«Облако в штанах» В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»: анализ. «Облако в штанах», Маяковский Облако в штанах анализ 3 главы

Третья часть

В следующей части идет повторение предыдущих тем, однако они все больше перемешиваются между собой и напоминают поток разрозненных ассоциаций. Лирический герой иронизирует над поэтом Северяниным. Снова пытается возвыситься над мировой историей и культурой, говоря, что поведет на цепочке Наполеона, как мопса. Иронизирует над толпой, называя их «голодненькими, потненькими, покорненькими, закисшими в блохастом грязненькми». Стоит отметить, что неоднократно присутствует мотив «жирных» людей, жира. Жирной становится и Земля. Снова идет возвеличивание лирического героя и упоминание Иисуса Христа, который «нюхает его души незабудки».

Четвертая часть

В этой части снова появляется обращение к Марии. Он рассказывает возлюбленной о том, как тяжело просвещать толпу и как плохо с ним обращаются люди:

Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?

побирается песней,

голодна и звонка,

а я человек, Мария,

выхарканный чахоточной ночью в грязную руку»

Лирический герой обожествляет возлюбленную, однако ей уже не нужны эти дары:

Имя твое я боюсь забыть,

как поэт боится забыть

в муках ночей рожденное слово,

величием равное богу.

Тело твое

я буду беречь и любить,

как солдат,

обрубленный войною,

ненужный,

бережет свою единственную ногу.

не хочешь?

Не хочешь!

Значит - опять

темно и понуро

сердце возьму,

слезами окапав,

как собака,

которая в конуру

перееханную поездом лапу»

В этой заключительной, четвертой части, лирический герой уже обращается к богу. Бог также отвергает его идеи. Лирический герой говорит, что ангел, стоящий рядом с богом, тоже ничего не знает о настоящей любви. Происходит разочарование даже в боге: «я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик». Он грозится небу, которое также отвергает его, однако его никто не слышит. «Вселенная спит, положивши на лапу огромное ухо» - никто во Вселенной не способен понять лирического героя, все спят. Чувство одиночества.

Личностная трагедия показана на фоне общественной

Лирический герой представлен эмоциональным, способным на настоящие чувства, самоотверженным, живущим с полной самоотдачей

Он стремится улучшить мир и выступает против нынешнего общественного строя (где люди живут лишь мыслью о деньгах, еде, у них приземленные интересы)

Однако его никто не понимает (ни возлюбленная, ни толпа, ни бог).

Лирический герой готов жертвовать собой, даже если его не понимают

Однако при этом в конце произведения он все равно остается одиноким

Владимир Владимирович Маяковский потратил на данную поэму около года и наделил своего героя всеми своими чертами характера. Герой его поэмы лирический, он умеет любить и хочет, чтобы любили его. В самом начале произведения герой ожидает свою любимую девушку, и время так долго тянется, что ему кажется, будто всё над ним издевается. Даже капельки дождя словно танцуют перед ним и корчат рожицы, у него не хватает терпения, так он хочет увидеть любимую.

Когда же долгожданная встреча состоялась, герой этому был не рад. В его груди образовывается дыра, которую он называет пульсом покойника. Его любимая Мария, придя к нему, рассказала ему о том, что вскоре она выходит замуж, тем самым разбивает сердце молодому человеку. Молодой парень говорит о том, что он настолько боится забыть имя девушки, так же как и поэт боится забыть о написании своих произведений. Разочаровавшись в любви окончательно, юноша подается в политику.

И тут закружился вихрь описанных людей высмеивание власти, исторические личности и бездумную толпу, которая следует непонятно за кем и куда. Молодой человек говорит о том, что все эти жалкие и мелкие людишки не способные на любовь и даже представления не имеют что это. Каждый из них путает любовь с похотью и мешает это понятие с грязью. В итоге молодой человек разочаровывается в Боге и перестает верить. Он говорит о том, что Творец не увидел его сердечной раны и не понял разочарования и не смог ему помочь.

Молодой человек не перестает думать о Марии, он словно бьется в агонии и кричит во всеуслышание, что ему так больно и неприятно осознавать, что его бросили. Юноша понимает, что это бесполезно и что все рухнуло, поэтому он хочет, чтобы революция коснулась всего.

Вначале поэма называлась «Тринадцатый апостол», но название пришлось изменить, потому что Маяковский не хотел попасть на каторгу и назвал поэму «Облако в штанах». Где штаны для писателя выступают грубой тканью, так он выражал внешнее спокойствие героя своей поэмы. Когда Мария объявила об их расставании, молодой человек внешне остался невозмутимым. Облако же в названии олицетворяет внутренний мир юноши. Оставаясь невозмутимым внешне, внутри молодой человек сходил с ума, ему было очень горько и плохо. Таким образом, облако это легкое и невесомое что находится внутри человека.

Маяковский хотел написать о том, что внешне сильный и уверенный в себе мужчина, познав такое чувство как любовь, становится легким и невесомым словно облако. На протяжении всей поэмы молодой человек борется сам с собой, то теряя веру в Бога, то нежелание забывать Марию. Маяковский описал человека, который, несмотря на все его внешнее спокойствие, внутри очень сильно переживал.

Анализ стихотворения Облако в штанах Маяковского с цитатами

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять. Поэт умудряется совместить несовместимое. Лёгкость, романтизм и бытовые аспекты повседневной жизни.

Он так и пишет, что «будет не мужчина, а облако в штанах». Именно ведь штаны в то время отождествлялись с сильной половиной человечества. Женщины брюки не носили. В поэме тесно переплетаются любовные мучения главного героя вместе с политикой. Под ним поэт подразумевает себя.

А что остаётся делать, если любимая девушка отказала? Надо с головой окунуться в работу или политику. Любовь – это золотая лестница без перил и оттуда можно слететь в любой момент. А падать всегда так больно.

Поэт с жаром обличает государственную машину, людей, стоящий у власти. Он наивно думает, что это даст ему забвение. Но не тут-то было. В отчаянии он обращается к богу. Но и он не может ему помощь. Поэт в сердцах называет его «недоучкой». Любовь не так-то просто вырвать из сердца и ума. Вместе с чувствами рухнул и тот старый мир. Теперь Маяковский готов принять революцию.

Поэма состоит из четырёх частей, которые объединены единым сюжетом и смыслом. Каждая часть – это отдельная тема. Ещё вначале поэт заявляет о том, что он противник любви, искусства, строя и религии. Одна часть – одно отрицание.

Часть первая – «Долой любовь». Любимая девушка его отвергла. Вторая часть – о том, что литература и творческая мысль погибнут в буржуазном обществе. Но лишь революция может их спасти. Третья и четвёртая части – протест строю и религии.

Главного героя, несмотря на отрицание всего и бунтарские замашки, всё-же можно считать нежным, лирическим. Поэт не побоялся во всеуслышание заявить: «Долой ваш строй!» И как его за такие строки не отправили в лагеря или на Колыму? Он считает, что революционный народ, одетый в одинаковые серые шинели, плодит войны и насилие. Смелое заявление!

Главную женскую героиню зовут Мария. Поэт не случайно дал ей это библейское имя. Он намекает на то, что она его отвергла, предала, как Иуда, который предал Христа. Она променяла нищего поэта на богатого мужчину за французское платье. Поэт мог одеть её только в табачный дым. Но разве за это можно осудить женщину? Сейчас многие девушки так и делают. «С милым рай в шалаше, если милый …атташе».

В делах сердечных, как и в делах мирских, увы, но Бог не помощник. Надо верить только в свои силы - основная мысль поэмы. Протест поэта – это реакция на окружающую обстановку. А любовные переживания, возможно, вообще придуманы для запутывания цензоров.

Вариант с цитатами

Свой тетраптих «Облако в штанах» Владимир Владимирович Маяковский написал в начале Первой мировой войны или Великой войны, как именуют ее в Западной Европе. Но что кубофутуристы, лидером которых считал себя Маяковский, что эгофутуристы (Игорь Северянин), что другие представители стихотворной богемы, интересовались ею мало. Их волновали совершенно другие проблемы. Яркая, очень необычная, носящая явно выраженный революционный характер, поэма вышла не под первоначальным названием «Тринадцатый апостол». За это названием Маяковского могли опять посадить в тюрьму, и поэт выбрал ничего никому не говорящее название. Но сама поэма – это крик души поэта, вернее четыре крика. Четыре крика «Долой».

В предисловии он прямо указывает концепцию поэмы. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Именно об этом кричит героя Маяковского. Поэма начинается в лиричных тонах, хотя первый крик героя: «Долой вашу любовь». Мы узнаем о его неразделенных чувствах к Марии, мучениях и поисках ответов на неразрешимые вопросы. Тема любви - ведущая в поэме. Она в той или иной форме присутствует в каждой ее части. «Долой ваше искусство» - вот лозунг второй части поэмы. Автор считает, что искусство душат специально и только революция даст ему новый смысл и беспредельно расширит горизонты (как же он ошибался).

Ожиданием революции в то время жило все мыслящее российское общество. Не выделялся в этом ряду и Маяковский. «Долой ваш строй» - обязательное противопоставление поэтом себя всему «прогнившему» буржуазному обществу. Не обошел поэт и кризис религии, имевший серьезные последствия в начале прошлого века. Богоискательством занимались очень многие, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Отрицали бога и божий промысел и революционеры, среди которых много времени провел Маяковский. Поэтому без крика героя: «Долой вашу религию» обойтись было нельзя. Тем более, что любимая девушка не только предает героя, но и фактически «продает» его. Совсем как Иуда Искариот.

В общем, эта поэма произведение уже настоящего Владимира Маяковского. Его напор, голос, ни схожий ни с кем слог. За показным нигилизмом открываются нежные, без всякой корысти чувства. Герой поэмы, как и ее автор делал все по-настоящему, в том числе любил и ненавидел. «Громада-любовь» и «Громада-ненависть» - это от него и про него.

Анализ стихотворения Облако в штанах по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений разных авторов
  • Анализ стихотворения Мандельштама Notre Dame (Нотр Дам)

    Произведение «Notre Dame» было написано в 1912 году молодым Осипом, а также стало одним из стихотворений, которые стали частью его сборника Камень в 1916 году. В 1913 году произведение было написано в приложении

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

  • Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

    Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским.

  • Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина

    Произведение является частью позднего творчества поэта, поскольку написание относится к последнему году жизни автора, и по жанровой направленности представляет собой интимную лирику.

Одним из выдающихся футуристов является Владимир Маяковский. Свое первое крупное произведение он написал в 1915 году. Называется оно «Облако в штанах».

В четвертой части поэт просится к Марии. Обещает не изменять ей и беречь ее. Но она его не пускает. Поэт говорит, что его душа ранена, как перееханная лапа собаки. Он обращается к Богу, предлагает ему повеселиться: добыть вино и девочек. Говорит, что он раньше был ангелом. Спрашивает, почему Бог не дал возможности целовать и не испытывать сердечные муки. Он угрожает ангелам ножичком, но вокруг тишина, Вселенная спит.

Анализ произведения

Мы рассмотрели, что рассказывает в своем произведении Маяковский «Облако в штанах». Краткое содержание описывает все 4 части.

Маяковский затрагивает несколько тем, которые являются для него злободневными. Это творчество, политический режим, религия. В каждой части он затрагивает одну из тем. Но одна проходит через все произведение. Это тема неразделенной любви, одиночества, сердечных мук поэта.

Почему же он назвал свое произведение «Облако в штанах»? Это словосочетание встречается нам во вступлении. Дело в том, что изначально его триптих назывался «Тринадцатый апостол», но цензуру он не пришел. Из-за этих событий появилось вступление с таким содержанием и заголовок. Таким образом поэт говорит примерно следующее: если хотите, чтобы я был нежный, как облако в штанах, то я буду им.

Цензуре многое не понравилось в произведении Маяковского, поэтому ему пришлось кое-что убрать и изменить. Тем не менее содержание тетраптиха получилось весьма актуальным: поэт сумел затронуть важные темы, передать свое видение читателям и слушателям. Маяковскому удалось не потерять свой стиль.

Заключение

Высмеял обывательскую жизнь, поделился сердечными муками, поругал политический строй и религию в своем произведении Маяковский «Облако в штанах». Краткое содержание показало нам, что, несмотря на жесткий стиль, поэт имеет мягкую душу, способен переживать и любить. Он против действительности, которая его окружает, но не может ничего с этим сделать. Поэт грозится ножиком, только его не пускают, вокруг него тишина. Эту безысходность показал в своем крупном произведении Маяковский «Облако в штанах». Краткое содержание также продемонстрировало нам, насколько силен духом поэт, раз он один пошел против всего, что его окружало.

Рассмотрим одно из нашумевших произведений В.В. Маяковского 1915 года «Облако в штанах». Анализ этой поэмы выявляет протест против искусства, строя, идеологии и морали буржуазного общества. С переживаний из-за Марии Александровны Денисовой начинается его укоризна чуждому для него обществу, в котором нет истинной любви. Поэт обличает всю лживость сложившегося в стране строя и, агрессивно иронизируя, заявляет: «Маяковский - «облако в штанах». Анализ каждой из частей ознаменует конкретная фраза поэта.

«Долой вашу любовь»

Тема предательства в полной мере раскрыта в поэме «Облако в штанах». помогает понять, как это предательство распространяется от ситуации с Марией ко всем остальным аспектам жизни: он видит жизнь иной, она открывает ему свой гнилой оскал, и он не хочет жить в таком мире, где каждый угождает другому ради антуража.

Весьма приметно то, что Маяковский в своих стихах всегда разнообразен и щедр на различные новые производные слова, которые он создает из простых и привычных каждому выражений. Образность и двусмысленность слов помогают создать в воображении колоритную картину, оживленную сознанием читателя.

Так, например, в триптихе употребляется слово подобного строения: изъиздеваюсь - это слово выражает агрессию относительно самого читателя: представителя буржуазного стоя.

«Долой ваше искусство»

Во второй части Маяковский низвергает идолов искусства, которые пользовались популярностью в период его работы над поэмой «Облако в штанах». Анализидеи этой части открывает читателю, что подлинное искусство рождается с болью, что каждый человек способен стать главным творцом в своей жизни. Автор придумывает интересные сложные прилагательные: «крикогубый» и «златоустейший». Слово «новородит» у Маяковского также состоит из двух простых слов «ново» и «родит», оно приближено в своем значении к глаголу «обновит» и означает действие.

«Долой ваш строй»

Изучение произведения «Облако в штанах», анализ его дает читателю ясное представление о негативном отношении Маяковского к политическому устройству, сложившемуся во времена расцвета его поэтической деятельности. В третьей части стали уместны следующие слова: «исслезенные», «вылюбил», «изругивался». Придуманное им слово «вещины» характеризует принадлежность к вещам. Вместо слова «поломаем» Маяковский употребляет «проломаем», потому что оно имеет акцент на более подходящее по смыслу действие, означающее не только «поломать», но и «проломить дыру в чем-либо».

«Долой вашу религию»

В четвертой части произведения почти нет сложных авторских слов. Поэту хотелось донести конкретный смысл до читателя: он призывает к любви Марию и, отвергнутый, гневит Бога, желая его раскроить. Для Маяковского религия лжива: Бог не спасает, а лишь дразнит людей своей праздностью и ленью. Здесь автору стала важнее не идея революции, к которой он призывает в предыдущих частях поэмы, а его боль, его страсть и переживания, выраженные конкретно и динамично, словно вскрик после удара. На все эти выводы относительно поэмы указывает смысловой и лексический анализ. «Облако в штанах»- это поистине ценное для истории произведение, которое ярко и доходчиво выражает революционное настроение того времени.

В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. "Облако в штанах" - произведение, замысел которого появился у Владимира Владимировича в 1914 году. Сначала оно называлось "Тринадцатый апостол". Молодой поэт влюбился в Денисову Марию Александровну. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена в 1915 году, летом. По частям, последовательно проведем ее анализ.

"Облако в штанах" (Маяковский). Композиция произведения

Из вступления и следующих за ним четырех частей состоит это произведение. Каждая из них реализует частную, конкретную идею. Их сущность определена самим Владимиром Владимировичем в предисловии к вышедшему немного позже второму изданию произведения. Это "четыре крика": "долой вашу любовь", "долой вашу религию", "долой ваш строй", "долой ваше искусство". О каждом из них мы расскажем подробнее, проводя анализ. "Облако в штанах" - поэма, разбирать которую весьма интересно.

Проблематика и тематика

Многопроблемное и многотемное произведение - "Облако в штанах". Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. "Красивый, двадцатидвухлетний" лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, "как пословица" женщины; "залеженные", как больница, мужчины. Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, "нахальный и едкий", то ранимый, расслабленный, "безукоризненно нежный" - "облако в штанах", а не мужчина. Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.

Первая часть поэмы

Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: "Долой вашу любовь". Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.

"Облако в штанах" открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой. Так мучительно оно, что ему кажется, будто "ржут" и "хохочут" канделябры в спину, двери "ляскают", "режет" ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время. Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как "голова казненного" с плахи.

Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. "Облако в штанах" Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. "Корчится", "стонет" герой, скоро "издерется рот" криком.

Трагическое известие

Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием "Нате". Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой "Джоконды" из Лувра, а себя самого - погибшей Помпее.

Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что "спокоен", однако сравнивает эту невозмутимость с "пульсом покойника". Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.

Развитие темы любви во второй части

Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы "Облако в штанах". Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу. Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и "цветочек под росами", и "любовь", и "барышню". Пошлы и мелки эти темы, а поэты, "рифмами пиликая", "выкипячивают" "варево" из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как "проказы", уличной толпы, бросаются сознательно от улицы. Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями "венецианского лазорья".

Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя - пиликающим "поэтикам".

Третья часть поэмы

Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности - поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении. Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма "Облако в штанах", анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его "пропитое лицо". По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.

Развитие темы любви в третьей части поэмы "Облако в штанах"

Краткий анализ третьей части поэмы следующий. Владимир Владимирович Маяковский в ней поднимается до отрицания жестокого и бесчеловечного строя, господствовавшего в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь "жирных". Тема любви здесь новой гранью поворачивается в поэме. Воспроизводится автором пародия на любовь - извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как "любовница" Ротшильда - "обжиревшей". Настоящая любовь противопоставляется похоти.

"Долой ваш строй!"

Существующий строй рождает "бойни", расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается "человечьим месивом", опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество. Именно поэтому поэт призывает "долой ваш строй!". Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать "окровавленные туши". Герой, становясь "тринадцатым апостолом", противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.

Главная тема четвертой части

Анализ стихотворения "Облако в штанах" переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога. Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение. Даже на оскорбление идет герой ("крохотный божик") и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.

Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать "без мук". Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии. Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце. Его несет он, подобно тому, как собака - лапу, "перееханную поездом".

Финал поэмы

Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо "лапу с клещами звезд".

Таков анализ произведения "Облако в штанах". Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха "Облако в штанах" можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский - весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.