Интересные факты о наследственных спорах. Занимательные факты о генетике и наследственности. Стремление к путешествиям

Наследственность
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Наследственные болезни
Все наследственные заболевания, обусловленные наличием одного патологического гена, наследуются, в соответствии с законами Менделя. Возникновение наследственных болезней обусловлено нарушениями в процессе хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ключевую роль наследственных факторов в возникновении патологического гена, приводящего к заболеванию, подтверждает очень высокая частота ряда заболеваний в некоторых семьях по сравнению с населением в целом.

Наследственные болезни – передающиеся потомству болезни, обусловленные изменением наследственной информации - генными, хромосомными и геномными мутациями. Термины «наследственные болезни» и «врожденные болезни» не являются синонимами. Врожденными называют болезни, которые выявляются с рождения; они могут быть связаны как с наследственными, так и с экзогенными факторами. Например, пороки развития могут возникать не только при генетических нарушениях, но и в результате действия на зародыш инфекционных. факторов, ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств. Наследственные болезни не всегда бывают врожденными, поскольку многие из них проявляются не сразу после рождения, а спустя несколько лет, иногда десятилетий. В качестве синонима термина «наследственные болезни» не следует также употреблять термин «семейные болезни», т. к. последние могут быть обусловлены не только наследственными факторами, но и условиями жизни или профессиональными традициями семьи.

Цвет наших волос и глаз, рост, особенности фигуры мы позаимствовали у своих родителей. Кто-то от бабушек и дедушек. Но существует еще множество особенностей, не таких очевидных, но тоже значительных, которые также достались нам по наследству.

Мы узнали, за что нам благодарить родителей или, наоборот, за что на них обижаться.

11. Здоровье зубов зависит от наследственности, а не от того, как вы следите за ними
Если вы тщательно чистите зубы дважды в день, но все равно появляется кариес, не вините себя. Возможно, все дело в генетике. По крайней мере ученые это подтверждают в своих исследованиях. Может, вам повезло в чем-то другом и достался от родителей, например, красивый ровный нос или стройная фигура.

10. Здоровье ребенка больше зависит не от матери, а от отца
Мы привыкли слышать, что здоровье ребенка во многом зависит от здоровья матери. Однако ученые из медицинской школы Университета Южной Каролины пришли к выводу, что в нас больше от отца, чем от матери. И плохой ген, доставшийся от мамы, не проявится так сильно, как такой же ген, полученный от папы.

9. Ребенок наследует интеллект от матери
Нам с детства внушали, что мальчик должен быть умным, а девочка - красивой. А если в семье способный ребенок, то чаще всего все без сомнений твердят: «В папу пошел!» Последние исследования ученых говорят об обратном. Значительная часть детского интеллекта зависит от Х-хромосомы. А у женщин таких хромосом две. Поэтому они в два раза чаще передают характеристики, связанные с интеллектом.

8. Мигрень передается по наследству. Плохая погода тут ни при чем

В наследство от родителей нам достается иногда не только хорошее. Например, существует мнение, что даже мигрень передается по наследству. И иногда от сильной головной боли люди страдают целыми семьями.

7. Способность мало или много спать зависит от генов
Способность мало спать обычно связывают с недюжинной силой воли. А тех, кто любит поспать долго, называют совами или лентяями. Хотя на самом деле все дело в гене DEC2. Его обнаружили ученые из Калифорнийского университета. Его счастливые обладатели могут спать меньше остальных, а чувствовать себя при этом замечательно.

6. Спортсменами рождаются
Победы спортсменов - это результат их упорной тяжелой работы. Но, оказывается, существуют гены ACE и ACTN3, отвечающие за выносливость и силу. И они нам достаются от родителей. Если у ребенка этих генов нет, не стоит ставить крест на его спортивной карьере. Просто тем, кто ими обладает, добиться высоких результатов чуть легче.

5. Решительность заложена в генах
Решительность - это еще одна особенность, которая достается по наследству, но не всем. К такому выводу пришли ученые из Института человеческого развития Макса Планка в Берлине. Оказывается, из-за вариации фермента COMT - Val люди способны быстрее и более гибко решать различные вопросы.

4. Существует генетическая склонность к депрессии

Не стоит скептически относиться к людям, у которых время от времени случается депрессия. Возможно, дело совсем не в слабости характера. Исследователи из Института геномики человека в Майами (США) уверены, что виной всему дефект в ДНК и наследственность.

3. Чихательный синдром передается по наследству
Если вы давно заметили за собой привычку чихать при взгляде на яркий свет или на солнце, знайте, это еще один признак, который достался вам от кого-то из близких родственников. Обычно если у одного из родителей есть эта особенность, то в 50 % случаев ребенок тоже наследует ее.

2. Оптимистичные родители - оптимистичные дети
Жизнерадостность и позитивное отношение к жизни также достается нам от родителей. Ученые из Университета Эссекса доказали, что люди с длинной версией гена 5-HTT чаще фокусируются на позитивных моментах в жизни и меньше хандрят.

1. Способность писать левой рукой заложена в генах
Удивительно, но на тот факт, левши мы или правши, влияет ген LRRTM1. Он модифицирует асимметрию в мозге человека. Поэтому не стоит смотреть на левшей как на белых ворон. Это не их вина. Всему причиной наследственность.

Возможности генетики выходят далеко за пределы современной медицины. Зная причину заболеваний и другие человеческие характеристики на уровне генетики, можно вылечивать их и изменять навсегда еще в зародыше человека. Конечно же, этической критики такой подход не выдержит, но в будущем все может перевернуться.

Основа генетики – это изучение человеческого генома, зашифрованного в каждой клетке кода, который определяет ее развитие. Известно, что ДНК человек получает по наследству, но получает он его несколько видоизмененным. Имея полное представление о работе кода, человек смог бы проследить путь ее развития от самого начала, а также заглянуть в будущее кода конкретного человека и его детей. Итак, теперь об интересных фактах из мира генетики.
1. Интеллект от сына к отцу не передается, поэтому забудьте о том, что если вы очень умны, то гением будет и ваш сын.
2. Идиотизм отца не передастся сыну. Если вы самый настоящий кретин, то, к вашей радости, ваш сын не будет похож на вас.
3. Интеллект передается от отца к дочери и только наполовину.
4. Мужчина наследует интеллект от своей матери, которая унаследовала свой от своего отца.
5. Дочери мужчин-гениев возьмут от отца ровно половину его гениальности, а сын возьмет все. Если же отец туповат, то в этом случае дочь также будет наполовину такой же. Поэтому гениальных женщин почти нет, так же как и нет женщин-идиоток на 100 процентов. Зато гениев и тупиц мужского пола очень много. Отсюда же идет и поколение матерей-одиночек, и неудачников-алкашей, и нобелевских лауреатов, подавляющее большинство которых мужского пола.

Итак, выводы для мужчин:

- для того, чтобы примерно понять, какой интеллект будет у вашего сына, посмотрите на отца вашей жены, и если он академик, то и сын будет умным;
- ваша дочь получит половину вашего интеллекта, но и половину вашего идиотизма. В общем по умственным способностям она будет ближе к вам. Ее сын, ваш внук, получит ваш интеллект на 100 процентов, поэтому если хотите умное поколение, то мечтайте о дочери.
- ваши умственные способности вы получили от своей матери, а если быть совсем точным, то от дедушки.

Выводы для женщин:

- ваш сын по уму – это ваш отец, поэтому ругать его за глупость, говоря, что он такой же, как и его отец, не совсем верно;
- ваша дочь воспитана будет как и вы, но по умственным способностям она будет похожа на своего отца, а ее сыновья будут интеллектуальными копиями вашего мужа.

Полагают, что главный показатель увеличения продолжительности жизни заключается в том, что современные пожилые люди живут дольше. Но в действительности все не так.
Огромным, главным и стратегически важным показателем увеличения продолжительности жизни является то, что старость сегодня начинается гораздо позже, а не то, что она дольше продолжается.


Те, кому сегодня 40, 50 или 55 лет, столкнутся со старостью примерно в 75 лет. Это на четверть века больше, чем она приходила к поколению наших родителей. Совсем недавно в жизни любого человека было три основных периода, а именно: молодость, зрелость и старость. Сегодня зрелость наступает в 50 лет и знаменует собой начало нового, ранее не существовавшего этапа в жизни человека.
Что мы знаем об этом этапе?
1. Он длится очень долго, практически 25 лет (приблизительно с 50 до 75 лет).
2. В отличие от предыдущих реалий, сегодня интеллектуальные и физические возможности человека при верном подходе не просто не снижаются, а, как минимум, остаются не хуже, а иногда и лучше, чем в молодости.


3. Сегодня это лучшие и самый качественный период в жизни человека, так как он совмещает в себе силы, здоровье и жизненный опыт. Больше нельзя сказать про таких людей «если бы молодость знала, если бы старость могла». По многочисленным статистическим наблюдениям это самое счастливое время в жизни человека.
4. Те люди, кому сегодня 55 – 65 лет, первыми в истории проживают этот период. Ранее он не существовал, так как люди начинали стареть гораздо раньше.
5. В самое ближайшее время люди возраста 50-75 лет станут самой многочисленной группой на планете.

В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка человека Урок 3

План урока: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 3. Можно ли влиять на наследственность.

Что такое наследственность П очему один человек похож на маму, а другой на папу? Один на бабушку, а другой на деда? П очему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

О т своих предков и родственников человек наследует определённые биологические признаки (свойства). Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определённых действи-ях, поведении. О бучаться инстинктам не надо, т.к. они суще-ствуют с рождения. А есть ли у человека инстинкты?

Заполните таблицу, используя набор слов: Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей 1, 3, 5, 7, 8, 9 6 2, 4 1.Способность защищаться 2.Способность относиться к другим, как к себе 3.Способность делать запасы впрок 4.Способность отличать хорошее от дурного 5.Способность строить жильё 6.Определённый овал лица 7.Способ-ность передвигаться 8.Способность мыслить 9.Способность утолять голод

Наследственность – биологическая сущность всех людей И з поколения в поколение передаётся спо-собность человека воспринимать окружаю-щий мир, мыслить, говорить. О т родителей человек при рождении получа-ет особенности своих эмоций: один – спокой-ный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. В сё это доказывает, что человек - существо биологическое.

Что же мы наследуем от родителей? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические приз-наки отличают людей от других живых орга-низмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению. С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству.

Можно ли влиять на наследственность М ногое зависит от условий жизни человека. О чень много зависит от воспитания чело-века. Н а человека, его характер и поведение вли-яют: О бразование К ультура Н равственные ценности З начит, человек – существо не только биоло-гическое, но и социальное, т.е. обществен-ное.

Ч ем человек отличается от животных? К акие биологические признаки насле-дует человек? Ч то может повлиять на наследствен-ность? К акова загадка человека? Давай повторим главное:

Домашнее задание: § 1 – до конца (сс. 11-14). З адания в Рабочей тетради №№4-8 (сс. 5-9).

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка человека

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. 5 класс. "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность -...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу!Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках. Образовательные ресурсы: Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 Презентация «Что такое наследственность» План урока: 1. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность. 2. 3. Можно ли влиять на наследственность Методы и формы обучения: Методы – наглядный, частично­поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная. Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт. Предметные Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. возможность Получат научиться: анализировать схемы и высказывать собственное мнение, суждения таблицы; Планируемые результаты Метапредметные УУД осуществляют Познавательные: поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Личностные УУД Осмысливают: гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Этапы урока I. Мотива ция к учеб­ ной деятель ности Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся усвоению изучаемого материала. Презентация. к Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися  Обучающимся предлагается работа в парах ­ подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.  Слайд 3.  Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).  Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» Презентация. Работа со слайдами презентации. Работа со слайдами презентации. Работа с учебником. С.11­13 II. Актуали зация знаний III. Изучени е нового материа ла ­ такова тема урока  Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.  План урока. Слайд 4.  Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что от жизнь человека зависит от двух факторов: наследственности и окружающей среды. Слайд 5.  Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.  Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.  Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.  Формулирует задание «Что человек наследует от родителей? Слайд 8.  Подводит учащихся к пониманию, что наследственность – биологическая сущность человека  Показывает слайд 9, комментирует новую информацию  Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебным пособием, поясняет задания, организует выборочный контроль.  Показывает слайд 10 ­ 11, комментирует новую Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида). Предполагаемый ответ ­ наследственность такое Предполагают наследственность, можно ли влиять на наследственность узнать, что Записывают новое понятие в свои словари Извлекают необходимую информацию Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос Самостоятельно осуществляют необходимой информации в учебнике. Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос Делают вывод, что человек – существо не поиск