Появление истребителей: как самолетам Первой мировой войны удавалось стрелять через вращающийся винт. Пулеметный синхронизатор - устройство, совершившее революцию в авиационном вооружении (3 фото) Почему пулеметы самолетов не попадали по винтам

На российском ТВ были показаны видеокадры с истребителями "Су-35С", приступившим к полетам и боевому дежурству в составе группировки ВКС Р Ф на авиабазе "Хмеймим" в . Самолет имеет очень мощное ракетное вооружение, состоящее из шести ракет класса "воздух-воздух", малой и средней дальности, а также двух новейших ракет средней дальности РВВ-СД с активными радиолокационными головками самонаведения, способных поражать цели на расстоянии 130 км.


Су-35: самолёт "на 4 с плюсами"

Гаагская конвенция и Первая мировая война

Отличный показатель, не так ли? Но какой путь пришлось пройти авиации, прежде чем она получила столь современное и впечатляющее по сложности вооружение? Об этом мы сегодня и расскажем.

Начнем с того, что Гаагской конвенцией 1907 года все виды авиационного оружия вообще запретили, так что самолеты летали совершенно безоружными. Еще раньше, а именно в 1899 году Гаагская конвенция ограничила и развитие автоматических пушек малого калибра. Теперь только пушки калибром выше калибр 37 мм могли стрелять разрывными снарядами. Все, что было меньше по калибру, считалось пулей и взрывчатки содержать не могло. Поэтому и 37-мм зенитные автоматические пушки Хайрама Стивенса Максима ее в своих снарядах не имели!

Началась и оказалось, что кроме табельного оружия, то есть револьверов и пистолетов, летчикам не из чего друг в друга стрелять. Двухместные аэропланы, правда, тут же вооружили пулеметом, из которого мог стрелять второй пилот-наблюдатель или бомбардир, а вот как можно было бы вооружить одноместный самолет либо двухместный, чтобы он мог стрелять вперед? Пулеметы начали ставить над кабиной на крыле, а стреляли из них встав во весь рост или… дергая за шнурок, но все понимали, что это, разумеется, не выход.

Первым реальным техническим новшеством, превратившем тогдашний аэроплан в истребитель, стало изобретение пилота французского Роланда Гарро, который в том месте, где через винт проходила трасса пулеметных пуль, установил стальные пластины, от которых часть из них рикошетировала! Правда, это понизило КПД винта, часть пуль теперь "улетало в молоко", но зато самолет, по сути дела, превратился в летающий пулемет!

Затем был придуман прибор синхронизатор, который просто не давал пулемету стрелять, когда перед его стволом находился пропеллер, так что теперь на самолеты начали ставить и по два, и по три пулемета. И все они стреляли через винт!

Тогда же самолеты стали вооружать и , все теми же 37-мм орудиями малого калибра. Типовым же вооружением в конце войны стали два пулемета винтовочного калибра и… все! Правда, на некоторых самолетах применялись ракеты с длинными деревянными хвостами-шестами, но, естественно, никакого управления они не имели и могли поразить цель только лишь прямым попаданием.

В 30-е годы количество пулеметов, установленных в крыльях самолета-истребителя, могло достигать 8 и даже 12, и они извергали просто ливень свинца, однако уже накануне Второй мировой стало ясно, что… так как прочность самолетов растет, одних только пуль для их поражения становится недостаточно.

Появились специальные авиационные пушки калибра 20-37-мм, которые устанавливали опять же как в крыльях, так и в фюзеляже. В этом случае они стреляли либо через винт, либо через полый внутри вал воздушного винта.

Последнее решение было наиболее удобным: куда смотрел нос самолета, туда он и стрелял. Если пушки находились на крыльях, пилот должен был иметь в виду, что их трассы сходится в одну точку на каком-то расстоянии от его самолета, и стрелять именно с этой дистанции!

Ракеты тогда уже тоже применялись, в частности советские летчики применили реактивные снаряды РСы в боях с японской авиацией на реке Халхин-Гол, но были они тоже неуправляемыми и имели дистанционный (подрывавший снаряд на расстоянии) и ударный взрыватели, чтобы снаряд либо так, либо эдак, но взорвался бы обязательно!

Вторая мировая война

В годы Второй мировой войны на советских и германских истребителях применялась установка пушек, стреляющих через вал винта (если мотор имел водяное охлаждение) и через плоскость винта, если охлаждение мотора было воздушным. Англичане ставили по 2-4 пушки в крыльях, а вот американцы пошли по пути установки в крыльях 4-6 крупнокалиберных пулеметов, поливавших противника просто ливнем свинца. Например, атакуя германские реактивные самолета Ме-262, они просто палили в его сторону, даже особо не целясь в расчете на то, что какая-нибудь их пуля непременно попадет в большие воздухозаборники его двигателей, а оттуда в турбину и выведет ее из строя и… так обычно и случалось!

В свою очередь немцы создали даже специальный реактивный перехватчик "Наттер", который пушек вообще не имел, а должен был уничтожать американские бомбардировщики залповым пуском множества неуправляемых реактивных снарядов — НУРСов.

Уже тогда действовали эти снаряды по целям на земле и в воздухе очень хорошо, разнося в щепы и танки и самолеты, вот только точность их попадания была очень низкой.

И опять же именно германские военные инженеры первыми начали работу над реактивными управляемыми снарядами. Были созданы снаряды, управлявшиеся по радио и по проводам. Последние должны были применяться с самолетов "Фокке-Вульф-190" против американских "летающих крепостей", однако довести их до ума прежде, чем закончится война, к счастью для союзников, не удалось.

Ракеты на военных самолетах

В США также были начаты работы по созданию управляемых ракет для самолетов, но до окончания войны ни один из созданных образцов на вооружение принят не был. Первенствовала здесь Великобритания, принявшая на вооружение первую управляемую ракету "воздух-воздух" в 1955 году.

Год спустя сразу три таких ракеты приняли на вооружение ВВС и ВМС США, а ракету РС-1У — ВВС СССР. А вскоре состоялся и первый воздушный бой с применением управляемого ракетного оружия, когда 24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал "МиГ-15" ВВС Китая ракетой AIM-9B "Сайдвиндер" и сбил его.

Наиболее широкое распространение вначале получили самонаводящиеся ракеты с "тепловыми" системами наведения. Суть такого "самоуправления" в том, что ракета "видит" тепловое излучение самолета и соответственно на него и наводится.

Правда, первые такие ракеты нужно было запускать только сзади, где выхлоп раскаленных газов из двигателя позволял приборам, находящимся на ракете, его "захватить". Ракету можно было "обмануть". Для этого применяли маневр в сторону cолнца и сброс горящих ловушек, на которые в итоге и наводилась ракета.

Именно поэтому попробовали и другие системы наведения, например — радиокомандную. Там все было просто, как с управляемыми по радио китайскими автомобильчиками, но в реальной жизни эта простота оказалась хуже воровства, потому что пилот не мог одновременно управлять самолетом и наводить ракету на маневрирующую цель.

К тому же цель могла ставить помехи. Поэтому появились ракеты с радиолокационной системой наведения, которые также сами ищут цель, захватывая ее при помощи своего собственного радара в ее носовой части под радиопрозрачным обтекателем.

Ну, а самые современные ракеты с инфракрасными головками наведения стали всеракурсными, то есть для того, чтобы их запускать в хвост противнику, заходить уже не нужно, поскольку чувствительность ее инфракрасного датчика настолько велика, что позволяет улавливать тепло, возникающее даже в процессе трения обшивки самолета о воздух!

Появились и оптико-электронные системы наведения, матрица в которых также "видит" воздушный объект. Ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) имеют вероятность попадания в круг диаметром 10 м равный 0,8 — 0,9. Ошибки самонаведения ракет обычно имеют вполне случайный характер.

Что же касается ракеты РВВ-СД, то она как раз и разработана для борьбы с самолетами, вертолетами и даже ракетами "земля — воздух" и "воздух — воздух", причем в любое время суток, и как в простых, так и в сложных метеоусловиях, при наличии самых разнообразных, в том числе и активных, радиолокационных помех.

Вероятность поражения цели составляет 0,6 — 0,7, на дальности до 130 км, хотя, конечно, для более надежного поражения целей эту дистанцию следует уменьшить хотя бы вдвое.

настройка синхронизатора на пулемете Vickers Mk.I (кликабельно )


Да-да, революция. Революция в авиационном вооружении. Это испытания синхронизатора, устройства для стрельбы сквозь ометаемую площадь винта без риска отстрелить себе пропеллер. Нет, попытки приблизить стволы оружия к оси машины были и раньше - толкающими пропеллерами и даже металлическими щитками на лопастях, но в целом - "тракторы" (так называли самолеты с тянущими винтами) были вынуждены пользоваться пулеметами, вынесенными за диск винта. Это было неудобно во всех возможных смыслах: и перезарядка пулеметов затруднена, и прицеливаться неудобно, а уж несколько пудов разнесенной массы при тогдашних параметрах самолетов* очень плохо влияли на маневренность. Так что, да - синхронизаторы стали революцией.



вид на установку с другой стороны (кликабельно )


Идея простая: в спусковой механизм пулемета вводится прерыватель (механический или электрический), задерживающий боек на тот момент, когда пуля могла бы прострелить лопасть. Понятное дело, что скорострельность пулемета падает, но точность стрельбы и прирост маневренности вполне это дело компенсируют. Вот, на фотографии и производится калибровка устройства на работы с четырехлопастным пропеллером неустановленного самолета.



вид на пулемет "сквозь пропеллер" (кликабельно )


В данном случае, как я понимаю, речь идет об электрической системе блокировки спуска, коль скоро полно аккумуляторов и проводов. Сам синхронизатор - это такая черная коробка посередине рамы, на которой и выполняются все регулировки. От него идет провод к электромагнитному механизму блокировки, пристроенному сверху, на пулемете. Все просто, но требует настройки. * - разнесение масс и потом-то не радовало, но скорость крена и инерция по крену получились плохими, но на самолетиках весом в полтонны всего - особенно.

Английские и французские военные летчики называли осень 1915 года не иначе как "временем бойни". Доходило до того, что пилоты Антанты откровенно боялись отправляться на боевой вылет, потому что итог большинства воздушных дуэлей на Западном фронте был предсказуем. А все дело в одном небольшом устройстве, которым оснастил свои самолеты немецкий авиаконструктор Энтони Фоккер .

Энтони Фоккер в 1912 году:


Самолеты стали главной новацией Первой мировой войны. Но поначалу было не очень понятно, какое преимущество они дают. Воздушный бой проходил довольно странно: пилоты брали с собой всякие увесистые предметы и пытались сбросить их на соперника сверху. Или же старались поразить противника из личного оружия - пистолета или ружья. Но пилотировать и стрелять одновременно - задача не из легких. Тогда был придуман выход: самолет с экипажем из двух человек - пилота и стрелка, сидевшего за пулеметом.

Но это не решало главной проблемы: как стрелять в соперника, находящегося перед тобой. Британцы пытались ставить пулемет на верхнее крыло, но из-за этого самолет терял в маневренности. Стрелять же вперед из-под крыла мешал винт. Пули либо повреждали лопасти, либо рикошетили в стрелявшего.

Первую попытку решить этот вопрос предпринял прославленный французский пилот Ролан Гаррос .

Он долго высчитывал, как обеспечить эффективность стельбы через лопасти винта. Писатель Жан Кокто рассказывал, что идея пришла довольно случайно. Гаррос и авиаконструктор Моран сидели в гостях у Кокто и увидели портрет Поля Верлена, прямо перед которым крутились лопасти комнатного вентилятора. Моран задумчиво сказал, что Верлена видно через вентилятор, и если бы в него пришлось стрелять, то большая часть пуль попала бы в цель.

Весной 1915 года Роллан Гаррос установил на своем моноплане "Моран-Сонье" (известный также как "Моран-Парасоль" ) новый винт, на лопастях которого были закреплены треугольные металлические пластины. Часть пуль попадала в лопасти, но уходила в сторону.


Самолет Гарроса был единственным в своем роде, и за первые недели пилот одержал три победы в воздухе. Немцы не могли понять, что произошло, пока Гаррос не был сбит и не попал в плен. Он пытался уничтожить свой самолет, но винт не пострадал от огня и попал в руки противника.

Немецкое командование распорядилось скопировать конструкцию Гарроса. Но обнаружился человек, который с этим не согласился.
Авиаконструктор Энтони Фоккер объяснил, что отсекатель - это тупиковый путь. Немногочисленные пули, попавшие в лопасти, все равно повреждают их и расшатывают винт, снижая работоспособность двигателя. Поэтому он предложил генеральному штабу свое изобретение - синхронизатор .
Суть его была в следующем: на вращающейся части двигателя закреплен кулачок с выступом. Кулачок нажимат на тягу, которая упирается в спуск пулемета. И выстрел возможен только тогда, когда лопасть винта оказывается вне зоны действия пулемета. То есть стрельба производится синхронно с работой мотора.
Фоккер совершил показательный полет на своем моноплане, поразил несколько целей, и уже в июне 1915 года самолеты Fokker E. I. с синхронизированным пулеметом "Парабеллум" поступили в распоряжение ВВС Германии.
Англичане назвали этот период (с конца 1915 - до начала 1916 года) "Бич Фоккера". Абсолютное преимущество: на каждый погибший немецкий самолет приходилось с среднем 17 сбитых самолетов Антанты. Англичане долго бились над разгадкой секрета Фоккера. Собственные синхронизаторы им не удавались из-за особенностей конструкции британских пулеметов. Если бы "Фоккеров" было побольше, воздушный флот Антанты был бы уничтожен полностью.

Оправиться от удара англичане смогли только к весне 1916 года, разобравшись с устройством синхронизаторов и наладив массовое производство истребителей.

Конструкция Фоккера была настоящей революцией в войне - и после 1915 года вплоть до появления реактивной авиации невозможно себе представить истребитель без синхронизатора стрельбы.

Это странное устройство, которое вы видите на этих снимках, является синхронизатором, совершившим настоящую революцию в авиационном вооружении. Для чего оно нужно, читаем далее.

Синхронизатор позволял вести огонь без риска отстрелить пропеллер самолета. Конечно пулемет порой выносился за пределы винта, но в этом случае возникали проблемы с его перезарядкой, к тому же ухудшался баланс веса и его маневренность. Именно по этой причине создали синхронизатор, представлявший собой прерыватель, который встраивался в спусковой механизм оружия. Механический или электрический прерыватель задерживал боек и потому пулемет не простреливал лопасть. Скорострельность при этом падала, но это была вполне осознанная жертва.

На этих кадрах мы видим процесс калибровки устройства для работы с четырехлопастным пропеллером. В данном случае используется электрическая система блокировки спуска. Сам синхронизатор - это черная коробка посередине рамы, здесь и выполняются все регулировки. От него идет провод к электромагнитному механизму блокировки, расположенному сверху на пулемете. Все предельно просто, но требует настройки.

Многих мужчин привлекает военная техника, особенно грозные самолеты-истребители. Но они могли и не появиться, если бы не изобретение одного голландца. Далее - о хитроумном изобретении, совершившем настоящую революцию в авиации и военном деле.



Как известно, первый самолет поднялся в воздух в 1903 году. Это была машина братьев Райт, которая летала на небольшой скорости менее минуты. Всего через десятилетие над Европой кружили десятки военных самолетов, сделанных из фанеры и полотна, а в истории осталось немало имен отважных летчиков-истребителей. Их основным оружием были пулеметы, закрепленные на боевых машинах.


Практика первых авиационных боев показала, что самый удобный способ установки пулемета - над двигателем самолета, прямо перед пилотом. Тогда он может точно целиться, а также перезаряжать оружие и устранять неполадки прямо в полете. Главная проблема такой схемы – при стрельбе легко повредить воздушный винт. Перед конструкторами истребителей встала непростая задача – как избежать попадания пуль в пропеллер. Французы предлагали обшивать их металлом, словно «бронируя». А в Германии ломали голову над более изощренными механизмами.




В марте 1915 года было найдено простое и эффективное решение. Голландский авиаконструктор Антон Фоккер, строивший самолеты для ВВС Германии, создал специальное устройство – синхронизатор. Новинку установили на новейший истребитель Fokker E.I, который продемонстрировал значительное превосходство над самолетами Антанты.

Механизм синхронизатора работал следующим образом. На валу двигателя ставился выпуклый кулачок, связанный со спусковым крючком пулемета. Он синхронизировался с вращением винта таким образом, чтобы в момент выстрела траектория пули не закрывалась пропеллером. Таким образом, достигалась высокая скорострельность пулемета, а воздушный винт оставался в сохранности. Это было изобретение, которое, фактически, создало настоящий самолет-истребитель.

Спустя столетие одни из самых лучших самолетов в мире создают и строят и в России. В следующих обзорах представлены наиболее известные