от центра давления. Было отмечено, что отклонение центра давления и корпуса у профессиональных танцовщиков в вывернутой назад позиции ног обусловлено тем, что артисты компенсируют отклонения центра тяжести перераспределением положения таза и грудной клетки таким образом, чтобы в целом не изменялась их осанка. Исследователь предполагает, что правильное развитие вертикальной позы является основой красоты балетного движения. Так же в исследовании был сделан вывод о том, что дети не могут самостоятельно контролировать угол наклона и центр давления. Так как выворотность стопы весьма травмоопасная для коленного сустава позиция и она должна начинаться от бедра, а не от стоп, педагог должен обращать на это особое внимание при обучении.

Было обращено особое внимание на то, что для детей и для взрослых нельзя применять одинаковую методику выставления правильной осанки. Педагог должен уметь находить индивидуальный подход и исследовать, какое влияние оказывает изменение осанки на давление на стопы, думать о последовательном обучении позиции балетной вывернутости.

Результаты данного исследования раскрывают аспекты физиологического обеспечения сложных комплексных движений человека и представляют практическую ценность для преподавателей балетных школ, школ искусств и танца.

Физиология танца

Виктор Нижельской в своём исследовании «Физиология и сценическое движение: первые результаты» измерял «пластическую выразительность». Исследование было проведено с участием двадцати здоровых актёров-добровольцев. До и после исполнения пластического этюда проводили регистрацию самооценки участников исполнения, независимого мнения трёх народных артистов, а также оригинальной объективизированной оценки, полученной путём видеорегистрации поведения актёра на предварительно размеченной сцене с анализом схем движения исполнителя. В данном исследовании разработан подход к объективизации выразительности сценических движений, успешно предпринята попытка параметризации пластичности исполнения танца в связи с его эмоциональным воздействием на зрителей.


Заключительное слово было предоставлено директору НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина, член-корреспонденту РАН, профессору Сергею Константиновичу Судакову:

«Тонкие физиологические основы, лежащие в основе искусства танца, важны не только для выразительности искусства. Они представляют базис взаимодействия людей между собой. Танцы говорят нам о том, как без слов можно донести любую информацию. Чем лучше актёр её передаёт, чем легче воспринимает её зритель, тем выше его мастерство. Чем лучше мы как учёные сможем постичь тайны выразительности пластики движений, тем глубже мы сможем проникнуть в тайны восприятия и эмоционального общения людей».


Корреспондент студенческого пресс-центра: Кораблинова Анна
Фотограф: Букатова Ирина

This site is protected by wp-copyrightpro.com

error: Alert: Содержание защищено!
Don`t copy text!