«Батя, мы тебя не забудем». Памяти «Гиви. Убийство Гиви: как погиб один из лидеров ДНР Название батальона гиви

За "Сомали", по данным МВД, воюет 14-летний снайпер

Ресурсы ДНР позиционируют формирование как одно из самых старых в ДНР, его бойцы принимали участие в военных действиях в Славянске, а также участвовали в битвах за Иловайск и Донецкий аэропорт.

По данным, которые на своей странице в Facebook опубликовал начальник ГУ МВД Донецкой области Вячеслав Аброськин, за "Сомали" в основном воюют жители городов Донецкой области, есть также бойцы из соседней Днепропетровской. Большая часть боевиков имела ранее судимости (в основном за грабежи).

  • Тем временем В ЛНР пока не смогли назвать дату обмена пленными

Приводим фото, а также комментарии Аброськина, опубликованные на его странице.

Михаил Толстых, 1980 года рождения, житель Иловайска, по кличке "Гиви". "Деятель ополчения", прошедший путь от парковщика до "полковника ДНР". "Гиви" известен своими показательные допросами пленных украинских военных.

Арепьев Александр, 1989 года рождения, житель Макеевки.

Асин Евгений, 1993 года рождения, житель Донецка. "Коллега" Толстых по прошлой работе охранника в супермаркете.

Белых Владислав, 1993 года рождения, житель Харцызска. Стоял на учете в "детской комнате милиции", как малолетний правонарушитель. В 2009 году проходил подозреваемым в совершении грабежа.

Бережной Максим, 1994 года рождения, житель Дергачей Харьковской области.

Бородин Роман, 1994 года рождения, житель Донецка.

Быленко Вадим, 1990 года рождения, житель Харцызска.

Волчков Егор, 1990 года рождения, житель Донецка. Привлекался к административной ответственности.

Гончаров Геннадий, 1975 год рождения, житель Новогродовки.

Горохов Роман, 1990 года рождения, житель Донецка.

Есеналиев Ринат, 1992 года рождения, житель Донецка.

Еськов Олег, 1990 года рождения, житель Донецка.

Заворотинский Юрий, 1989 года рождения, житель Макеевки. В 2013 году было объявлено о подозрении за хранение наркотиков.


Иванов Артем, 1985 года рождения, житель Зугреса. Привлекался к административной ответственности.

Исмиев Антон, 1988 года рождения, житель Херсона.

Калиберда Андрей, 1993 года рождения, житель Макеевки. Ранее судимый.

Касьянов Виталий, 1978 года рождения, житель Харцызска. Ранее судимый.

Лазник Владислав, 1995 года рождения, житель Донецка. Дважды привлекался к административной ответственности.

Любченко Михаил, 1994 года рождения, житель Славянского района. В 2012 году проходил подозреваемым в совершении грабежа.

Малахов Михаил, 1986 года рождения, житель Донецка. Дважды судимый. Гранатометчик.

Малюк Роман, 1988 года рождения, житель Иловайска. Привлекался к административной ответственности.

Петраускас Алексей, 1992 года рождения, житель Селидово. Привлекался к административной ответственности.

Подлесный Владислав, 1994 года рождения, житель Донецка.

Радченко Артем, 1984 года рождения, житель Макеевки.

Расулов Дмитрий, 1991 года рождения, житель Донецка. Привлекался к административной ответственности.

Соловьев Алексей, 1972 года рождения, житель Славянска, кличка "Соловей".


Стародубцев Дмитрий, 2001 года рождения, житель Донецка. Снайпер.

Тарасенко Николай, 1991 года рождения, житель Иловайска. Привлекался к административной ответственности.

​Терещенко Денис, 1979 года рождения, житель Старобешевского района. В 2009 году проходил подсудимым за совершение грабежа.

Титаренко Роман, 1988 года рождения, житель Павлограда.

В среду, 8 февраля, в 6:12 утра в своем кабинете в здании штаба батальона «Сомали» в пригороде Донецка Макеевке в результате террористического акта 36-летний Михаил Толстых, известный по позывному Гиви. В ДНР трехдневный траур. В республике официально заявили о причастности к теракту украинской диверсионно-разведывательной группы (ДРГ). разбиралась в обстоятельствах гибели легендарного комбата.

Прилет «Шмеля»

Уже понятно, что был произведен одиночный выстрел из РПО (реактивного пехотного огнемета) «Шмель», известного со времен боевых действий в Афганистане как «шайтан-труба», термобарическим боеприпасом с расстояния не более 200 метров. И дело даже не в том, что с большего расстояния даже с диоптрическим прицелом в такую цель, как окно здания, попасть очень сложно. Вокруг здания штаба просто нет столько открытого пространства. Поэтому первоочередная задача следствия - определение места, где находился стрелок. По предварительным данным, эта точка уже установлена. Едва ли это было слишком сложно - геометрия в чистом виде. «Шмель» - аппарат одноразовый, и отработанную «трубу» обычно выбрасывают. Если ее найдут, по серийным номерам можно установить происхождение оружия.

Кроме того, следствию предстоит выяснить, как именно диверсионная группа перемещалась и в Донецке, и в Макеевке, и между ними. Вряд ли они передвигались пешком. Стрелял очень подготовленный человек: с первого раза попасть с 200 метров в окно, пусть и больше стандартного, - непростая задача. А такие люди, как правило, не ведут себя как смертники, у них должны быть пути отхода. Кроме того, диверсионная группа должна была знать расписание перемещений Михаила Толстых, а это довольно сложно, учитывая обстоятельства последних дней.

Гиви был легко ранен в ногу несколько дней назад под Авдеевкой, но от госпитализации отказался в связи с крайне тяжелым положением на фронте и постоянно перемещался по объектам. При этом «поймать» его на каком-либо привычном маршруте, как (убитый в октябре 2016-го комбат «Спарты» с позывным Моторола), было невозможно. У Толстых не было семьи и постоянного места жительства в Донецке. К тому же он, в отличие от многих командиров, достаточно тщательно относился к собственной безопасности и слыл человеком, скрытным в быту. Его ближайшие родственники - родители и младшая сестра Марина - постоянно находились под охраной. Их привезли к месту гибели Михаила только в середине дня.

Без шансов

Вместе с Толстых в кабинете находились еще два бойца его батальона. Шансов выжить ни у кого не было - термобарический заряд создает одновременно и резкий перепад давления и как бы «взрывает» воздух. В пересчете на фугасный эквивалент это примерно равно выстрелу в упор из 152-миллиметрового орудия, только с несколько иным поражающим эффектом. Предположительно, стрелок мог среагировать на зажженный свет в кабинете комбата, но для этого он должен был знать, где его окна и хотя бы ориентировочно иметь представление о том, когда точно комбат туда придет в это утро. Как и почему министерство госбезопасности (МГБ) ДНР не заметило плотную слежку, которая велась за самым знаковым командиром, - вопрос отдельный. Тем более что буквально два дня назад был предотвращен теракт на одной из тыловых баз горюче-смазочных материалов.

Военкор ВС ДНР Михаил Андроник встретился с военнослужащими легендарного «Сомали», побывал в расположении и на полигоне вместе с бойцами.

В 14-м и 15-м году батальон ВС ДНР «Сомали» был постоянно на слуху, в основном из-за известности их командира - Михаила «Гиви» Толстых. Он не избегал камер, его подразделение всегда участвовало во всех крупных боях и журналисты очень любили работать с «сомалийцами».

После трагической гибели Михаила Толстых информация о батальоне поступала в прессу в основном на уровне слухов, мы решили восполнить этот пробел и узнать, как живет и чем занимается Отдельный штурмовой батальон «Сомали» Вооруженных сил Донецкой Народной Республики.

Военнослужащие ОШБ «Сомали» ВС ДНР на занятиях по тактической подготовке

Начали мы прежде всего с расположения. Последний раз я здесь был в день гибели «Гиви», очень хорошо запомнил этот день. Жуткий мороз, запах гари, раскуроченый кабинет командира и слезы его сослуживцев.

Сейчас здание полностью восстановлено, проведен серьезный косметический ремонт и отреставрированы выгоревшие помещения.

Рабочий стол Михаила Толстых

Папаха Михаила Толстых

В кабинете Гиви теперь музей его памяти, а в приемной музей боевой славы батальона. Воссоздана прижизненная обстановка и интерьер помещений, которые занимал Михаил Толстых. Под стеклом выставлено его оружие и личные вещи.

В музее боевой славы экспозиции, посвященные боевому пути батальона и отдельным операциям, таким как Иловайская операция, Донецкий Аэропорт и т. д.

Обгоревшее личное оружие командира батальона «Сомали»

Оружие и личные вещи «Гиви»

Остальные помещения тоже отреставрированны, обустроены светлые казармы, столовая, огромный спортзал и современная «качалка». Короче, все условия для службы.

На момент нашего посещения в месте постоянной дислокации бойцов практически не было, только те, кто стоял в нарядах или отдыхал, остальные были или на полигоне, или несли службу на линии соприкосновения.

Военнослужащий ОШБ «Сомали» ВС ДНР

Собственно на полигон мы на следующий день и отправились.

Несмотря на тридцатиградусную жару, бойцы в полной боевой выкладке с применением настоящих боеприпасов и неслабых таких имитаций, каждая в несколько килограмм тротила, раз за разом поочередно группами отрабатывали наступательные действия, штурм и зачистку зданий, различные виды развертывания.

Занятия ОШБ «Сомали» на полигоне ВС ДНР

Штурм здания на полигоне ВС ДНР

Если бойцы допускают ошибки, командир действует жестко. «Минутки мотивации» проходят регулярно. Но при этом все объясняет и показывает на своем примере, как действовать правильно в той или иной ситуации. Все делается для того, чтобы при выполнении боевой задачи быть как можно слаженнее и избежать потерь.

Командир отделения ОШБ «Сомали» позывной «Толкач»

Учения ОШБ «Сомали»

Военнослужащий ОШБ «Сомали» после учений

Вообще, легендарное подразделение реально порадовало. Все молодые, дерзкие, в отличной физической форме, такие «по зубам» противнику дадут запросто.

Те, кто служил в батальоне при Михаиле Толстых, вспоминают его с большим уважением. Кроме как «Батя» не называют. Говорят, что традиции сохраняют, следуют наставлениям первого командира, умения и навыки оттачивают непрерывно. Думаю, «Гиви» гордился бы своими парнями.

Год назад был подло убит Герой ДНР, известный командир батальона «Сомали» Михаил Толстых – железный «Гиви». Он отважно боролся за свою землю с начала войны в Донбассе. Лихая доблесть, смелость самого «Гиви» и его бойцов известна не только в Республиках, но и за её пределами. В годовщину гибели комбата «Сомали» его память почтили семья, близкие друзья, сослуживцы и руководство ДНР.

Панихида, минута молчания, возложение цветов – все тяжелые моменты тянулись медленно. Близкие Михаила Толстых ничего не говорили: они были рядом со своим Героем. Глава ДНР Александр Захарченко также был немногословен: «Считаю, что сегодня ничего говорить не надо, надо делать - все сказано было раньше. Эту потерю вернуть нельзя, но он всегда с нами».

«Дело его не забыто, и мы не остановимся. За всех отомстим: за каждого погибшего солдата, за каждого гражданина нашей Республики», – сказал первый заместитель командира батальона, гвардии майор Сергей Мирошниченко. Разве многое к этим словам добавишь? К могиле «Гиви» несли много цветов: министр обороны ДНР Владимир Кононов, «сомалийцы», которые ныне проходят службу в батальоне и которые служили там ранее, боевые товарищи из «Спарты» – они плечо к плечу с бойцами «Гиви» штурмовали Донецкий аэропорт.

Отец батальона

Михаил Толстых всей душой болел за своих бойцов. По словам бойца «Сомали» Романа, который служил в батальоне при жизни командира, он был жестким человеком, но справедливым. И за это его не все любили.

«На самом деле Гиви внес огромный вклад в историю всей ДНР: он создал для нее по-настоящему боевой батальон. Гиви был отцом нашего батальона. Самые сумасшедшие, в хорошем смысле, бойцы были в «Сомали», и наверно в «Спарте». «Сомали» имело громкое имя: нас боялись и уважали. Когда мы приезжали на позиции, противник сразу перебрасывал силы на наше направление, чаще всего это были нацбатальоны типа «Азова». Помню случай, когда я находился на позиции непосредственно с Гиви: мы слушали «укроповский» радиоперехват: они тогда говорили своим, чтобы никто не стрелял, так как на позиции заехали «сомалийцы».

Один из наиболее тяжелых моментов для защитников ДНР – бои за Донецкий аэропорт. Именно силами «Сомали» и «Спарты» ДАП был взят.

«Да, там были и другие подразделения, тот же «Восток», но непосредственно штурм проводили наши батальоны. Тогда Мотор и Гиви работали как единый механизм. Поэтому Гиви набирал себе таких людей, которые были готовы пойти на всё, пожертвовать собой ради будущего Республики. Если кто-то из пацанов был ранен или убит, то на «укропов» обрушивался ад. Гиви приучил нас рвать за своих», – вспоминает Роман.

Бойцы «Сомали» очень тяжело тренировались. Сутки напролет во всей броне, касках, со всем оружием. «Гиви» говорил своим ребятам, для чего это необходимо: все должно получатся на автомате, так как во время боя будет сложно быстро ориентироваться. Всё должно быть отработано. Так «сомалийцы» добивались группового взаимодействия: каждый должен был понимать, что ему нужно делать.

«Он очень сильно наказывал, за то, что кто-то мог снять каску или бронежилет на позиции. Но сам «Гиви» смело воевал: однажды он пришел на мою позицию, и приказал «сваливать» в блиндаж. Сказал: «Я сейчас буду вызывать огонь на себя». Но он был без каски или броника – ему было на всё наплевать, – добавил Роман. – Год назад, когда у нас погибли четыре человека на промке, перед выездом «Гиви» спросил, кто желает туда поехать. И когда вперед шагнуло 90% батальона, он сказал, что гордится нами, как своими детьми. Теперь есть ощущение, что без Гиви батальон уже не прежний: мы шли именно за ним.

Он никогда не боялся спорить с генералами, начальством, не давал кинуть своих ребят просто «на мясо». Никогда не выполнял просто приказы: приезжал на место и тогда уже все решал. За это его уважало и руководство Республики. И еще «Гиви» не любил тех, кто шел воевать ради денег – ему нужны были бойцы, которые воюют за свою землю».

Батя, мы тебя не забудем

Еще один военнослужащий ДНР, командир взвода штурмовой роты батальона «Сомали» Андрей Петриков отметил, что Михаил Толстых всегда мог помочь делом и словом.

«Его любили, уважали за преданность. Он никогда не разменивался: для него его бойцы были прежде всего. Он за них всё и всех рвал. По-другому и скажешь. Я с ним начинал с Иловайска воевать. И тут много ребят с Иловайска. Он действительно был человеком своего дела. Те, кто на него гадости льют – это не люди, а твари. Он действительно яркий человек. Сейчас мы все равно продолжаем его дело, воюем – война не закончена, его дело тоже не закончено. Он создал наш батальон, и мы будем идти дальше, до самой победы. Спасибо ему за всё. Что я могу еще сказать? Батя, мы тебя не забудем».

Михаил Толстых был действительно неординарным человеком, ярким и смелым командиром. Герои не умирают – может показаться, что это стандартная и простая фраза. Но как может умереть тот, чье имя по-прежнему означает смелость и отвагу, чье дело до сих пор живет. Комбат «Гиви», в ДНР действительно есть те, кто тебя никогда не забудет.