Как я помогаю птицам зимой презентация. Презентация"Как помочь птицам зимой" презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему. Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»

Количество слайдов:22.

Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.

Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – наглядно и доступно.

Задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

  1. Как можно больше донести информации до обучающихся.
  2. Наглядно познакомить обучающихся с зимующими птицами (фото).
  3. Обратить внимание обучающихся на особенности питания зимующих птиц (картинки еды).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо!

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

План сообщения Название птицы. Внешний вид птицы. Особые повадки. Где обитает. Чем питается.

ВОРОБЕЙ Воробей скакал по грядке, Рядом кот играл с ним в прятки. Не поймать меня коту- Я проворный на лету.

СВИРИСТЕЛЬ Песня свиристеля - журчащая трель « сви-ри-ри-ри-ри », похожая на звучание свирели.

ПОПОЛЗЕНЬ

СИНИЦА Подвижная, вертлявая птица. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма.

СОРОКА Часто сорока издает длинные крики « чакр », «чирк», « чиррл » или «чара».

КОРМУШКИ

МЕНЮ НА ОБЕД ДЛЯ ПТИЦ Подсолнечник, особенно нежареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев.

МЕНЮ НА ОБЕД ДЛЯ ПТИЦ Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало (можно только несоленое) любят синички.

МЕНЮ НА ОБЕД ДЛЯ ПТИЦ Вкусное лакомство для птичек – семена дынь, тыквы и арбуза

ПРИРОДНАЯ СТОЛОВАЯ

Помогайте зимующим птицам!

Как зимой помочь птицам Кузнецова Ирина Николаевна Иркутская область, г. Киренск МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска» Дисциплина: окружающий мир Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с приложением на электронном носителе. М., Просвещение, 2012. – 145 с. Класс: 1 Продолжительность урока: 40 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Берегите птиц зимой"

Данная презентация составлена на основе наблюдений за птицами зимой. Может быть использована на уроке окружающего мира или на классном часе...

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...










SOS! SOS!Спасите! На помощь! Телеграмму прислали нам птицы. Но чтобы помочь, надо знать, какие птицы зимуют и чем кормятся. Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи они могут перенести даже сильные морозы. Потому – то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и вареное, но обязательно недсоленое. Из круп птицы охотно поедают пшеницу и овсянку «Геркулес. Можно давать белый хлеб, но обязательно просушенный и размельчённый.


Наблюдения показали: Какие же птицы обычны на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснешься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птиц около сорока, не больше, но все постоянно крутятся возле дома. После домашних животных остается много несъедобного корма. Вот и доедают пернатые друзья зерна за утками и гусями, да и из собачьих мисок стащить кусок не боятся. Самые постоянные гости – шустрые большие синицы. Когда чуть теплее, меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Самые частые гости – синицы. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.


Я хочу рассказать о синице. Почему же синицы носят такое название? А назвали их так потому, что прилетают к жилью осенью. Их назвали сначала осенницы, а потом это слово перешло в «синицы». Они словно в подтверждении своего названия издают довольно громкий мелодичный посвист «син-син». Оказывается: синицы приносят пользу даже зимой, питаются спрятавшимися насекомыми, тем самым лечат деревья.




Вот, что узнали о вороне… Вороны живут на шумных улицах и в лесу. Отбирают еду у других птиц, криком предупреждают соседей об опасности. Но истреблять их нельзя, так как эти птицы тоже часть природы. Нашла загадку о вороне и хочу вам загадать: Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет. Видишь: кружат 20 пар и кричат: «Карр,карр!




Знаете ли вы? Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Семена лучше раздавливать. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно подкармливать крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несоленые жир и мясо.


По горизонтали: 1. птица, которая украшает зимнюю природу 2. птица, которая питается колючей сосновой хвоей 3. какую птицу называют северным попугайчиком 4. птица, которая ночует под снегом По вертикали: 5. самая маленькая птичка наших лесов 6. птичья столовая 7. птица, в названии которой слышится посвист 8. маленький мальчишка в сером армячишке в сером армячишке по дворам шныряет, по дворам шныряет, крошки подбирает. крошки подбирает. Кроссворд




Подведём итоги: В результате проделанной работы мы сделали вывод: Птицы - наши друзья! Они защищают растения от вредителей, украшают нашу природу, нуждаются в поддержке человека. Надо им помогать всегда! В нашем посёлке рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, вороны, голуби, сороки. Зимуют не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких природных условиях. Число птиц, посещавших кормушку в холодную погоду было больше, чем в тёплую погоду. Вывод: надо их подкармливать. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края и будут радовать нас своим присутствием.



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Грибановский УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: «КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?» 1 КЛАСС СЛЕДЫ НА СНЕГУ

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Свиристель

Поползень

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

План сообщения:

  • 1. Название птицы.
  • 2. Внешний вид птицы.
  • 3. Особые повадки.
  • 4. Где обитает (еловые леса, сосновая чаща, бор, вблизи жилья).
  • 5. Чем питается.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок.

Чик- чирик! Не робей

Я бывалый... .

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.

Только я из птиц,

признаться,

В зной, морозы и

По стволу

передвигаться

Головою вниз могу.

ПОПОЛЗЕНЬ

Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой- Всё равно он будет мой!

Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти - … .

СВИРИСТЕЛЬ

У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Меню для птиц

  • Вкусное лакомство для птичек – семена дыни, тыквы и арбуза
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки. Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. ПРИРОДНАЯ СТОЛОВАЯ

Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от нас! Кормите их! Согрейте! Повести домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу. И оживут бедняжки. По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: - Спасибо, вам, великое!

Литература:
  • 1. Волина В.В. Учимся играя. – М., - Новая школа, 1994.- 448 с.
  • 2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, - Учитель, 2006.-124 с.
  • 3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение,2012. - 176 с.
  • Интернет-источники:
  • 1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki (информация о птицах).
  • 2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru (фото и картинки для презентации).
  • 3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php

Методическая разработка урока

в 1 классе по окружающему миру

на тему: «Как зимой помочь птицам?»
(УМК «Школа России»)

Г.А.Пичугина, учитель начальных классов,

МБОУ Большесодомовской ООШ»,

Тонкинский район, Нижегородская область.

Цель: создать условия для формирования знаний о птицах, зимующих в наших краях; устройстве кормушек и видах корма; воспитывать любовь к природе.

Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

Электронная презентация «Покормите птиц зимой»;

Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012 г., УМК «Школа России»;

Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012 г.;

Образец кормушки,пустые коробки из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат.;

Смайлики; карточки для игры «Крестики – нолики».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Формы работы учащихся:

    фронтальная

    коллективная

    индивидуальная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент

Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно

глядят?

Слушают стихотворение

Регулятивные УУД:

Организация своего рабочего места

Личностные УУД:

Формировать интерес к изучению родной природы;-

овышать уровень

мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя учащихся к

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Читает стихотворение под музыкальное сопровождение.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью

пуховой... Ф.Тютчев

Организует диалог.

Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц )

Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в

тёплые края?

А кто из вас может назвать их?

Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?

Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

А почему их так называют?

Какую пользу приносят птицы?

Без птиц было бы тяжело на земле, ведь

они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.

О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

Слушание и осмысление стихотворения

Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

Перелётные.

Скворцы, ласточки

Они не приспособлены к холодам и др.

Воробьи, синицы и т.д.

Зимующие.

Они не улетаю зимой в тёплые края.

Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.

О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

Познавательные УУД : -общеучебные - произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;

- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД :

Умение осознанно строить речевое

высказывание в устной форме.

Личностные УУД :

Проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД :

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3 минуты.

На данном этапе формулируется тема и цель урока используется фронтальная форма работы.

3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала

А сейчас послушайте меня внимательно и отгадайте загадки,что это за птица?

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Синичка

Личностные УУД:

Повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1 минута .

На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности.

4. И зучение нового материала.

А сейчас, давайте отправимся к птичкам и послушаем, что они

говорят. (Просмотр презентации)

Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это

ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?

Правильно.

Например, воробьи.(показ иллюстрации)

Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев.

Или синички и поползни (показ иллюстрации) , они почти круглый год живут в лесах, а

когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д.

Сообщает новую информацию о птицах

Откройте учебники на странице 74. -Прочитайте

тему урока и

рассмотрите птиц на рисунке

Прочитайте их названия. Найдите отличительные

признаки каждой птицы.

Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Просматривают

презентацию

Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом.

Мы должны им помогать, подкармливать.

Работают с учебником

Читают и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную

информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

Наблюдать и делать выводы;

Дополнение и расширение имеющихся знаний;

Знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик;

ученик – ученик);

Приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

7 минут.

На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами.

Использовала презентацию.

Методы обучения: словесные, наглядные.

5. Физкульминутка

(под музыку)

Показ движений учителем.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.

Повторяют движения за учителем.

- (Дети встают из-за парт)

- (Дети поднимают руки)

- (Опускают руки вниз)

- (Дети шагают)

- (Повороты головы)

- (Дети садятся за столы)

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.

6. Изучение нового материала.

Отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Подумайте, чем же можно кормить птиц?

Показывает и комментирует слайды

Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос.

Кормушка

Думают чем можно кормить птиц и отвечают на вопрос.

Познавательные УУД:

Чтение и слушание;

Умение извлекать нужную информацию;

дополнение и расширение имеющихся знаний

3 минуты.

При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями

выбора корма для птиц.

7. Применение полученных знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Откройте рабочие тетради

Рассмотрите рисунки. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?

Выполните задание.

Наблюдает за

деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки.

Ребята, давайте составим меню для птиц.

Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

Что бы они заказали себе на обед?

Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм?

Работают в рабочей тетради

Читают текст в учебнике.

Работа у доски.

«Составляют птичье меню»

Дети объясняют свой выбор.

В кормушку.

Познавательные УУД:

Отбирать информацию.

Коммуникативные УУД:

Аргументировать свою позицию;

Участвовать в диалоге на уроке

Предметные:

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Личностные УУД:

- осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

4 минуты.

На этом этапе урока используется самостоятельная и коллективная форма работы. Закрепление знаний.

8. Практическая работа.

1) Вводная беседа.

- Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы и бечевка.

Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.(в учебнике стр. 74).

Они изготовлены из

разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто не хватает на это времени.

И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи

взрослых (показ образца).

2) Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.

3) Анализ предстоящей работы.

Рассмотрите образец кормушки.

Из каких частей состоит кормушка.

Из каких материалов сделана

кормушка.

4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради.

Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет.

Читает стихотворение

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.

Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами.

Коробка из-под сока и верёвка.

Учащиеся изготовляют кормушку.

Дети выставляют свои кормушки на столик.

Слушают стихотворение.

10 минут .

На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану изготавливали кормушку для птиц своими руками.

9. Обобщение полученных знаний .

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-

нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Игра "Крестики-нолики".

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0 )

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0 )

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0 )

Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.

Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя

"+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный

Взаимопроверка выполненного задания в парах.

Регулятивные УУД:

Применять для решения логические

действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов.

4 минуты.

На этом этапе урока при помощи игры

обобщаются полученные знания. Использовала индивидуальную форму работы и взаимопроверку в парах.

10. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД:

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

2 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

11. Домашнее задание.

Вместе со взрослыми после уроков развесьте

кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.

1 минута.

12. Итог урока.

Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что показалось вам наиболее интересным?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения. (смайлы)

Молодцы! Вы

активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Спасибо за урок!

Личностные УУД:

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

1 минута.

Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного

материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе.

Просмотр содержимого презентации
«Как зимой помочь птицам»


1 класс Окружающий мир

Как зимой помочь птицам

Г.А. Пичугина, учитель начальных классов, МБОУ Большесодомовской ООШ», Тонкинский район,

Нижегородская область.


Маленький мальчишка, В сером армячишке, По полям шныряет, Крохи собирает.


Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!


Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.



КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПТИЦ ЖИВУТ

У НАС КРУГЛЫЙ ГОД?

А КАКИЕ – ПРИЛЕТАЮТ НА ЗИМУ?


ЗИМУЮТ У НАС

ПРИЛЕТАЮТ К НАМ


Физкультминутка


Чем же можно подкармливать птиц?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.







Ребята! Устройте для птиц столовые! Можно подкармливать птиц раздавленными семенами подсолнечника, арбуза, тыквы. Пригодятся крошки хлеба. Для синиц очень хороши кусочки несолёного сала. Помогите птицам холодной зимой!



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с зимующими птицами, с устройством кормушек и правильным подбором кормов.

Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.

Учебные материалы: ПК, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CDpc), А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь, Плешаков, Гара, Назарова: Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; пакеты из-под молока или сока, ножницы, линейка, верёвка, карандаши.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У. Отгадайте загадки:

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица).

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... (синичка).
Е. Серова

Серый маленький комочек
- Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш...(воробей)
Н. Майданик

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только...(стриж).
П. Смолин

У. О ком были загадки?

Д. О птицах.

У. Вспомните, кого называют птицами?

Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

У. На какие группы можно разделить птиц из загадок? (I - домашние и дикие; II - перелётные и зимующие).

III. Cамоопределение к деятельности.

Чтение учениками отрывка из произведения В. Чаплиной “Лесная кормушка”:

Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы… приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам. Сделал её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая...

Первыми появлялись всегда синицы. Стоило Славе посвистеть, как они уже тут как тут. Следом прилетал поползень... Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика и стремительно улетал с добычей. Затем запихивал семечки в расщелину дерева или в щёлку коры и опять спешил к Славе. Такая доверчивость Славе нравилась: уж очень было приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами... Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди, так же по очереди брали они и семечки. Зато свиристели и снегири опускались к разложенным для них гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша, семена съедали, а мякоть выбрасывали, не то, что хохлатые свиристели: те глотали ягоды торопливо, целиком, потом сразу срывались с дерева и улетали.

Наступил февраль с его вьюгами, метелями, морозами. Слава знал, что в этом месяце птицам приходится особенно трудно. Давно обклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду. Голодно в этом месяце птицам, а голодной птице морозный день - это смерть. Вот почему Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев.

Но однажды с самого утра была такая вьюга, что нечего было и думать идти в лес. Вьюжило весь день, и лишь к вечеру стихло. Ночь была ясная, звёздная, а утром термометр показывал минус 36 градусов… В доме было тепло и уютно. “Вот здорово, что мороз!” - подумал Слава… и вдруг вспомнил: вчера вьюга, сегодня мороз, а как же там они... птицы? Он здесь в тепле, сытый, а они... Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома.

Будто вымерло всё живое в лесу... Попрятались птицы от леденящего ветра и холода. Только деревья трещат от мороза. Спешит, спешит Слава, и чем ближе, тем беспокойней у него на душе. Вот и… кормушка... Но не встретили птицы своего друга. С трудом шевеля непослушными от мороза губами, стал сзывать их Слава свистом. Долго, очень долго никто не отзывался на свист мальчика, потом прилетела одна синичка... другая... ещё две. Они были какие-то взъерошенные, сразу бросились к салу и стали его жадно клевать... Слава ждал поползня, но его любимец всё не появлялся. Уже не было сил больше ждать, от мороза перехватывало дыхание. Окоченевшими руками он высыпал в кормушку остатки корма, повернулся, чтобы идти к дому, и... что это? В стороне от дерева, будто сорванный листочек, распласталось на снегу что-то маленькое, бурое... Это был поползень. Слава бросился к нему, поднял, прижал к себе, старался согреть дыханием неподвижное тельце. Неужели погиб? И вдруг он почувствовал, как поползень чуть трепыхнулся. Жив! Скорей, скорей домой! Скорей к спасительному теплу!..

У. Что узнали из рассказа о птицах? Что сделал Слава? Что вы можете сказать о мальчике? (Ответы детей). Предположите, о чём будет урок?

Д. Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. У. Прочитайте тему урока в учебнике с.74. Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей).

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя, демонстрация презентации 1 – 2 слайды.

У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

2. Работа с учебником.

У. Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в городе или на даче зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).

3. Рассказ учителя, продолжение демонстрации презентации 3 – 43 cлайды.

У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами.Таких птиц называют зимующими . Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми . Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубь , домовый воробей , серая ворона , галка .

Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробьи держатся ближе остальных птиц к жилью людей. Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряют гнёзда.Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

Полуоседлые птицы перемещаются на незначительные расстояния от своих гнездовий. Это глухари , рябчики , тетерева , сорок и , овсянки . Сороки предпочитают низкорослые леса, долины рек, осваивают городские территории. Они ведут оседлый образ жизни, в зимнее время совершают небольшие местные кочевки. Сорока - всеядная птица. В зимнем лесу можно услышать, как щебечут синички, пищухи, поползни, сойки, стучит дятел . Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам. Не покидает зимний лес глухарь , его основная еда - сосновая хвоя. Тетерева и рябчики клюют ольховые сережки, ягоды можжевельника, почки. Сове достается свежая, еще теплая еда. Филин охотится на мышей, но главная добыча для него - заяц. Овсянка обитает в лесу на опушках, вдоль дорог. При наличии кормов птицы остаются на зиму, образуя смешанные стаи с воробьями. Большая часть птиц откочёвывает к югу. Зимой встречаются на окраинах населённых пунктов, в убранных полях и огородах.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы: свиристели, снегири, синицы-московки, ореховки, чечетки, сойки, клесты, щуры, чижи, поползни. А сойки , поползни и кедровки запасают еду впрок и находят её в голодное время зимой. Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля - журчащая трель “сви-ри-ри-ри-ри” напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве.Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

Снегирь -самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами. Поползень. Верх головы серый, брюхо белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спина голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, хвост короткий. Живет в лесах, парках, садах со старыми деревьями. Питается насекомыми, семенами, желудями и орехами. Кормится на стволах деревьев, двигаясь вниз головой, достает мелких насекомых из трещин коры. Запасает на зиму семена в трещинах коры. Посещает кормушки, в парках может брать корм с ладони. Клесты живут в хвойных и смешанных лесах.Зимой вьют гнезда, высиживают птенцов. Кормятся клесты семенами ели, которые достают из шишек с помощью клюва. Большие синицы находят в складках древесной коры убитых морозом насекомых. К зимним стаям больших синиц присоединяются другие виды синиц, пищухи и поползни. Песенка синицы - признак приближения весны. Услышать её можно в первый солнечный день февраля.

Щегол - оседлая птица, зимой кочующая стайками. Населяет лиственные рощи, сады, парки. Основной корм зимой - семена сорных и огородных растений. Излюбленные места щеглов - пустыри с зарослями чертополоха. Чиж питается семенами трав, хвойных и лиственных деревьев, чаще березы, ольхи и ели. Когда ляжет снег, крикливые стаи чечёток появляются в средней полосе, кочуют по рощам и залетают в городские сады.

3. Работа в тетради.

Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52 .

№1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями)

№2 (раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе).

V. Физкультминутка.

Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа.

У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.

Дети читают отрывки из стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова:

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...
2. Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.

Д. Птицам зимой трудно, голодно.

У. Отгадайте загадку.

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)

Ученик читает стихотворение А. Чепурова.

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?

Д. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Продолжение демонстрации презентации 44 – 46 cлайды.

У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).

2. Практическая работа в парах “Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.

У. Прочитайте задание в учебнике с.75. Какие задания практической работы вы будете сейчас выполнять?

Д. Сегодня на уроке мы изготовим кормушку и поучимся подбирать корм.

Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции в рабочей тетради № 3 с.53.

3. Беседа, работа по учебнику.

У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? Д. Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку. У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой кормподходит для птиц? (Ответы детей).

Продолжение демонстрации презентации 47 – 50 cлайды.

У. Рассмотрите рисунок на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой). Какие ещё природные столовые вам известны? (Боярышник, барбарис, бузина). Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.

Чтение вывода с.75 учебника.

VII. Рефлексия.

1. Ответы на вопросы учебника в рамке с. 75.

2. Работа с электронным приложением к учебнику на интерактивной доске.

Учащиеся по очереди выполняют задания: А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.

3. Работа с тестами с.28 (№№ 73 – 75):

73. Найди на рисунке дрозда. 74. На каком из этих рисунков изображены снегирь, свиристель и поползень? 75. На каком рисунке показана природная птичья столовая?

У. Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:

Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Семечек, зерён в неё положили.
Гости себя не заставили ждать, -
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей.

(Ответы детей)

У. Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм.

Литература.

  1. Максимова Т.Н. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова. Елена Тихомирова: Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 1 класс.