Индуизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Истоки и история возникновения

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

Поздно возвращаешься домой? Страшно? Тогда зайди на http://magazin-elektroshokerov.ru и купи себе электрошокер.

Индуизм насчитывает около одного миллиарда последователей (примерно 14 процентов населения всей планеты) и является третьей по величине религией в мире после христианства и мусульманства (ислама). Считается, что индуизм существует уже более 7000-10000 лет. Тем не менее, среди жителей западных стран (и не только) распространилось множество заблуждений об индуизме и его последователях. В данной статье представлены самые популярные из них.

1. Название

Термины "hinduism" («индуизм») и "hindu" («индуист; последователь индуизма») являются анахронизмами и не упоминаются ни в одном из древних текстов индуизма. Термин "hindu" относится к людям, которые проживали в районе реки Инд. Слова "hindu" и "hinduism", вероятнее всего, пришли от персов, которые вторглись на Индийский субконтинент и могли употреблять их по отношению к людям, которые проживали в речной долине ("hindu" означает «река»).

Оригинальное название индуизма – Санатана Дхарма («в вечном долгу перед Богом»); оно не является широко известным в Западном мире. Последователей данной религии называют «дхармисами», что означает «последователи Дхармы». Слова "hindu" и "hinduism" используются преимущественно в западных культурах, хотя многие современные индуисты также начали употреблять их. К другим дхармическим традициям, похожим на индуизм, относятся буддизм, джайнизм и сикхизм.

2. Все индуисты – вегетарианцы

Да, многие индуисты действительно практикуют вегетарианство, однако это к большинству это не относится. Некоторые индуисты верят, что все животные являются разумными, чувствительными существами, поэтому и не едят мяса. Однако другие употребляют в пищу всё, что пожелают.

Только 30-35 процентов индуистов – вегетарианцы, которые придерживаются «ахимсы», принципа ненасильственного отношения ко всему живому. Это меньшинство индуистов, которые не употребляют в пищу мясо, составляет подавляющее большинство вегетарианцев по всему миру; их численность составляет свыше 300 миллионов человек.

Большая часть духовных лидеров (свами, садху и гуру) – вегетарианцы, однако обычные индуисты охотно едят мясо. Согласно ахимсе, убийство животных и употребление в пищу мясных продуктов создаёт отрицательную карму на различных уровнях, однако многих индуистов это не пугает.

3. Индуизм – это организованная религия

Причин, по которым религии становятся организованными, существует огромное множество, но, как правило, это связано с распространением религиозных учений и политического влияния нации. Христианство распространилось через римлян/византийцев, а ислам – благодаря мусульманским кампаниям в Азии и Европе. Тем не менее, индуизм никогда не был организованным и особо распространённым – до недавнего времени.

Эта религия превратилась в список учений и руководящих принципов без политического влияния, в отличие от большинства других конфессий. У индуизма нет основателя; также неизвестна и точная дата его появления. Индуистский синтез начал развиваться в период между 500 и 300 годами до нашей эры. В конечном счёте, различные формы индуистского учения объединились в практику, которую мы наблюдаем сегодня.

4. Индуизм имеет кастовую систему дискриминационного характера

Существует общераспространённое заблуждение, согласно которому последователи индуизма придерживаются кастовой системы. Оно возникло потому, что данную религию часто ассоциируют с Индией. Так называемые «неприкасаемые» в индийском обществе находятся вне этой системы, но это больше обусловлено культурой Индии и не имеет ничего общего с учениями и практиками индуизма.

Индийская кастовая система отражает принадлежность человека к той или иной группе (присваивается при рождении), однако никоим образом не связана с его личностью. Меж тем, индуистский термин «варна» характеризует социальный порядок как основу моральных обязанностей, связанных с качествами человека, независимо от того, кем он родился.

И хотя эти две системы тесно переплетаются, индуизм имеет иную кастовую структуру за пределами Индии. Индийская кастовая система распространяет своё влияние на индуистов и делит их на брахманов (священнослужители и учителя), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудров (чернорабочие). Тех, кто выпадает из системы, называют далитами (изгои/неприкасаемые).

5. Индуисты поклоняются идолам

Многие люди считают, что индуисты поклоняются идолам. Поскольку большая часть населения планеты придерживается исламских и христианских взглядов, запрещающих идолопоклонство, многим это кажется странным и антирелигиозным. Тем не менее, индуисты видят Бога во всём и не считают это поклонением идолам.

Всё на Земле является «аркой» («живое воплощение») Бога, по этой причине жизнь присутствует в каждом образе или «идоле», которому поклоняются индуисты. Они называют данную практику «мурти пуджа» («поклонение образу»). Согласно индуистским взглядам, каждое творение – это форма Бога, а, значит, его форма есть во всём.

Индуисты не рассматривают это как идолопоклонство, поскольку, по их мнению, они поклоняются непосредственно Богу (который присутствует в каждой вещи), а не его образу. Это прямо противоречит авраамической традиции идолопоклонства, изложенной в десяти заповедях. Именно по этой причине жителям западных стран трудно отделять индуистскую практику мурти пуджа от того, что они считают идолопоклонством.

6. Индуисты поклоняются коровам

Индуисты не поклоняются коровам. Причиной появления этого общераспространённого заблуждения стало то, как индуисты относятся к корове, которая даёт больше, чем получает, является символом всех остальных животных и олицетворяет жизнь и её продолжение. Корова берёт только зерно, траву и воду, а отдаёт много чего – молоко, сметану, йогурт, сыр, сливочное масло и удобрение для полей

Коров также уважают за мягкий характер. Глядя на то, как почитают коров в индуизме и индийском обществе, сторонние наблюдатели думают, что этим животным поклоняются. На самом же деле индуисты рассматривают это как проявление уважения.

7. Все женщины с бинди – замужние

Бинди (красная точка на лбу) носят миллионы женщин и девушек во всём мире, особенно в Индии. Бинди отведена духовная роль в индийской культуре, однако сегодня её значение несколько приуменьшилось.

По традиции замужняя женщина рисует точку в центре лба при помощи красной киновари, чтобы обозначить своё семейное положение; она символизирует любовь и процветание. Бинди носят там, где располагается «третий глаз», и человек теряет свою «аханкару» («эго»). В наши дни бинди по большей части утратило своё значение, и женщины могут носить его в том цвете, который им по душе.

Чёрное бинди символизирует потерю; его обычно носят вдовы. Мужчины иногда рисуют на лбу свой вариант бинди – тилаку, знак в виде нескольких линий, иногда с точкой.

8. Индуизм и иудаизм возникли примерно в одно и то же время

На Индийском субконтиненте в течение нескольких тысяч лет развивались различные культурные традиции и религиозные течения, которые, в конечном счёте, объединились и сформировали современную форму индуизма в 1800 году нашей эры. То, что индуизм и иудаизм (первая авраамическая религия, которая также породила ислам и христианство) возникли примерно в одно и то же время, является общераспространённым заблуждением.

Иудаизм – религия, которая появилась примерно в 1500 году до нашей эры. Ранние формы индуизма произошли от доисторических верований, датируемыми десятками тысяч лет. Он является самой древней религией, практикуемой в мире.

9. «Бхагавадгита» – это индуистская библия

«Бхагавадгита» является одним из самых известных индуистских текстов в Западном мире, однако это не индуистская библия. В «Бхагавадгите» изложены многие постулаты индуизма через диалог между принцем Арджуной (третий из братьев Пандавов) и Кришной.

Индуистские священные тексты делятся на шрути («услышанное») и смрити («запомненное»). Шрути считаются боговдохновенными, в то время как смрити получены от великих мудрецов.

«Бхагавадгита», по мнению многих, представляет собой аллегорию этической и моральной борьбы человека; она используется в качестве руководства. Махатма Ганди называл «Бхагавадгиту» своим «духовным словарём» и обращался к книге во время борьбы за освобождение Индии.

10. Индуизм – политеистическая религия с 330 миллионами богов

Монотеизм – вера в то, что существует только один Бог; политеизм – вера во множество богов (пантеоны Древней Греции и Рима – бог любви, бог войны и так далее). Иудаизм стал первой монотеистической религией.

Индуизм считаются политеистическим из-за существования 330 миллионов богов, но это не является точным определением данной религии. Индуистская концепция Бога является сложной и может быть разной для каждого отдельного человека, однако она вращается вокруг единого Бога или высшего духа.

Индуистские практики допускают различные образы Бога. Индуисты верят, что одного верховного Бога нельзя полностью понять, поэтому и существуют его земные воплощения (Шива, Вишну и другие).

Каждый индуист имеет право решать, какому воплощению Бога отдавать предпочтение в тот или иной момент времени. За несколько тысячелетий различные культуры породили миллионы таких воплощений.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по материалу сайта

Что такое индуизм и во что верят индуисты?

Индуизм является одной из самых старых известных организованных религий – ее священные писания датируются 1400 по 1500 гг. до н.э. Он также является одной из самых разнообразных и сложных религий, имеющей миллионы богов. Индуисты имеют широкий спектр ключевых верований и разделены на многие различные секты. Хотя это третья по величине религия в мире, индуизм сосредоточен в основном в Индии и Непале.

Ключевыми текстами индуизма являются Веды (считающиеся самыми важными), Упанишады, Махабхарата и Рамаяна. Эти сочинения содержат гимны, заклинания, философские размышления, ритуалы, стихи и рассказы, на которых индусы основывают свои убеждения. Другие тексты, используемые в индуизме, включают Брахманы, сутры и Араньяки.

Хотя Индуизм часто воспринимается как политеистическая религия, поклоняющаяся около 330 миллионам богов, она также имеет одного «верховного бога» – Брахму. Согласно их убеждениям, Брахма присутствует в каждой части действительности и бытия всей Вселенной. Брахма является безличным и непознаваемым и, согласно верованиям индуистов, существует в трех разных формах: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Эти «грани» Брахмы также известны многими другими воплощениями каждой из них. Обобщить индуистскую теологию сложно, так как различные школы индуизма содержат элементы почти каждой теологической системы. Индуизм может быть:

1) монистическим – только одна вещь существует, школы Шанкары
2) пантеистическим – только одна божественная вещь существует, поэтому Бог является идентичным миру, брахманизм
3) панентеистическим – мир является частью Бога, школа Рамануджи
4) теистическим – только один Бог, отличный от творения, бхакти-индуизм
Изучая другие школы, можно прийти к выводу, что индуизм также может быть атеистическим, деистическим или даже нигилистическим. При таком разнообразии, включенном в понятии «индуизм», можно задаться вопросом о том, что общего между ними. Единственным реальным аспектом является то, признаются ли священными Веды, или нет. Если так, тогда это индуизм, и наоборот.

Веды – это более чем богословские книги. Они содержат богатую и красочную «тео-мифологию», то есть религиозную мифологию, сознательно сплетающую мифы, теологию и историю для достижения сюжетной формы религиозных корней. Эта «тео-мифология» настолько глубоко укоренилась в истории и культуре Индии, что отвергать Веды означает противостоять Индии. Таким образом, система верований отвергается индуизмом, если она в определенной степени не охватывает индийской культуры. Если система принимает индийскую культуру и ее тео-мифологическую историю, тогда она может быть принята как «индуистская», даже если ее теология является теистической, нигилистической или атеистической. Эта предрасположенность к противоречивости может стать настоящей головной болью для людей с Запада, ищущих логическую последовательность и рациональную обоснованность в их религиозных взглядах. Но, справедливости ради, христиане не более логичны, когда заявляют о своей вере в Яхве, но отвергают Христа, живя, как практические атеисты. Для индуистов этот конфликт является подлинным логическим противоречием. Для христианина это, скорее всего, простое лицемерие.

Индуизм рассматривает человечество как нечто божественное. Так как Брахма присутствует во всем, то индуизм утверждает, что все – божественно. «Атман», или собственное «я», является одним целым с Брахмой. Любая реальность вне Брахмы считается просто иллюзией. Духовная цель индуистов – стать единым целым с Брахмой, прекращая этим существование «индивидуальности» в ее иллюзорной форме. Эта свобода называется «мокша». Пока она не достигнута, по убеждению индуистов, они будут повторно перевоплощаться, чтобы иметь возможность работать над самореализацией в направлении истины (истина заключается в том, что существует лишь Брахма, и ничего больше). Перевоплощения человека определяется кармой, которая является принципом причины и следствия, управляемым природным балансом. Поступки, совершенные в прошлом, влияют и соответствуют тому, что произойдет в будущем, т.е., прошлые и будущие жизни взаимосвязаны.

Несмотря на то, что это лишь краткий обзор, несложно увидеть, что индуизм противоречит библейскому христианству почти во всем в своей системе верований. Христианство имеет единого Бога, который является личностью и которого возможно познать (Второзаконие 6:5; 1 Коринфянам 8:6); имеет один набор Священного Писания; учит, что Бог создал землю и все, что обитает на ней (Бытие 1:1; Евреям 11:3); считает, что человек создан по образу Божьему и живет лишь один раз (Бытие 1:27; Евреям 9:27–28), а также учит, что спасение достигается лишь через Иисуса Христа (Иоанна 3:16; 6:44; 14:6; Деяния 4:12). Индуизм как религиозная система терпит неудачу, поскольку не признает Иисуса как уникально воплощенного Богочеловека и Спасителя – единственный достаточный источник спасения для всего человечества.

Индуизм является древней религией, которая страдает от многих неправильных и ложных представлений относительно себя. И формировались такие мифы на протяжении столетий. На Западе трудно было найти соответствующую литературу по данной тематике, а существующие же работы умышленно или непреднамеренно не могли охватить реальную сущность индуизма.

Попытки интерпретировать учения привели к большой путанице. Нельзя подходить к индуизму со своими, западными представлениями о Боге, небесах, душе, аде и грехах. Существующие термины шире, чем в обычной религии. А чтобы понять настоящее значение священных писаний, тех же Упанишад, надо прочитать их самому, а не искать толкования. Поэтому и стоит развенчать основные мифы об индуизме.

Индуизм является религией. Самым главным заблуждением об индуизме является то, что мы считаем его религиозной верой. Но более точно воспринимать его, как образ жизни, дхарму. Это не религия, а скорее закон, который определяет действия человека. Индуизм не было основан кем-то одним определенным, там нет основной доктрины и центральной власти. Не требуется принимать какую-то главную идею. Никто даже точно не может сказать, где и когда появился индуизм. Да и само это слово ни в одном из писаний не присутствует. Появилось оно в честь жителей провинции Синд, которые жили около реки Инд. Ныне это территория Пакистана. Персы прозвали этих людей индусами. Индуизм же является собранием различных религиозных, философских и культурных идей, традиций и верований. Характерна для них всех вера в реинкарнацию, законы кармы, абсолютное бытие, путь праведности и освобождение от цикла рождений и смертей.

В индуизме существуют миллионы богов. Считается, что в индуизме 33 крора божеств. Один крор на хинди - это 10 миллионов. Таким образом, согласно традиции, божеств 330 миллионов. Конечно, это гипербола, но из словарей и справочников удалось выделить по имени или функционалу более тысячи сверхъестественных существ. Веды не входят в это множество, они составляют 33 верховных божества. О них упоминают Яджур-веды, Атхарваведа, Шатапатха-брахмана. Скорее всего, виноват неточный перевод и толкование слов. Так «верховные божества» превратились в «божества, которых 10 миллионов».

Индуизм - гибкая религия. Индуизм довольно спокойная и терпимая к другим верованиям религия, но это не означает свободу. Есть понятие Шрути, которое подразумевает, что никакие изменения не допускаются. После инициации в религиозной практике надо в точности повторять мантры, как они есть. Изменение хотя бы одного слога сделает молитву недействительной.

В индуизме есть элементы атеизма. В Древней Индии существовало несколько школ настиков. Но это не означает, что они были частью канонического индуизма, который существует сегодня. Философия включает в себя множество идей, возникших в Индии. Все основные религиозные тексты являются теистическими, с явной ссылкой на Бога. О нем говорят Веды, в Бхават Гите Кришна не допускает сомнений, когда речь заходит о Боге. Да и в Бхадже-говиндаме главный герой, религиозный лидер Шанкара, прямо говорит о существовании Бога. Как видно, в главных религиозных текстах нет никаких элементов атеизма.

Все индусы - члена Санатаны Дхармы. Санатана Дхарма - имя индуизма в самой Индии. У этой древнейшей религии на планете более миллиарда последователей. Индусами принято считать тех, кто живет вокруг реки Инд, неподалеку от нее и юго-восточнее. Последователями же индуизма стоит считать всех тех, кто верит в многочисленных богинь и богов. И это не те обычные существа с определенными характеристиками, о которых говорят другие религии. В индуизме речь идет о Дэватах, которые представляют собой естественные элементы, человеческие чувства, эмоции, действия и желания. Но верят в них далеко не все. В густонаселенной Индии есть и атеисты, и приверженцы других религий.

Индусы являются идолопоклонниками. Ни один индус не скажет, что он поклоняется идолу. Скорее, речь идет о почитании не Бога, а его напоминания. Индусы верят в физическое воплощение Бога в виде кумира. Это помогает сосредоточиться на одном аспекте молитвы или медитации. Так, человек, начавший свое собственное дело, может поклоняться Ганеше, божеству с головой слона. Он отвечает за успех и благополучие. Изображения богов или богинь используются в качестве точки фокусировки, чтобы помочь в молитвах.

Индусы поклоняются коровам. Индусы вовсе не молятся коровам, но зато все живые существа воспринимаются, как священные. В индуизме считается, что любое живое существо имеет душу. И это правда, что в местном обществе коровы занимают особенное место. Вот почему индусы воздерживаются от употребления говядины. Коровы считаются нежными существами, олицетворением материнства, дающими молоко и жизнь. И индусы ценят это своим вниманием.

Индуизм поддерживает дискриминационную кастовую систему. В основе любой кастовой дискриминации лежит не религия, а культура. В Индии эта древняя система разделения в зависимости от профессий была определена в священных текстах. Но за долгие годы касты превратились в жесткую социальную иерархию. Представители низших каст, неприкасаемые, являются маргиналами и подвергаются преследованиям. Но современные индуисты утверждают, что кастовая дискриминация не должна рассматриваться, как неотъемлемая часть религии, и как наказание за верования.

Бхагавад Гита является аналогом Библии. В индуизме нет одной центральной и самой авторитетной книги. Религия богата целой коллекцией древних религиозных писаний. Индусы верят, что Бог наделил мудрецов возможностью видеть истину. И это передавалось через тысячи лет, благодаря устной традиции. К священным писаниям относятся Веды, Упанишады, Пураны и Бхагавад Гита, или же Песнь Господа. Она является основой индуисткой философии, но это часть Махабхараты. Состоящая из 18 глав, Гита считается самым длинным стихотворением в мире и определяет основные тезисы религии. Но читали ее не все индуисты.

Карма является философией. Каждый человек имеет возможность выбора в своей жизни. В основе кармы лежит теория, что каждое действие человека приводит в действие некие силы, которые отвечают реакцией. Индусы считают, что в своей жизни им приходится сталкиваться с последствиями прошлых действий. Каждый человек связан своей судьбой с предыдущими делами. Конечная цель состоит в том, чтобы получить карму, которая будет располагать чистой душой или же освободиться от цикла перерождений.

Индуистские тексты полны духовности. Изучив древние тексты индуизма можно увидеть, что там есть не только книги о духовности, но еще и о светских занятиях, науке, медицине и инженерии. И это еще одна причина, по которой индуизм трудно классифицировать, как религию. Нельзя считать его и метафизической школой. По сути, это стоит просто принять, как другой мир. Фактически, индуизм можно сравнивать с той цивилизацией, которая существует в настоящее время на Земле.

Философия Мокша посвящена спасению. Само понятие спасения не является синонимом того освобождения, о котором говорит Мокша. Ведь это относится к большому числу явлений. Философия индуизма не просто рассматривает возможность спасения, но еще и от чего собственно надо спасать и к чему приходить при этом. В индуизме спасение нужно воспринимать именно, как высвобождение. Мы спасаемся не только от греха, но и от всего нашего существования. Мокша считает, что человек должен высвободиться от цикла перевоплощения.

В индуизме запрещено есть мясо. Индуизм не требует, чтобы его последователи были вегетарианцами. Многие приверженцы вовсе вполне успешно употребляют и мясо. Просто вегетарианская диета рекомендуется в соответствии с некоторыми принципами. Одним из них является ахимса, ненасилие над животными.

В индуизме женщина не равна мужчине. В древнем обществе внимательно и уважительно относились к людям, которые занимались профессиональной деятельностью, будь то мужчина или женщина. Считалось, что люди свободны, чтобы сделать выбор, изменить свою карьеру или навыки, если такая возможность существует. Ведические молитвы также показывают, что у женщин была значительная власть в выборе партеров для брака. Будучи обрученными, пара жила в моногамных отношениях. При этом права у женщин были такие же, как и у мужей. В Ведах есть мало свидетельств о детских браках, системе выкупа невесты и ритуальной традиции Сати. В ней вдова заживо сжигается вместе с покойным мужем. В священных текстах ничего не говорится о самоуничижении вдовы, о запрете ей повторно вступать в брак. Нет и религиозных ограничений относительно кремации женщины или участия в освящении погребального костра покойного родственника. Стоит отметить, что в Индии всегда встречались хорошо образованные харизматичные женщины, не боявшиеся вступать в философские дискуссии с мужчинами. Например, Гарги была великим проповедником. Индуизм допускает, что женский разум может быть выше мужского, при этом стоит соблюдать нормы социального этикета.

Манусмирти является важным социальным и религиозным текстом в индуизме. Нелепо рассматривать «Законы Ману», как важную часть индуисткой Варна-ашрама дхармы. Путаница присутствует, несмотря на то, что Манусмирти часто противоречит ведам, хотя бы по важным моментам каст и прав женщин. Да и сами тексты эти среди индусов не особенно популярны. К тому же их никогда не использовали, как религиозное или социальное учение.

Индуизм проповедует антиматериализм. В индуизме говорится, что материалистические устремления или погоня за чувственными удовольствиями не могут принести вечного счастья. Религия учит, что необузданный поиск радостей жизни всегда порождает невидимые поначалу страдания. Индуизм советует практиковать умеренность, быть бдительными и не увлекаться чрезмерно. Конечной целью жизни является освобождение, мокша. На пути к этому большинству потребуются дхарма (праведность), артха (материализм) и кама (чувственные наслаждения).

В мире существует множество и верований. , проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу и поклоняются им. Религии бывают мировыми - распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики - во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как , Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о , и .

В современном мире индуисты проживают не только в и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и . Краткое описание религии может быть таким: индуизм - сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств - Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, и .

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста - стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой . Когда заканчивается земная человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало . Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, .
Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем , а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. - период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и . Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения . В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

  1. Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
  2. Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
  3. Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» - часть «Вед», в которых находятся размышления о и природе Бога.
  4. Религиозно-философская школа . Оно представлено в - базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие и многих индийский ритуалов во всем мире.
  5. Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма - совокупность норм и правил.
  6. Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  1. Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  2. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и .
  3. Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  4. Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию - жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного , принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и , которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою . Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выход из цепи перерождений

Мокша - это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, карма и пространство рассматриваются как особая сила и , скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  1. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  2. Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, женщин, и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый , умелое владение оружием, сила и выносливость.
  3. Вайшьи. Представители этой варны - земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением .
  4. Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую .

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:
  • эндогамия, возможность заключать только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора .

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

  1. Айяппа - сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- с драгоценным камнем на .
  2. Ганеша - бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  3. Дурга - богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой , восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
  4. Кали - богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой с длинными черными , 4 , 3 и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
  5. Лакшми - богиня материального благополучия, изобилия, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 , одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сканда, Хануман.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

  • Индра - главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
  • - бог и света, целитель;
  • Агни - повелитель огня и домашнего очага;
  • Ваю - божество и ветра;
  • Варуна - Бог-Владыка, хранитель справедливости;
  • Адити - богиня материнства;
  • Сарасвати - богиня мудрости, искусства, и .
А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:

  • Матсья - воплощение бога в ;
  • Курма - в виде черепахи;
  • Вараха - вепрь;
  • Нарасимха - человек с головой льва;
  • Вамана - царь-карлик дайтев Бали;
  • Парашурама - сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главенствующими;
  • Рама - царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
  • Кришна - в некоторых источниках называется верховной формой Бога и не считается аватаром;
  • Гаутама Будда - явился в виде человека, решившего выявить людей порочных и не преданных вере, стараясь разубедить их в том, что «Веды» священны, и таким образом отнять у них силу;
  • Калки - предстоящая аватара, появление которой предрекают в конце эпохи Кали-юги.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

  • «Ригведа» - самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:
  • «Самхиты» - мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой «Веды»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  1. Брахмачарья - самый первый этап человека, который длится от рождения до 24 лет. Его еще называют «жизнь ученика», поскольку он подразумевает период обучения под контролем гуру в качестве монаха, практикуя самопознание, воздержание, и жизнь по принципам дхармы.
  2. Грихастха - период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, родить , заботиться о родителях и заниматься служением святым личностям. Он длится с 25–49 лет. За этот период человек должен достичь таких целей, как артха и кама.
  3. Ванапрастха - это отрезок от 50–74 лет, когда человек уходит от дел и готовится отойти от материального мира. Человек уделяет больше внимания духовным практикам и посещению святых мест.
  4. Санньяса - ашрама в возрасте от 75 до 100 лет. Время, когда человек уходит от мирских дел и посвящает свою самопознанию и духовным практикам, в это время он занимается подготовкой к отходу в иной мир и освобождению души от материального , достижению мокши.

Артха, кама, дхарма, мокша

Пурушартхи, которые должен достичь за свою мирскую следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

  1. Артха - достичь богатства, получить благосостояние и накопить определенные средства, получить знания и умения, занять высокое социальное положение и обрести власть.
  2. Кама - цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и наслаждения. Она стоит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступна не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
  3. Дхарма - комплекс мер и правил, определяющие нравственные устои, исполнение религиозных обязательств и исполнение законов бытия.