Проект первый полет в космос. Полёт в космос!!! проект (младшая группа) на тему. Формы и методы работы

Слайд 2

Детство и юность

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе КлушиноГжатского района РСФСР
Детство он прожил в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и учёба прервалась на целых два года.

Слайд 3

По происхождению является выходцем из крестьян: отец - Алексей Иванович Гагарин (1902 - 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 - 1984) - свинарка.

Слайд 4

9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
24 мая 1945 года, семья Гагариных переехала в Гжатск.

Слайд 5

Юрий Гагарин (сидит в центре), его старший брат Валентин, младший брат Борис и сестра Зоя

Слайд 6

Семья Гагариных в день приезда Юрия на каникулы из Саратовского индустриального техникума.
Слева направо: первый ряд - Алексей Иванович и Анна Тимофеевна; второй ряд - Борис, Валентин, жена Валентина Мария, Юрий.

Слайд 7

Учащиеся Люберецкого ремесленного училища в литейном цехе. Юрий Гагарин - третий слева.
30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище.
Юрий одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, 7-й класс которой окончил в мае 1951 год, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

Слайд 8

  • 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб.
  • В августе 1951, Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум
  • Слайд 9

    Карьера летчика

    В 1955 году Юрий Гагарин закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полет на самолёте Як-18.

    Слайд 10

    27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е.Ворошилова.

    Слайд 11

    • 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
    • 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
  • Слайд 12

    С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота.

    Слайд 13

    В 1959 женился на Валентине Ивановне Горячевой. В их семье растут две дочки- Галя и Лена

    Слайд 14

    Полет в космос

    Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье. Ракета, на которой предстояло лететь, была спроектирована для отправки ядерной боеголовки до США.

    Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего было 20 человек.

    Слайд 15

    Королёв очень торопился. Старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года.
    Того, кто полетит в космос, определили в последний момент ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

    Слайд 16

    Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос.
    Первое - «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье - «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:25:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт. Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса.

    Слайд 19

    «Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
    Свои, товарищи, свои,– ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой. Это были первые люди, которых я встретил на Земле после полета».

    Слайд 20

    Из Энгельcского аэропорта вылетел вертолёт. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

    Слайд 21

    Никита Хрущёв позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“.
    Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором. Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

    Слайд 22

    Гагарин спустился с трапа самолета и,подойдя к трибуне, отрапортовал Никите Хрущеву:- Товарищ Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета КПСС и Советского правительства выполнено».

  • Слайд 24

    Зарубежные визиты

    • Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».
    • Далее - Болгария. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей.
    • В Финляндии Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.
    • В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию. Там Гагарину вручили золотую медаль и диплом Почётного литейщика Англии.
  • Слайд 25

    Звания

    • Лётчик-космонавт СССР (14 апреля 1961 г.)
    • Герой Советского Союза (14 апреля 1961 г.)
    • Герой Социалистического Труда Чехословацкой Республики (28 апреля 1961 г.)
    • Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (23 мая 1961 г.)
    • Герой Труда Демократической Республики Вьетнам
      • Гагарина В. И. 108 минут и вся жизнь. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 135 с.
      • Звездный: Сборник/Сост.: Н. Андреев, М. Барабанщиков, В. Митрошенков. – М.: Московский рабочий, 1982. – 207 с.
      • http://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин
  • Посмотреть все слайды

    Ваняшина Наташа, 11 класс

    Проект, продукты. Реферат. Презентация.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней

    общеобразовательной школы с.Мусорка

    Проект на тему:

    Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос

    Ваняшина Наталья

    Руководитель проекта:

    Желнина Татьяна Александровна

    2014 год

    1.Введение…………………………………………………………………1-2

    2.Истоки Российской Космонавтики………………………………….3-7

    3.Первые спутники………………………………………………………8-9

    4.Гагарин-первый космонавт………………………………………….10

    5.Полёт в космос…………………………………………………………11-12

    6.Почетные звания и награды…………………………………………13-15

    7.Заключение……………………………………………………………..16

    8.Список литературы……………………………………………….......17-18

    ВВЕДЕНИЕ


    Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
    Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства. Еще в начале века русский ученый
    К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: "Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду".
    После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление идей К. Э. Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и претворением в жизнь.
    Уже в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, а в 1933 г. по решению правительства был создан впервые в мире Реактивный научно-исследовательский институт.
    В эти годы создаются и проходят испытания первые советские жидкостные ракеты. Накапливается опыт их проектирования и изготовления, подготовки и осуществления пусков. Стало очевидно, что дальнейшее развитие ракетной техники потребует проведения обширных научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ, многие из которых явились совершенно новыми направлениями в науке и технике.
    Были созданы специализированные научные организации и конструкторские бюро. В результате многолетней совместной деятельности этих организаций постоянно улучшались летные характеристики ракет.
    В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
    Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования. В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат "Луна-1", прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат "Луна-2", а месяц спустя межпланетная станция "Луна-3" передала на Землю фотографии обратной стороны Луны.

    Страница 1

    В феврале 1961 г. был осуществлен запуск к Венере межпланетной автоматической станции "Венера-1", а в ноябре 1962 г. стартовала к Марсу станция "Марс-1".
    В эти же годы готовились первые пилотируемые полеты в космос. Они потребовали решения ряда принципиально новых задач. Надо было заранее убедиться в переносимости человеком факторов космического полета и подготовить к этому будущих космонавтов физически и психологически. Нужно было обеспечить жизнедеятельность космонавта на корабле и дистанционный контроль состояния его здоровья в полете. Предстояло создать средства ручного управления кораблем и средства ведения радиотелефонной связи с космонавтом. Наконец надо было обеспечить безопасное возвращение корабля на Землю. Все эти проблемы были решены в рекордно короткие сроки, и уже весной 1960 г. правильность инженерных решений экспериментально проверялась на первых беспилотных кораблях-спутниках.
    И вот 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был осуществлен старт первого в истории человечества космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Алексеевичем Гагариным.
    Он стал вторым эпохальным событием в освоении космоса. Полет показал принципиальную возможность безопасного пребывания и работы человека в космическом пространстве.
    За полетом Ю. А. Гагарина последовали старты других кораблей "Восток". Продолжительность полетов на них увеличивалась и была постепенно доведена до пяти суток.
    Во время этих полетов космонавты выполняли все усложняющиеся программы экспериментов и визуальных наблюдений и продемонстрировали высокую эффективность участия человека в космических исследованиях. Результаты первых полетов позволили сделать последующие шаги в освоении космоса.

    Страница 2



    Глава 1: ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

    Выход человечества в космос - закономерный процесс исторического развития: в нем отражена вечная потребность людей познавать тайны природы, искать новые сферы обитания.
    Годы зарождения "ракетного дела" в России еще точно не определены, - одни исследователи относят его к XII, другие - к Х веку. Документально же подтверждается, что в 1516 г. ракеты применяли в ратном деле запорожцы.
    Первые описания ракет и пороховых составов для них приведены у Онисима Михайлова в его "Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1607-1621). В "Уставе" описаны и способы применения ракет. Первоначально они служили не военному делу - их использовали в качестве "потешных огней".
    В 1680 г. в Москве было основано "ракетное заведение", в котором стали изготовлять фейерверочные, а затем и сигнальные пороховые ракеты.
    В первом десятилетии XVIII в. в Петербурге открылась специальная лаборатория, занявшаяся поначалу изготовлением фейерверочных ракет. Внимательно изучая "ракетное дело", Петр I увидел в "потешных огнях" нечто большее, чем зрелище, - силу оружия. Появились первые труды о ракетах. В 1762 г. в Москве вышла книга М. В. Данилова - первая оригинальная книга на русском языке, содержащая сведения об изготовлении фейерверочных и сигнальных ракет.
    Военно-ученый комитет, занимавшийся в России ракетными делами, сосредоточил свое внимание на разработке конструкции ракет. В
    1814 г. член Военно-ученого комитета И. Картмазов изготовил боевые ракеты двух типов - зажигательные и гранатные. Они успешно прошли испытания. Военное министерство России приняло решение ознакомить войска с действием боевых ракет.
    Над созданием боевых ракет в те годы успешно работал один из выдающихся отечественных ученых, герой Отечественной войны 1812 г. Александр Дмитриевич Засядко (1779-1837). Изготовив свои первые ракеты, Засядко продемонстрировал их в 1817 г. в Петербурге, а затем под Могилевом, где им была открыта специальная пиротехническая лаборатория. Результаты испытаний превзошли все ожидания: дальность полета ракеты достигла 1670 м. В 1826 г. в Петербурге было создано постоянное ракетное заведение с целью массового производства ракет для русской армии.
    Большой вклад в совершенствование боевых пороховых ракет внес видный ученый и конструктор Константин Иванович Константинов (1817-1871). К. И. Константинов заложил основы экспериментальной ракетадинамики.
    Новая область техники - ракеты - все больше привлекала внимание ученых и конструкторов.

    Страница 3

    Появились предложения использовать ракеты на флоте и в воздухе.

    Особое внимание ученых и конструкторов было привлечено к созданию летательных аппаратов с ракетным двигателем. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов. Так в 1849 г. военный инженер
    И. И. Трететский (1821-1895) высказал идею использования силы струй паров воды или спирта, газов и сжатого воздуха для приведения в действие летательных аппаратов легче воздуха. Адмирал флота Н. М. Соковнин (1811-1895) опубликовал в 1866 г. работу "Воздушный корабль", в которой привел схему конструкции аэростата, способного летать "подобно тому, как летит ракета". В 1867 г. отставной капитан артиллерии Н.А. Телешов (1828-1895) получил патент на реактивный самолет "Дельта". Интересен проект киевского изобретателя Ф. Р. Гешвенда, предложившего построить летательный аппарат - "паролет" - с паровым реактивным двигателем с соплом, снабженным концентрическими насадками для подсоса воздуха. В 1880 г. изобретатель С. С. Неждановский высказал идею создания летательного аппарата с жидкостным реактивным двигателем, использующим в качестве горючего керосин, а в качестве окислителя - азотную кислоту, смешиваемые непосредственно перед взрывом.
    Особого внимания заслуживает проект революционера Николая Ивановича Кибальчича (1853-1881). Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на царя Александра II, находясь в заключении,
    Н. И. Кибальчич начертил схему задуманного им реактивного летательного аппарата. В своем проекте Н. И. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя. Около сорока лет пролежал проект Н. И. Кибальчича в секретных архивах жандармского управления. Лишь в 1918 г. он был обнародован в журнале "Былое".
    Через два года после казни Н. И. Кибальчича, в 1883 г., никому тогда неизвестный учитель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) в своей рукописи "Свободное пространство" не только выдвинул смелую идею и возможности использования реактивного принципа реактивного движения для осуществления полета в космос, но и разработал принципиальную схему аппарата, обеспечивающего пребывание человека в космическом пространстве. В юности, занимаясь самообразованием в Москве, К. Э. Циолковский познакомился с Н. Ф. Федоровым, мыслителем-утопистом, захваченным идеей так называемого философского космизма. Интерес к "космическому учению" Н. Ф. Федорова проявляли в свое время Л. Н. Толстой и А. М. Горький. Преодолевая идеалистические основы "космического учения" Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковский все больше становился материалистом.

    Страница 3

    В 1895 г. увидело свет сочинение
    К. Э. Циолковского "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения",

    Идея межпланетных полетов, освоения верхних слоев атмосферы овладевала умами многих ученых и конструкторов. В 1896 г. появилась брошюра Александра Петровича Федорова "Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду", где он описал устройство предложенного им воздухоплавательного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работа
    А. П. Федорова произвела большое впечатление на К. Э. Циолковского. Осмыслив ее, он сформулировал свою идею создания жидкостной многоступенчатой ракеты, рассчитанной для полета человека вне Земли.
    Важнейшим этапом, характеризующимся созданием основ теории межпланетных сообщений, явилась подготовленная К. Э. Циолковским к печати в начале 1903 г. первая часть работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Вторую часть своего труда ученый смог опубликовать лишь в 1911-1912 гг. В этом фундаментальном труде
    К. Э. Циолковский установил законы движения ракеты как тела переменной массы, определил коэффициент полезного действия ракеты, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на ее движение. К. Э. Циолковский отметил преимущества ракетных двигателей при больших скоростях движения, дал схему межпланетной ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая ракету единственным практически приемлемым способом осуществления полетов в космос,
    К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многоступенчатой ракеты. Своими работами К. Э. Циолковский во многом определил рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения.
    Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933). Еще в юношеские годы он познакомился с работой К. Э. Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", увлекся ракетостроением и космонавтикой и посвятил им всю свою жизнь. Ф. А. Цандер вошел в историю науки как энтузиаст, страстный пропагандист идей космических полетов, начавший практическую работу в области космонавтики.
    В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конференции изобретателей свой проект межпланетного корабля-аэроплана.

    Страница 5

    Начавшаяся в стране культурная революция, пробуждение народных масс вызвали широкий интерес множества людей к звездным полетам. В их числе был талантливый изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942).

    Независимо от К. Э. Циолковского Кондратюк оригинальным методом вывел основные уравнения движения ракеты, рассмотрел проблемы энергетически выгодных траекторий космических полетов и теории полета многоступенчатых ракет. Ему принадлежит ряд новаторских идей, в том числе идея создания промежуточных межпланетных заправочных ракетных баз, предложение использовать атмосферу планеты для торможения при посадке ракеты. Ю. В. Кондратюк предложил схему полетов к Луне с выходом на ее орбиты искусственных спутников и последующего отделения взлетно-посадочного корабля. Он также выдвинул идею использования гравитационных полей встречных небесных тел для дополнительного разгона космических кораблей или торможения их при полетах в пределах Солнечной системы.
    Популяризацией космонавтики занимался известный советский ученый аэродинамик Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П. Ветичкин выступал с докладами о проблемах реактивного полета в пределах атмосферы и в межпланетном пространстве, позже - с 1925 по 1927 гг. - он разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
    В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал работать в Институте авиационного машиностроения, в 1931 г. приступил к постройке воздушно-реактивного двигателя ОР-1, а затем к постройке жидкостного ракетного двигателя ОР-2.
    Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом воздухе. Двигатель ОР-2 был более мощным. Развиваемая им сила тяги достигала 500 Н. Топливом был по-прежнему бензин, а окислителем - жидкий кислород.
    В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем разработки этих двигателей был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.
    Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.
    Работой группы руководил технический совет под председательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.

    Страница 6

    Первой экспериментальной советской ракетой с жидкостным ракетным двигателем была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил
    С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине.

    Хотя в полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в освоении ракетной техникой.
    Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части - С. П. Королев.
    В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике в России.
    Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.
    Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
    Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту 200 км и успешно возвращен на Землю.
    С 1958 г. начинается очередной этап систематических исследований верхней атмосферы до высоты более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.
    Подготовка к штурму космоса потребовала создания в стране специальных научных институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных станций слежения, подготовки высококвалифицированных кадров, причем все приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике.

    Страница 7


    Глава 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ

    4 октября 1957 г. вошло в историю человечества как начало космической эры. В этот день - день запуска первого советского искусственного спутника Земли - была осуществлена извечная мечта человечества - выход в космос. Совершены полеты к планетам Солнечной системы. Автоматические аппараты успешно работали в условиях громадных давлений и температур на Венере, в космическом вакууме и холоде на Луне. На орбитальных пилотируемых станциях длительное время живут и работают космонавты.
    Впереди - новые космические свершения. Но все началось с того октябрьского дня 1957 г. Первый советский искусственный спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика спутника, позволявшие изучать условия прохождения радиоволн в ионосфере, дали возможность получить новые сведения об атмосфере. Успешная работа первого спутника подтвердила правильность теоретических расчетов и конструкторских решений, заложенных при создании ракеты-носителя, самого спутника и его бортовых систем.
    Второй советский искусственный спутник был запущен 3 ноября 1957 г., так же как и первый, в рамках программы Международного геофизического года. Важнейшие эксперименты, проведенные на втором спутнике, - биологические. На его борту находилась собака Лайка. Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя общей массой 508,3 кг. В контейнерах размещались научная и измерительная аппаратура, а в герметической кабине подопытное животное. Целью биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических функций животного на различных участках полета. До полета второго спутника животных неоднократно поднимали в ракетах на высоту 500 км, чтобы проверить переносимость ими перегрузок и кратковременной невесомости. Но только орбитальные средства позволили комплексно исследовать воздействие факторов космического полета - стартовых перегрузок, длительной невесомости, радиации - на живой организм. Первый космический полет живого существа показал, что высокоорганизованное животное может удовлетворительно переносить все факторы космического полета, и подтвердил реальную возможность полета в космос человека.
    Успешно прошли испытание система кондиционирования воздуха, оборудование для кормления животного и удаления продуктов жизнедеятельности, измерительная аппаратура для исследования физиологических функций, снятия электрокардиограмм. На втором искусственном спутнике впервые проводились прямые исследования космических лучей и излучений Солнца, неосуществимые с Земли.

    Страница 8

    Третий советский искусственный спутник (запущен 15 мая 1958 г.) стал первой комплексной научной геофизической лабораторией.

    Масса спутника составляла 1327 кг, на его борту были установлены двенадцать научных приборов.

    Цели проекта: 1. Раскрыть значение первого полёта человека в космос. 2. Рассказать о конструкторе С. П. Королёве и первых космонавтах. 3. Заинтересовать учащихся проблемами развития космонавтики. 4. Привить чувство патриотизма и гордости за героев- соотечественников.


    1. Изучить литературу об освоении космоса. 2. Выбрать материал по теме в сети Интернет и создать слайды. 3. Вместе с одноклассниками посетить школьный музей космонавтики имени Ю. А. Гагарина. 4. Провести в классе викторину и конкурс рисунков о космосе. 5. Провести классный час – диспут о проблемах развития космонавтики. Задачи проекта: 1.Чёрный зонт, изображающий звёздное небо 2. Шапка и плащ Звездочёта.


    В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. В.Степанов 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в Казахстане впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. В космосе Гагарин провёл 108 минут и совершил один оборот вокруг планеты. С 12 апреля 1962 года этот день был объявлен праздником – Днём космонавтики.


    Терешкова Валентина Владимировна – первая в мире женщина-космонавт. Совершила полёт в космос июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Продолжительность полёта составила 2 суток 22 часа 50 минут. Именем Терешковой назван кратер на Луне.




    Космос сегодня С 1998 года на орбите Земли находится Международная Космическая Станция, на которой одновременно работают космонавты нескольких стран. Космонавтов и различные грузы на МКС доставляют специальные космические корабли: российские «Союзы» и американские шаттлы.


    Зачем же нужен космос? Система спутников обеспечивает возможность общения между самыми удалёнными пунктами планеты Благодаря спутникам возможна работа синоптиков, предсказание природных катастроф (вулканы, землетрясения, цунами) для своевременной борьбы с ними Плотная и непрозрачная атмосфера нашей планеты не позволяет ученым отчетливо рассмотреть звезды с Земли, необходимо наблюдение из безвоздушного пространства Космические съёмки позволяют обнаружить залежи полезных ископаемых Освоение космоса повышает оборонную мощь страны Марс – единственная планета, на которую может переселиться человек с Земли


    Как заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, в настоящее время РКК «Энергия» создаётся космический корабль нового поколения для пилотируемых полётов. С 2015 года планируется осуществить ряд грузовых полётов, а в 2018 – полёт с экипажем из 6 человек на орбиту вокруг Луны. В настоящее время полёты осуществляются с космодромов «Байконур», «Плесецк». С 2012 года начнётся строительство нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Старт ракеты с космодрома «Байконур»:



    Викторина: 1. Как звали собак, побывавших в космосе? (Белка и Стрелка) 2. Когда они побывали в космосе? (1960 г.) 3. Ближайшая к Земле звезда – это..? (Солнце) 4. Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный..? (телескоп) 5. Как долго Гагарин находился в космосе? (108 минут) 6. До Луны не может птица долететь и прилуниться, Но зато умеет это делать быстрая..? (Ракета) 7. У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски..? (Космонавт) Выводы, сделанные учащимися 4 А класса на диспуте «Проблемы космоса»: 1. Постепенно из строя выходят десятки спутников, вращающихся вокруг Земли и засоряют околоземное космическое пространство. 2. Иногда случаются неудачные запуски космических кораблей. Они терпят крушение в атмосфере, засоряя её различными химическими веществами. 3.Из-за колебаний солнечной активности многие спутники выходят из строя. Необходимо конструирование более совершенных устройств.



    Взлетел в ракете русский парень, всю землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин… КАКИМ ПО СЧЁТУ БУДЕШЬ ТЫ? Ростовский аэроклуб: путь в космонавты многие начинали в аэроклубе. Несмотря на то, что немалая часть работы в космосе осуществляется роботами, космонавтика не может обойтись без человека. Ведь именно он способен принять правильное решение во внештатной ситуации.


    Использованная литература: Энциклопедия для детей. Том 8. «Астрономия». Москва, изд. Дом «Аванта» г. – 684 стр Л. Лебедев и др., Сын голубой планеты, М.: Просвещение, 1973 Ю. Докучаев, Юрий Гагарин, М.: Дет. Литература, 1971 В. А. Шаталов, М. Ф. Ребров, Космонавты СССР, М.: Просвещение, 1987 Советский Энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1987

    муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2 «Источник»

    (МОУ «Средняя школа №2»)

    Исследовательский проект

    «Полёт в космос»

    выполнила

    ученица 3Б класса

    Лаптева Олеся.

    Петрозаводск

    I . Введение.

    «Планета есть колыбель разума,

    но нельзя вечно жить в колыбели».

    В нашей стране каждый год посвящён какой-нибудь важной теме. Я узнала, что этот год - год Космонавтики. Мне стало интересно:

    Почему выбрана именно эта тема;

    Когда и кто первым из людей полетел в космос;

    Кто является основоположником космической науки;

    Во что одеты космонавты и как они питаются во время полёта в космосе.

    Я начала своё исследование с опроса своих одноклассников и узнала, что многие ребята, кроме фамилии первого космонавта, мало знают о космических полётах.

    В нашей школе учителем ОБЖ работает военный лётчик в отставке Я взяла интервью по интересующим меня вопросам. Михаил Петрович рассказал мне много нового и интересного об особенностях профессии, тесно связанной с космонавтикой.

    Кроме этого, мне удалось сходить в школьную и детскую библиотеку №20, найти информацию по этой теме в энциклопедиях и справочниках по этой теме. Во время своего исследования я обращалась и к Интернет-ресурсам.

    После изученных вопросов мне захотелось сделать космический аппарат из бумаги в технике «оригами» своими руками и научить этому своих одноклассников. У нас получилась красивая коллективная работа «Космический полёт».


    Я познакомила с результатами своего исследования одноклассников, учеников 4 классов , учителей на школьной мини-конференции «Мои первые открытия». Для подведения итогов своей работы разработала тест и кроссворд. Во время моего выступления ребята узнали много нового и хорошо справились с моими заданиями.

    II. Основная часть.

    1. Мечты о полётах.

    С древних времён люди мечтали полететь ввысь. В мифах Древней Греции есть легенда об Икаре:

    «Много лет томился в заточении на Крите великий скульптор Дедал. Царь Минос не хотел, чтобы мастер строил великолепные дворцы для какого-то другого царя, и поэтому не отпускал его. Думал-думал Дедал, как вырваться из плена, и наконец придумал. Из птичьих перьев он сделал четыре крыла – для себя и своего сына Икара.

    И вот настало утро, когда отец и сын покинули остров. Икару по душе был вольный полёт. Ему захотелось подняться высоко-высоко, к самому солнцу! Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, рассыпались перья. Напрасно махал Икар руками – ничто больше не удерживало его в воздухе. Он стремительно упал и исчез в глубине моря...

    Но люди узнали об этом смелом полёте, и тоже захотели покорить воздух. Прошло много веков – и им это удалось!
    А море, в которое упал Икар, с тех пор называется Икарийским».

    2. Основоположник космонавтики.

    ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, основоположник современной космонавтики.

    Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций и промежуточных баз для межпланетных сообщений.

    3. Первый полёт в космос.

    Старт корабля «Восток-1» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур с космонавтом. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области . Там такого высокого гостя никто не ждал.

    Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника и её шестилетняя внучка.

    4.Снаряжение и питание космонавтов.

    1)Скафандр космонавта:

    Мягкие тканевые части скафандра, жесткий корпус;;

    Ручка для закрывания входного люка скафандра;

    Страховочный карабин, клапан включения резервного запаса кислорода;

    Светофильтр;

    Пульт управления и контроля;

    Регулятор режимов давления в скафандре;

    Перчатки;

    Штепсельный разъем.

    2) Питание космонавтов

    Условия жизни на борту космического корабля (состояние невесомости, эмоционально-психическое напряжение, ограниченный объем кабины корабля) требуют особого подхода питанию космонавтов.

    Особенности организации питания:

    Повышенные требования к прочности тары и упаковки продуктов

    Невозможность применения традиционной посуды из-за условий невесомости;

    Повышенные требования к продуктам, которые крошатся и являются опасными для здоровья космонавтов (например, попадание крошек в горло в условиях невесомости, загрязнение кабины и др.);

    Длительность сроков хранения, полноценность продуктов по составу, ограничение по массе и объему, отсутствие несъедобной части.

    В состав питания космонавтов включают пищевые концентраты - продукты сушки, приготовленные термообработкой в упаковке (говядина в соусе, сосиски, индейка) стерилизованные облучением (ветчина , бифштекс натуральный, индейка в соусе), упакованные в мягкие герметичные пакеты (сыр, земляные орехи в масле, шоколадное пирожное с орехами, какао-порошок).

    III. Заключение.

    В своей исследовательской работе я попыталась ответить на интересующие меня вопросы. Для этого я прочитала много книжек, познакомилась с информацией на сайтах в Интернете, провела интервью у военного лётчика, научилась сама делать ракету в технике «оригами» и научила ребят. А ещё я составила кроссворд по теме своей работы.

    В этом году в нашей стране пройдут торжества, посвящённые 50-летию первого полёта человека в космос. В газетах, журналах, передачах будут рассказывать о работе и жизни космонавтов. Их труд очень важный и нужный для нашей страны. Я горжусь тем, что наша страна является лидером в освоении космоса.

    История освоения космоса началась еще в 19-м веке, задолго до того, как первый летательный аппарат смог преодолеть притяжение Земли. Безусловным лидером в этом процессе во все времена была Россия, которая и сегодня продолжает реализовывать в межзвездном пространстве масштабные научные проекты. Они вызывают огромный интерес во всем мире, как и история освоения космоса, тем более что в 2015 году исполняется 50 лет с момента совершения человеком первого выхода в открытый космос.

    Предыстория

    Как ни странно, первый проект летательного аппарата для космических перелетов с качающейся камерой сгорания, способной управлять вектором тяги, был разработан в тюремных застенках. Его автором был революционер-народоволец Н. И. Кибальчич, впоследствии казненный за подготовку покушения на Александра Второго. При этом известно, что перед смертью изобретатель обратился в следственную комиссию с просьбой передать чертежи и рукопись. Однако этого не было сделано, и о них стало известно только после опубликования проекта в 1918 году.

    Более серьезная работа, подкрепленная соответствующим математическим аппаратом, была предложена К. Циолковским, который предложил оснащать корабли, пригодные для межпланетных полетов, реактивными двигателями. Эти идеи получили дальнейшее развитие и в работах других ученых, таких как Герман Оберт и Роберт Годдард. Причем если первый из них был теоретиком, то второму удалось в 1926 году осуществить запуск первой ракеты на бензине и жидком кислороде.

    Противостояние СССР и США в борьбе за первенство в покорении космоса

    Работы по созданию ракет боевого назначения были начаты в Германии еще в годы Второй мировой войны. Их руководство было поручено Вернеру фон Брауну, которому удалось добиться существенных успехов. В частности, уже в 1944 году была запущена ракета V-2, ставшая первым искусственным объектом, достигнувшим космоса.

    В последние дни войны все разработки нацистов в сфере ракетостроения попали в руки к американским военным и легли в основу космической программы США. Такой благоприятный “старт”, однако, не позволил им победить в космическом противостоянии с СССР, который сначала запустил первый искусственный спутник Земли, а затем послал на орбиту живых существ, доказав тем самым гипотетическую возможность пилотируемых полетов в космическом пространстве.

    Гагарин. Первый в космосе: как это было

    В апреля 1961 года произошло одно из самых известных событий в истории человечества, которое по своей значимости не сравнимо ни с чем. Ведь в этот день стартовал первый космический корабль, пилотируемый человеком. Полет прошел нормально, и через 108 минут после старта спускаемый аппарат с космонавтом на борту приземлился недалеко от города Энгельса. Таким образом, первый человек в космосе провел всего 1 час и 48 минут. Конечно, на фоне современных полетов, которые могут длиться до года и даже более, он кажется легкой прогулкой. Однако на момент своего совершения он был расценен как подвиг, так как никто не мог знать, как влияет невесомость на умственную деятельность человека, не опасен ли такой полет для здоровья, и вообще удастся ли космонавту вернуться на Землю.

    Краткая биографии Ю. А. Гагарина

    Как уже было сказано, первый человек в космосе, который смог преодолеть земное притяжение, был гражданином Советского Союза. Он родился в небольшой деревне Клушино в крестьянской семье. В 1955 году юноша поступил в авиационное училище и после его окончания прослужил два года летчиком в истребительном полку. Когда был объявлен набор в только формирующийся первый отряд космонавтов, он написал рапорт о зачислении в его ряды и принял участие в приемных испытаниях. 8 апреля 1961-го, на закрытом заседании госкомиссии, руководящей проектом по запуску космического корабля “Восток”, было решено, что полет совершит Юрий Алексеевич Гагарин, который идеально подходил как с точки зрения физических параметров и подготовки, так и имел соответствующее происхождение. Интересно, что практически сразу после приземления ему вручили медаль "За освоение целинных земель", видимо, имея в виду, что космическое пространство в то время также было в некотором смысле целиной.

    Гагарин: триумф

    Люди старшего поколения и сегодня помнят, какое ликование охватило страну, когда было объявлено об успешном завершении полета первого в мире пилотируемого космического корабля. Уже через несколько часов после этого у всех на устах было имя и позывной Юрия Гагарина — "Кедр", а на космонавта обрушилась слава в масштабах, в которых она не доставалась ни одному человеку ни до него, ни после. Ведь даже в условиях холодной войны его принимали как триумфатора во "враждебном" СССР лагере.

    Первый человек в открытом космосе

    Как уже было сказано, 2015 год является юбилейным. Дело в том, что ровно полвека назад произошло знаменательное событие, и мир узнал, что побывал первый человек в открытом космосе. Им стал А. А. Леонов, который 18 марта 1965 года через шлюзовую камеру космического корабля “Восход-2” вышел за его пределы и провел, паря в невесомости, почти 24 минуты. Эта короткая “экспедиция в неизведанное” не прошла гладко и чуть было не стоила жизни космонавту, так как его скафандр раздулся, и он долго не мог вернуться на борт корабля. Неприятности подстерегали экипаж и на “обратном пути”. Тем не менее, все обошлось, и первый человек в космосе, который совершил прогулку в межпланетном пространстве, благополучно вернулся на Землю.

    Неизвестные герои

    Недавно на суд зрителям был представлен художественный фильм "Гагарин. Первый в космосе". После его просмотра многие заинтересовались историей развития космонавтики в нашей стране и за рубежом. А ведь она таит немало загадок. В частности, лишь в последние два десятилетия жители нашей страны смогли познакомиться с информацией, касающейся катастроф и жертв, ценой которых достигались успехи в освоении космоса. Так, в октябре 1960 года на Байконуре взорвалась беспилотная ракета, в результате чего погибли и скончались от ран 74 человека, а в 1971 году разгерметизация кабины спускаемого аппарата стоила жизни троим советским космонавтам. Немало жертв было и в процессе реализации космической программы Соединенных Штатов, поэтому, рассказывая о героях, следует вспоминать и тех, кто бесстрашно брался за выполнение задания, безусловно, осознавая, какому риску он подвергает свою жизнь.

    Космонавтика сегодня

    На данный момент можно с гордостью утверждать, что первенство в борьбе за космос выиграла наша страна. Конечно, нельзя умалять роль тех, кто боролся за его освоение на другом полушарии нашей планеты, и никто не станет оспаривать тот факт, что первый человек в космосе, ступивший на Луну, — Нил Амстронг — был американцем. Однако на данный момент единственной страной, способной совершать доставку людей в космос, является Россия. И хотя Международная космическая станция считается совместным проектом, в котором участвуют 16 государств, без участия нашего он не может продолжать свое существование.

    Каким будет будущее космонавтики через 100-200 лет, сегодня никто не может сказать. И это неудивительно, ведь точно так же в теперь уже далеком 1915 году вряд ли кто-нибудь мог бы поверить, что через столетие просторы космоса будут бороздить сотни летательных аппаратов различного назначения, а на околоземной орбите будет вращаться вокруг Земли огромный “дом”, где будут постоянно жить и работать люди из разных стран.