Стержневым ведущим понятием. Устройство для доводки параллельных торцов. Башня, ведущая в небо

Ведущая деятельность - это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.
Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:
1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.
2. В ведущей деятельности изменяется личность.
3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).
В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:
u эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми;
u орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
u сюжетно-ролевая игра дошкольника;
u учебная деятельность в младшем школьном возрасте;
u личностное общение подростков;
u профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Потребность в общении у ребёнка возникает очень рано, примерно в один месяц после кризиса новорождённости. Он начинает улыбаться маме, радоваться при её появлении.
Общение с взрослыми создаёт хорошее настроение, повышает активность ребёнка – это становится основой для развития ребёнка: движений, восприятия, речи. Если потребность в общении не удовлетворяется (дети в больнице, в д/д), они отстают в психическом развитии. Такие дети вялы, безразличны, физическое развитие плохое, мало двигаются, ощупывают своё тело. Дети при хорошем гигиеническом уходе отстают в физическом развитии. Недостаток общения в младенчестве носит название госпитализм. Таким образом, в первый год жизни полноценное общение важно для ребёнка. Неполноценное общение сказывается на развитии ребёнка отрицательно и позже и на разных возрастах имеет свою специфику.
М. И. Лисина изучала изменение общения ребенка с взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделено 4 формы общения:
1) Ситуативно - личностное (до 1 года). Особенность сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого; привлекает только личность взрослого. Ограничено рамками ситуации общения. Содержание общения эмоциональный контакт.
2) 1-3 года - ситуативно-деловое сотрудничество. Ранний возраст, эмоциональный контакт с мамой + потребность в сотрудничестве, которая реализуется в совместной деятельности с взрослыми.
3) 3-5 лет - внеситуативно – познавательное общение.
Побуждается познавательными мотивами, вырывается из ситуации, где были раннее интересы. Источник информации – взрослый.
4) 4-6 лет внеситуативно – личностное общение. Взрослый авторитет, чьи задания и требования принимаются по-деловому без капризов и отказа. Важно при подготовке к школе.
5) Младший школьник – деловое сотрудничество в учебной деятельности.
6) Подростки – стремление к независимости от взрослого, ограждение сторон жизни от контроля взрослых.
7) Старший школьник – интерес к взрослому опыту, доверие в отношении с взрослым.
Принципы общения взрослого и ребёнка.
Принятие ребёнка таким, какой он есть.
Безусловная любовь к ребёнку
- если ругают, всё равно ребенок знает, что его любят;
- если «двойка», то не говорят что он дурак;
- радуются успехам ребёнка.
Есть и другая любовь: когда отвечает требования родителей, послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее.
Плохо сказывается на ребёнка неприятие, это может быть в любой семье (Мама красива – дочь замкнута, некрасивость раздражает маму). Положительное ожидание, связанные с принятием ребенка. Эксперимент Розенталя. Эмпатия – сопереживание другому. Адекватное выражение своего отношения к ребёнку.

  • Пьяных О.В. Краткий курс лекций по внешнеэкономической деятельности (Документ)
  • Обществознание. Краткий конспект (Документ)
  • Михеев М.А., Михеева И.М. Краткий курс теплопередачи (Документ)
  • Беломытцев А.С. Краткий курс теоретической механики. Статика и кинематика (Документ)
  • Горшков А.В. Социология труда: Краткий курс (Документ)
  • Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • Черноуцан А.И. Краткий курс физики (Документ)
  • Презентация - Геометрия 7 класс краткий курс (Реферат)
  • Скляров Ю.С. Эконометрика (краткий курс) (Документ)
  • Натансон И.П. Краткий курс высшей математики (Документ)
  • n1.doc

    6.17 . Социальные процессы в современной России
    Современное общество очень пестрое и изменчивое, в нем каждый человек имеет много возможностей, чтобы изменить свое положение - можно переселиться из деревни в город (или наоборот), сменить место работы, переехать в другую квартиру, получить новую профессию, стать представителем другого класса. Очень важную роль при этом в современном мире играет уровень образования. Без глубоких знаний и высокого профессионализма невозможно перейти на новую престижную должность, получить стабильную работу, стать незаменимым на своем месте.

    Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85-90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной политики.

    Серьезную опасность стабильности общества представляет также маргинализация . Маргиналами называют людей, оказавшихся вне привычных им групп, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе. Человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом. Его неуверенность в себе, в своем будущем может обернуться деструктивными действиями, недовольством существующими порядками.

    7 . Политика
    7.1 . Власть, ее происхождение и виды
    Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть . Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.

    Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т.д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели; согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

    Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

    Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:


    • Экономические ресурсы , к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.

    • Силовые ресурсы : армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи, в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня, сила государства в силе законов, в четком исполнении законом и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.

    • Социальные ресурсы : престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.

    • Информационные ресурсы , являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту - людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.
    В политической науке выделяется несколько видов власти:

    Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

    Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

    Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

    Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной кампании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

    Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют “четвертой властью”. Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.

    Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющими для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

    Существуют и другие основания для классификации власти:

    По сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т.п.);

    По функциям (законодательная, исполнительная и судебная);

    По способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

    МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕЖИССЕРА

    В программе второго курса обучения режиссеров - освоение метода действенного анализа пьесы и роли - вершины режиссерского учения Станиславского. Этот метод - главный профессиональный стержень школы Товстоногова, он неотрывен от первой части системы Станиславского, от законов актерской психотехники.
    Содержание второго курса строится по следующим направлениям:
    I Теоретическое постижение метода действенного анализа.
    Темы лекций.
    1 Первый этап метода действенного анализа - режиссер наедине с пьесой, «разведка пьесы умом»; параметры метода и их системная взаимосвязь.
    2 Второй этап - метод физических действий как инструмент метода действенного анализа, «разведка пьесы телом»; физическое действие как часть триединого действенного процесса (мыслительное, словесное, физическое действие); мизансцена - язык режиссера; сценическая композиция и мизансцена.
    3 Метод действенного анализа - метод анализа и синтеза.
    II Практическое применение метода действенного анализа и метода физических действий:
    1 Анализ нескольких пьес - одноактных и многоактных;
    2 Анализ пьес (современного и классического репертуара), отрывки из которых делают режиссеры;
    3 Событийно-действенный анализ отрывков, над которыми работают режиссеры;
    4 Совместная работа режиссеров со студентами-актерами над отрывками, сначала из современных, потом из классических пьес (диалоги - этюдные импровизации).
    III Работа над «зачинами» на основе стихов и песен.

    Теоретическое постижение метода действенного анализа
    Итак, метод действенного анализа пьесы и роли. Расскажу немного об истории вопроса в надежде, что заинтересованный читатель захочет познакомиться в дальнейшем с этим методом в иных трактовках, поскольку в моей книге представлена только одна версия.
    Метод действенного анализа наиболее полно отражен в публикациях М.О. Кнебель и Г.А. Товстоногова. Интересные исследования в этой области осуществлены также А.М. Поламишевым.
    Кнебель, ученица Станиславского и Немировича-Данченко, писала, что начало открытия нового закона анализа пьесы, по ее мнению, можно отнести к 1905 году, к периоду работы в театральной студии на Поварской, когда мастер «впервые предложил анализировать пьесу этюдным путем... И только в 1935 году Станиславский с новой, удесятеренной силой убежденности стал проповедовать идею анализа пьесы в действии» . Кнебель отмечала, что, к сожалению, в трудах Станиславского «...нет специальной главы с описанием этого открытия» . (Подчеркну, что наиболее значительными являются подготовительные материалы Станиславского к его неосуществленной книге «Работа актера над ролью», где ставятся проблемы работы над пьесой и ролью.) Вероятно, только скромность Кнебель, этого талантливого педагога, режиссера и ученого, не позволила сказать, что именно ей принадлежит заслуга - на основе незавершенных трудов, отдельных статей, высказываний по этому вопросу, практических занятий в оперно-драматической студии в последние годы жизни Станиславского - впервые описать и теоретически осмыслить суть открытия своего учителя. Ведь сам термин «метод действенного анализа пьесы и роли» введен в нашу науку Кнебель. Этот метод нашел широкое применение в сценической педагогике Москвы.
    В ГИТИСе - главным образом усилиями Кнебель, в вахтанговской школе - в работах Поламишева. В рамках этой книги нет возможности проанализировать каждую из существующих точек зрения на проблему, определить сферы соприкосновения, единства взглядов, исследовать суть расхождений. Мой рассказ - о режиссерской школе Товстоногова.
    Метод действенного анализа - способ перевода образов одного вида искусства - литературы, драматургии - в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа.
    Конкретно-исторический анализ произведения здесь неотрывен от духовно-нравственных проблем. Поэтому фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
    Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача.
    Двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», - опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, - от исходного события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Событийное развитие - важнейшая часть режиссерского замысла. Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий - путь к постановочному решению спектакля.
    Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
    1. Исходное событие - своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды - океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
    2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
    3. Центральное событие - это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.
    4. В финальном событии - кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
    5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.
    Важнейший этап рождения режиссерского замысла - определение исходного предлагаемого обстоятельства, той среды, неизменной на протяжении всего развития пьесы (вобравшей в себя авторскую боль), которая «беременна» проблемой произведения.
    Не менее существенно выявление главного конфликта: он носит всегда нравственный характер, представляет собою процесс рождения, становления или падения, деградации личности.
    Все названные здесь параметры метода взаимосвязаны, неотрывны друг от друга, это обеспечивает целостность анализу. В процессе рождения спектакля они являются компасом, верно ориентирующим его создателей.
    Метод действенного анализа предполагает совместный импровизационный анализ события и действия в нем, осуществляемый актерами под руководством режиссера, - это так называемая «разведка телом». Эта часть метода называется методом физических действий.
    Следует отметить, что название «разведка умом» - условно, поскольку оно не отражает всей полноты процесса, - не только логического, рационального, но в первую очередь эмоционального, чувственного постижения материала режиссером; точно также, говоря о «разведке телом», мы должны помнить, что анализ осуществляется всем психофизическим аппаратом актера - не только телом, но и умом, всем сердцем и душой художника.
    Импровизационный поиск осуществляется при активном взаимодействии режиссера и актеров. Создать в репетиционном классе особую среду, атмосферу общего поиска уникальных средств выражения авторской стилистики - значит направить импровизацию в нужное русло. Этот процесс требует высокого режиссерского искусства. Подлинный смысл этюдного способа репетиций - анализ произведения, осуществленный в действии. Участие режиссера в процессе импровизации многозначно. Определив событие и действие в нем, отобрав предлагаемые обстоятельства, постановщик спектакля должен быть чуток к тому, верный ли камертон задан импровизационному поиску, угаданы ли природа чувств и способ существования в спектакле; режиссер корректирует и направляет поиск. Интуитивное проникновение в художественную ткань произведения, творческое вдохновение играют важную роль в импровизационном поиске. Однако вдохновение и интуиция требуют конкретной пищи, она-то и добывается совместным трудом режиссера и актера в процессе репетиции.
    Творческая и нравственная сила метода действенного анализа, синтезирующего анализ и воплощение, заключающаяся в естественности и органичности процесса разведки, проб и ошибок, свободного (тут имеется в виду и внешняя, и внутренняя, в широком смысле слова - свобода) творческого поиска, последовательно, постепенно постигается студентами в течение всего обучения.
    Необходимо тренировать в себе умение в сложном увидеть простое, а в простом - сложное; любое явление жизни, происходящее с вами, вокруг вас, адаптировать, переводить на язык действия, обнаруживать в нем событие, конфликт.
    Метод физических действий способствует созданию цепи физических действий, которые взрывают конфликт, раскрывают его смысл, объясняют глубину взаимоотношений персонажей.
    Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. Поскольку событие имеет как объективный, так и субъективный характер, то именно сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств.
    В плане-конспекте «Работы над ролью», написанном Станиславским незадолго до смерти, автор предлагает наметить временную, черновую сверхзадачу, начать прощупывать линию сквозного действия и для этого производить деление пьесы на самые большие события. Предполагаемая сверхзадача становилась своеобразным компасом, даже если она не сформулирована, но только намечена и живет лишь в предощущениях режиссера. Эта принципиальная позиция Станиславского, конечно, должна учитываться в работе над планом «штурма» пьесы и роли.
    Подчеркнем ключевую роль события в методе. Интересна этимология слова «событие». Товстоногову было близко толкование В. И. Даля - «со-бытийность кого-то с кем-то». Мастер подчеркивал, что жизнь человеческая событийна по своей структуре, событийна и структура сценической жизни. Только сценическая жизнь всегда протекает в условиях обострения предлагаемых обстоятельств, поэтому в пьесе событие, общее, совместное бытие людей конфликтно - таков закон драмы. Любое событие - это конфликт, то есть конфликтный действенный факт (как называл его Станиславский). Действие - это борьба. Очень важно, что событие - действенный, конфликтный факт, происходящий «здесь, сейчас, на моих глазах», то есть события реально происходят в пьесе, а не за ее пределами.
    Только предлагаемые обстоятельства большого круга могут быть за рамками пьесы. Именно чтобы разобраться в «ворохе» предлагаемых обстоятельств, как я уже писала, мы разделяем их на обстоятельства: малого круга (событие, действие), среднего круга (сквозное действие) и большого круга (сверхзадача). Каждому кругу предлагаемых обстоятельств соответствует определенная цель и действие.
    Кроме того, анализируя пьесу, мы должны определить:
    1 Ведущее предлагаемое обстоятельство события - то обстоятельство малого круга, которое определяет борьбу в событии (ведь в событии - сумма разнообразных обстоятельств малого круга), поэтому иногда можно называть событие по ведущему предлагаемому обстоятельству.
    2 Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы - оно определяет борьбу по сквозному действию пьесы.
    3 Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - та среда, в которой сосредоточена проблема пьесы, авторская боль; мы постигаем его в процессе развития пьесы. Исходное и ведущее предлагаемые обстоятельства пьесы часто конфликтны по отношению друг к другу, но отнюдь не всегда.
    Следует помнить, что далеко не все пьесы начинаются с открытого столкновения и явного действенного факта. Неспешность разворачивания действия, подспудность конфликта, отсутствие яркого события в начале характерны для многих пьес. Порою конфликт не обнажен, он бывает скрыт, но это не лишает события конфликтности содержания. Необходимо только разгадать, почему автору нужно иметь такое исходное событие. Может быть, в кажущемся стоячем болоте скуки, однообразия жизни, отраженной в исходном событии, уже таятся, закипают страсти, и режиссер должен только их разглядеть? Самое обыденное, кажущееся статичным событие, насыщено острейшей борьбой, хотя внешне эта борьба может быть едва выражена. Возьмем, к примеру, «Горячее сердце» А. Н. Островского. Для Курослепова, пробудившегося ото сна в десятом часу вечера (!) - (не мудрено, что ему спросонья конец света привиделся), - встать с крыльца, да пойти посмотреть, заперты ли на ночь ворота в доме, - пытка каторжная! А ведь не доверяет он дворнику Силану - по его недосмотру две тысячи рублей из-под самого носа хозяина (под подушкой были!) украли. Тут разворачивается борьба острейшая; но так и не удается Курослепову преодолеть свою сонную одурь - он долго зевает, потом грозит дворнику, да в дом уходит. Конечно, такое событие внешне выглядит совершенно статичным, но острота конфликта от этого не утрачивается.
    Не всякое событие пьесы является частью сквозного действия пьесы. Сквозное действие начинается только в основном событии и заканчивается в финальном. При этом события пьесы - от исходного до основного и от финального до главного - не теряют своей конфликтной природы.
    В главном событии пьесы просветляется ее сверхзадача, решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства и обязательно - это самое последнее событие пьесы.
    Товстоногов сравнивал предложенные им параметры метода действенного анализа с параллелями и меридианами, пересечение которых дает возможность найти искомую географическую точку на карте. Знание только одних параметров и невнимание к другим не приведут к успеху - нужно, чтобы они «пересекались».
    Проследим, как связаны различные понятия метода.
    Сквозное действие - путь воплощения сверхзадачи, та реальная, конкретная борьба, в результате которой утверждается сверхзадача. Оно начинается в основном событии одновременно с появлением ведущего предлагаемого обстоятельства пьесы - это обстоятельство и будет определять всю борьбу по сквозному действию. Высшего пика эта борьба достигнет в центральном событии. Закончится она - в финальном, здесь будет исчерпано и ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы. Исходное предлагаемое обстоятельство, неизменное на протяжении всей пьесы, связано с исходным событием - в исходном событии отражено исходное предлагаемое обстоятельство; в главном событии решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства (мы узнаем, что с ним стало, изменилось ли оно, или осталось прежним, «победило» или «потерпело поражение»). В главном событии также просветляется сверхзадача пьесы.
    Как видим, здесь нет ни одного понятия метода, оторванного от целого, не имеющего множества прочных связей с другими параметрами. Именно это и представляется мне наиболее сильной стороной разработанной Товстоноговым методики.
    Верно разгаданный режиссером хотя бы один из параметров поможет совершить открытие новых тайн пьесы - ведь все параметры связаны между собою. И наоборот, - одна ошибка способна разрушить всю систему размышлений, точнее сказать, - наглядно обнаружить, что системы-то анализа нет! Есть отдельные, не связанные между собою догадки о пьесе, а не целостный ее анализ.

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    "Витебский государственный технологический университет"

    Кафедра философии


    Контрольная работа

    Политическая власть


    Выполнил:

    Студ. гр. зА-13 IV курса

    Кудрявцев Д.В.

    Проверил:

    ст. пр. Гришанов В.А.




    Источники и ресурсы политической власти

    Проблемы легитимной власти

    Литература


    1. Сущность политической власти, ее объекты, субъекты и функции


    Власть - способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них - субъект власти - предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой - в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти - подчиняется распоряжениям первого.

    Власть как отношение между двумя субъектами есть результат действий, которые производят обе стороны этого отношения: одна - побуждает к определенному действию, другая - осуществляет его. Всякое властное отношение предполагает в качестве непременного условия выражения в какой-либо форме властвующим (господствующим) субъектом своей воли, обращенной к тому, над кем он осуществляет власть.

    Внешним выражением воли господствующего субъекта могут выступать закон, указ, приказ, распоряжение, директива, предписание, инструкция, правило, запрет, указание, требование, пожелание и т.п.

    Только после уяснения подвластным субъектом содержания обращенного к нему требования можно ожидать от него каких-либо ответных действий. Однако и при этом тот, к кому обращено требование, всегда может ответить на него отказом. Властное отношение предполагает также наличие причины, которая побуждает объект власти выполнять веление господствующего субъекта. В приведенном определении власти эта причина обозначена понятием "средство". Только при наличии возможности использования господствующим субъектом средств подчинения властное отношение может стать реальностью. Средства подчинения или, по более распространенной терминологии, средства влияния (властного воздействия) составляют те социально значимые для субъектов общественных отношений физические, материальные, социальные, психологические и моральные факторы, которые субъект власти может использовать для подчинения своей воле деятельности подвластного субъекта (объекта власти). В зависимости от используемых субъектом средств влияния властные отношения могут принимать, по крайней мере, форму силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции или авторитета.

    Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластным либо путем непосредственного воздействия на его тело и психику, либо с помощью ограничения его действий. В принуждении источник подчинения команде властвующего субъекта заключается в угрозе применения негативных санкций в случае отказа подвластного от повиновения. Побуждение как средство влияния основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности и услуги), в которых тот заинтересован. В убеждении источник властного влияния заключается в тех аргументах, которые субъект власти использует для подчинения своей воле деятельность подвластного. Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта власти осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта. Источником подчинения во властном отношении в форме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта власти, с которой не может не считаться подвластный и потому он подчиняется предъявленным ему требованиям.

    Власть есть непременная сторона человеческого общения; она обусловлена необходимостью подчинения единой воле всех участников любого сообщества людей в целях обеспечения его целостности и стабильности. Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Научный подход к анализу феномена власти требует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов - экономической, социальной, политической, духовной, военной, семейной и иной. Наиболее важным видом власти является политическая власть.

    Центральная проблема политики и политологии - власть. Понятие "власть" относится к числу основополагающих категорий политической науки. Оно дает ключ к пониманию всей жизни общества. Социологи говорят о власти социальной, юристы - о власти государственной, психологи - о власти над самим собой, родители - о семейной власти.

    Власть исторически возникла как одна из жизненно важных функций человеческого социума, обеспечивающих выживание человеческому сообществу перед лицом возможной внешней угрозы и создающих гарантии существования индивидов внутри этого сообщества. Естественный характер власти проявляется в том, что она возникает как потребность общества в саморегуляции, в сохранении целостности и стабильности при наличии в нем разных, порой противоположных интересов людей.

    Естественно - исторический характер власти проявляется и в ее преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться по наследству, отниматься другими заинтересованными лицами, может коренным образом преобразовываться. Но любая группа или отдельная личность, приходящая к власти, не может не считаться со свергнутой властью, с традициями, сознанием, культурой властных отношений, накопленными в стране. Преемственность проявляется и в активном заимствовании странами друг у друга универсального опыта осуществления властных отношений.

    Ясно, что власть возникает при наличии определенных условий. Польский социолог Ежи Вятр полагает, что для существования власти необходимо не менее двух партнеров, причем этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц. Условием возникновения власти должно быть также подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет в соответствии с общественными нормами, устанавливающие право отдавать приказы и обязанность подчиняться.

    Следовательно, отношения власти представляют собой необходимый и незаменимый механизм регулирования жизни общества, обеспечения и сохранения его единства. Тем самым подтверждается объективный характер власти в человеческом обществе.

    Немецкий социолог Макс Вебер определяет власть как возможность действующего лица реализовать собственную волю даже вопреки сопротивлению других участников действия и независимо от того, на чем такая возможность основана.

    Власть представляет собой сложное явление, включающее различные структурные элементы, расположенные в определенной иерархии (от высшего к низшему) и взаимодействующие между собой. Систему власти можно представить в виде пирамиды, вершину которой составляют те, кто осуществляет власть, а основание - те, кто повинуется ей.

    Власть есть выражение воли общества, класса, группы людей и отдельной личности. Это подтверждает обусловленность власти соответствующими интересами.

    Анализ политологических теорий показывает, что в современной политической науке не существует какого-либо одного общепризнанного понимания сущности и определения власти. Это, однако, не исключает сходства в их трактовке.

    В этой связи можно выделить несколько концепций власти.

    Подход к рассмотрению власти, который изучает политические процессы во взаимосвязи с социальными процессами и психологическими мотивами поведения людей, лежит в основе бихевиористских (поведенческих концепций власти. Основы бихевиористского анализа политики изложены в труде родоначальника этой школы американского исследователя Джона Б. Уотсона "Человеческая природа в политике". Явления политической жизни объясняются им естественными свойствами человека, его жизненным поведением. Человеческое же поведение, в том числе и политическое, есть ответная реакция на действия окружающей среды. Власть потому и является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей.

    Реляционистская (ролевая) концепция понимает власть как межличностное отношение субъекта и объекта власти, предполагая возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие. Так определяют власть американский политолог Ганс Моргентау и немецкий социолог М. Вебер. В современной западной политической литературе распространенным является определение власти Г. Моргентау, трактуемое как осуществление человеком контроля над сознанием и действиями других людей. Другие представители этой концепции определяют власть как способность осуществлять свою волю либо через страх, либо через отказ кому-либо в вознаграждении, либо в форме наказания. Два последних способа воздействия (отказ и наказание) представляют собой негативные санкции.

    Французский социолог Раймон Арон отвергает почти все известные ему определения власти, считая их формализованными и абстрактными, не учитывающими психологических моментов, не выясняющими точное значение таких терминов как "сила", "мощь". Из-за этого, по мнению Р. Арона возникает двусмысленное понимание власти.

    Власть как политическое понятие означает взаимоотношения между людьми. Здесь Р. Арон согласен с реляционистами. Одновременно, утверждает Арон, власть обозначает скрытые возможности, способности, силы, проявляющиеся при известных обстоятельствах. Поэтому власть - это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их желаниями.

    В рамках системной концепции власть обеспечивает жизнедеятельность общества как системы, предписывая каждому субъекту выполнить обязанности налагаемые на него целями общества, и мобилизует ресурсы для достижения целей системы. (Т. Парсонс, М. Крозье, Т. Кларк).

    Американский политолог Ханна Арендт отмечает, что власть не есть ответ на вопрос, кто кем управляет. Власть, считает X. Арендт, находится в полном соответствии с человеческой способностью не просто действовать, а действовать совместно. Следовательно, прежде всего надо исследовать систему социальных институтов, тех коммуникаций, через которые проявляется и материализуется власть. В этом сущность коммуникационной (структурно функциональной) концепции власти.

    Определение власти, данное американскими социологами Гарольдом Д. Лассуэллом и А. Капланом в их книге "Власть и общество", выглядит следующим образом: власть есть участие или возможность участия в принятие решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях. Это одно из принципиальных положений конфликтной концепции власти.

    Близко к этой концепции стоит телеологическая концепция, основное положение которой сформулировал английский либеральный профессор, известный борец за мир Бертран Рассел: власть может быть средством достижения определенных целей.

    Общее всех концепций состоит в том, что властные отношения рассматриваются в них, прежде всего как отношения двух партнеров воздействующих друг на друга. Это - затрудняет выделение главной детерминанты власти - почему все же один может навязывать свою волю другому, а этот другой, хотя и сопротивляется, все же должен выполнить навязываемую волю.

    Марксистская концепция власти и борьбы за власть характеризуется четко выраженным классовым подходом к социальной природе власти. В марксистском понимании власть носит зависимый, вторичный характер. Эта зависимость вытекает из проявления воли класса. Еще в "Манифесте коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс определили, что "политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса над другим" (К. Маркс. Ф. Энгельс Соч., изд. 2-е, т.4, с:447).

    Все перечисленные концепции, их многовариантность свидетельствуют о сложности и многообразии политики и власти. В этом свете не следует резко противопоставлять друг другу классовый и неклассовый подходы к политической власти, марксистское и немарксистское понимание этого явления. Все они в определенной мере дополняют друг друга и позволяют создать полную и наиболее объективную картину. Власть как одна из форм социальных отношений способна влиять на содержание деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и правовых механизмов.

    Таким образом, власть - это объективно обусловленное социальное явление, выражающееся в способности лица или группы управлять другими, исходя из определенных потребностей или интересов.

    Политическая власть - волевое отношение между социальными субъектами, составляющими политически (т.е. государственно) организованное сообщество, суть которого состоит в побуждении одним социальным субъектом к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния. Политико-властные отношения возникают в ответ на потребность в поддержании целостности сообщества и регуляции процесса реализации индивидуальных, групповых и общих интересов составляющих его людей. Словосочетание политическая власть своим происхождением также обязано древнегреческому полису и буквально означает власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия политическая власть отражает тот факт, что всякое политически, т.е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов: законов, полиции, судов, тюрем, налогов и т.п. Иными словами, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики, а политические отношения есть, прежде всего, взаимодействие членов сообщества по поводу овладения средствами властного воздействия, их организации, удержания и использования. Именно власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она предстает как особый вид социального взаимодействия. И именно поэтому политические отношения можно называть политико-властными отношениями. Они возникают в ответ на потребность в поддержании целостности политического сообщества и регуляции реализации индивидуальных, групповых и общих интересов составляющих его людей.

    Таким образом, политическая власть - это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов - индивидов, социальных групп и общностей - подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть - это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами.

    Функции политической власти, т.е. ее общественное предназначение, те же, что и функции государства. Политическая власть есть, во-первых, инструмент поддержания целостности сообщества и, во-вторых, средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. В этом состоят основные функции политической власти. Другие ее функции, перечень которых может быть и большим (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т.п.), имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение.

    Отдельные виды власти можно выделить по различным основаниям, принятым для классификации:

    Могут быть приняты и другие основания классификации видов власти: абсолютная, личная, семейная, власть клана и т.п.

    Политическая наука исследует политическую власть.

    Власть в обществе выступает в неполитических и политических формах. В условиях первобытнообщинного строя, где не было классов, государства значит, и политики, общественная власть не носила политического характера. Она составляла власть всех членов данного рода, племени, общины.

    Неполитические формы власти характеризуются тем, что объектами являются малые социальные группы и осуществляется она непосредственно властвующим индивидом без специального посреднического аппарата и механизма. К неполитическим формам относится семейная, школьная власть, власть в производственном коллективе и т.п.

    Политическая власть возникла в процессе развития общества. По мере появления и накопления собственности в руках определенных групп людей происходит и перераспределение управленческо-распорядительных функций, т.е. изменение характера власти. Из власти всего общества (первобытного) она превращается во власть имущих слоев, становится своеобразной собственностью нарождающихся классов и вследствие этого приобретает политический характер. В классовом обществе управление осуществляется с помощью политической власти. Политические формы власти характеризуются тем, что их объектом являются крупные общественные группы, и власть в них осуществляется через социальные институты. Политическая власть тоже является волевым отношением, но отношением между классами, социальными группами.

    Политическая власть обладает рядом характерных черт, определяющих ее как относительно самостоятельное явление. Она имеет собственные законы развития. Чтобы быть стабильной, власть должна учитывать интересы не только господствующих классов, но и подчиненных групп, а также интересы и всего общества. Характерными чертами политической власти являются: суверенитет и верховенство ее в системе отношений в обществе, а также неделимость, авторитетность и волевой характер.

    Политическая власть всегда носит императивный характер. Воля и интересы господствующего класса, группы людей через политическую власть приобретают форму закона, определенных норм, обязательных для всего населения. Неподчинение законам и несоблюдение нормативных актов влечет юридическое, правовое наказание вплоть до принуждения к выполнению их.

    Важнейшей особенностью политической власти является ее тесная связь с экономикой, экономическая обусловленность. Поскольку самым главным фактором в экономике являются отношения по поводу собственности, экономической основой политической власти выступает собственность на средства производства. Право на собственность дает и право на власть.

    Вместе с тем, представляя интересы экономически господствующих классов, групп и будучи обусловленной этими интересами, политическая власть оказывает активное воздействие на экономику. Ф. Энгельс называет три направления такого воздействия: политическая власть действует в том же направлении, что и экономика - тогда развитие общества идет быстрее; против экономического развития - тогда через известный промежуток времени политическая власть терпит крах; власть может ставить экономическому развитию преграды и толкать его в иных направлениях. В результате, подчеркивает Ф. Энгельс, в двух последних случаях политическая власть может причинять экономическому развитию величайший вред и вызывать растрату сил и материала в массовом количестве (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. т. 37. с. 417).

    Таким образом, политическая власть выступает как реальная способность и возможность организованного класса или социальной группы, а также индивидов, отражающих их интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

    К политическим формам власти, прежде всего, относится государственная власть. Следует различать политическую власть и государственную. Всякая государственная власть есть политическая, но не всякая политическая власть является государственной.

    В.И. Ленин, критикуя русского народника П. Струве за признание принудительной власти как основной черты государства, писал "… принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было. ... Признак государства наличность обособленного класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть" (Ленин В.И. Пол. собр. соч. Т. 2, с. 439).

    Государственная власть - это власть, осуществляемая с помощью специального аппарата и имеющая возможность обращаться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Государственная власть настолько неотделима от государства, что и в научной литературе практическом употреблении эти понятия часто отождествляются. Государство какое-то время может существовать без ясно очерченной территории, строгого размежевания границ, без точно определенного населения. Но без власти государства нет.

    Важнейшими чертами государственной власти являются ее публичный характер и наличие определенного территориального устройства, на которое распространяется государственный суверенитет. Государство обладает монополией не только на правовое, юридическое закрепление власти, но и монопольным правом применять насилие, используя специальный аппарат принуждения. Распоряжения государственной власти обязательны для всего населения, иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, и проживающих постоянно на территории государства.

    Государственная власть выполняет в обществе ряд функций: устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всеми аспектами жизнедеятельности общества. К основным функциям государственной власти следует отнести:

    Обеспечение господства, то есть осуществление воли правящей группы по отношению к обществу, подчинение (полное или частичное, абсолютное или относительное) одних классов, групп, лиц другим;

    Руководство развитием общества в соответствии с интересами господствующих классов, социальных групп;

    управление, т.е. осуществление на практике основных направлений развития и принятие конкретных управленческих решений;

    Контроль предполагает осуществление надзора за выполнением решений и соблюдением норм и правил деятельности людей.

    Действия государственной власти по реализации своих функций составляют сущность политики. Таким образом, государственная власть представляет самое полное выражение политической власти, является политической властью в ее наиболее развитом виде.

    Политическая власть может быть и негосударственной. Таковы партийная и военная. В истории немало примеров, когда армия или политические партии в период национально-освободительных войн контролировали значительные территории, не создавая на них государственных структур, осуществляя властные полномочия через военные или партийные органы.

    Реализация власти непосредственно связана с субъектами политики, которые и являются социальными носителями власти. Когда власть завоевана, и определенный субъект политики становится и субъектом власти, последняя выступает средством воздействия господствующей социальной группы на другие объединения людей данного общества. Органом такого воздействия выступает государство. При помощи его органов правящий класс или господствующая группа укрепляет свою политическую власть, реализует и защищает свои интересы.

    Политическая власть, как и политика, неразрывно связана с социальными интересами. С одной стороны, сама власть является социальным интересом, вокруг которого возникают, формируются и функционируют политические отношения. Острота борьбы за власть обусловливается тем, что обладание механизмом осуществления власти дает возможность защитить и реализовать определенные социально-экономические интересы.

    С другой стороны, социальные интересы оказывают на власть определяющее влияние. За отношениями политической власти всегда скрываются интересы социальных групп. "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов", - справедливо замечал В.И. Ленин (Полн. собр. соч., т. 23, с. 47).

    Политическая власть, таким образом, выступает как определенный аспект отношений между социальными группами, это реализация волевой деятельности политического субъекта. Субъектно-объектные отношения власти характеризуются тем, что различие между объектами и субъектами относительно: в одних случаях данная политическая группа может выступать как субъект власти, а в других - как объект.

    Субъекты политической власти - это личность, общественная группа, организация, которые реализуют политику или способны относительно самостоятельно участвовать в политической жизни соответственно своим интересам. Важным признаком политического субъекта является его способность влиять на положение других и вызывать существенные изменения в политической жизни.

    Субъекты политической власти неравнозначны. Интересы различных социальных групп оказывают на власть либо определяющее, либо косвенное влияние, различна их роль в политике. Поэтому среди субъектов политической власти принято различать первичные и вторичные. Первичные характеризуются наличием своих собственных социальных интересов. Это классы, социальные слои, нации, этнические и конфессиональные, территориальные и демографические группы. Вторичные отражают объективные интересы первичных и создаются ими для реализации этих интересов. К ним относятся политические партии, государство, общественные организации и движения, церковь.

    Интересы тех субъектов, которые занимают ведущее положение в экономической системе общества, составляют социальную основу власти.

    Именно эти социальные группы, общности, индивиды используют, приводят в движение формы и средства власти, наполняют их реальным содержанием. Их называют социальными носителями власти.

    Однако вся история человечества свидетельствует, что реальной политической властью обладают: господствующий класс, правящие политические группы или элиты, профессиональный чиновничье - управленческий аппарат - политические лидеры.

    Господствующий класс олицетворяет основную материальную силу общества. Он осуществляет верховный контроль над основными ресурсам общества, производством и его результатами. Его экономическое господство гарантируется государством с помощью политических мер и дополняется идеологическим господством, обосновывающим экономическое господство как оправданное, являющееся справедливым и даже желанным.

    К. Маркс и Ф. Энгельс писали в своей работе "Немецкая идеология": "Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила.

    Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., и 2-е, т. 3,с. 45-46).

    Таким образом, занимая ключевые позиции в экономике, господствующий класс сосредоточивает у себя и основные политические рычаги, а затем распространяет свое влияние на все сферы общественной жизни. Господствующий класс - это класс, главенствующий в экономической, социальной, политической и духовной областях, определяющий общественное развитие в соответствии со своей волей и коренными интересами. Главным инструментом его господства и является политическая власть.

    Господствующий класс не является однородным. В его структуре всегда существуют внутренние группы с противоречивыми, даже противоположными интересами (традиционные мелкие и средние слои, группы, представляют военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы). Определенные моменты общественного развития в господствующем классе могут доминировать интересы тех или других внутренних групп: 60-е годы XX века характеризовались политикой "холодной войны", отражавшей интерес военно-промышленного комплекса (ВПК). Поэтому господствующий класс для осуществления власти формирует относительно немногочисленную группу, включающую в себя верхушку различных слоев этого класса - активное меньшинство, имеющее доступ к инструментам власти. Чаще всего ее называют правящей элитой, иногда правящими или господствующими кругами. Эта руководящая группа включает хозяйственную, военную, идеологическую, бюрократическую элиту. Одним из главных элементов этой группы является политическая элита.

    Элита - это группа лиц, имеющих специфические особенности и профессиональные качества, которые делают их "избранными" в той или другой сфере общественной жизни, науки, производства. Политическая элита представляет достаточно самостоятельную, высшую, относительно привилегированную группу (группы), наделенную важными психологическими, социальными и политическими качествами. Ее составляют люди, занимающие руководящие или господствующие позиции в обществе: высшее политическое руководство страны, включая верхушку функционеров, которые разрабатывают политическую идеологию. Политическая элита выражает волю и коренные интересы господствующего класса и в соответствии с ними непосредственно и систематически участвует в принятии и реализации решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее. Естественно, что правящая политическая элита формулирует и принимает политические решения от имени господствующего класса в интересах его доминирующей части, социального слоя или группы.

    В системе власти политическая элита выполняет определенные функции: принимает решения по принципиальным политическим вопросам; определяет цели, ориентиры и приоритеты политики; вырабатывает стратегию действий; консолидирует группы людей путем компромиссов, учета требований и согласования интересов всех политических сил, которые ее поддерживают; руководит важнейшими политическими структурами и организациями; формулирует основные идеи, обосновывающие и оправдывающие ее политический курс.

    Правящая элита выполняет непосредственные руководящие функции. Повседневную деятельность по реализации принятых решений, все необходимые для этого мероприятия осуществляет профессиональный чиновничье-управленческий аппарат, бюрократия. Она как неотъемлемый элемент правящей элиты современного общества выполняет роль посредника между верхушкой и подножием пирамиды политической власти. Изменяются исторические эпохи и политические системы, но постоянным условием функционирования власти остается аппарат чиновников, на который возложена ответственность а управление повседневными делами.

    Бюрократический вакуум - отсутствие административного аппарата - для какой-либо политической системы смертелен.

    М. Вебер подчеркивал, что бюрократия воплощает самые эффективные и рациональные способы управления организациями. Бюрократия - это не только система управления, осуществляемая с помощью обособленного аппарата, но и слой людей, связанных с этой системой, компетентно и квалифицированно, выполняющих управленческие функции на профессиональном уровне. Это явление, которое называют бюрократизацией власти, обусловлено не столько профессиональными функциями чиновников, сколько социальной природой самой бюрократии, которая стремится к самостоятельности, обособлению остального общества, достижению известной автономности, осуществлять разработанный политический курс без учета общественных интересов. В практике она вырабатывает свои собственные интересы, претендуя при этом на право принятия политических решений.

    Подменяя общественные интересы государства и преобразуя государственную цель в личную цель чиновника, в гонку за чинами, в делах карьеры, бюрократия присваивает себе право распоряжаться тем, что ей не принадлежит - властью. Хорошо организованная и мощная бюрократия может навязать свою волю и тем самым частично превратиться в политическую элиту. Именно по этому бюрократия, ее место во власти и методы борьбы с ней стали важной проблемой любого современного общества.

    Социальными носителями власти, т.е. источниками практической политической деятельности по реализации власти, могут быть не только господствующий класс, элита и бюрократия, но и отдельные личности, выражающие интересы крупной общественной группы. Каждую такую личность называют политическим лидером.

    К субъектам, оказывающим влияние на осуществление власти, относят группы давления (группы партикулярных, частных интересов). Группы давления - это организованные объединения, создаваемые представителями отдельных социальных слоев для оказания целенаправленного давления на законодателей и чиновников с целью удовлетворения собственных специфических интересов.

    О группе давления можно говорить только тогда, когда она и ее действия имеют возможность систематически влиять на органы власти. Существенное отличие группы давления от политической партии состоит в том, что группа давления не стремится овладеть властью. Группа давления, адресуя пожелания государственному органу или конкретной личности, дает одновременно понять, что неисполнение ее пожеланий приведет к негативным последствиям: к отказу в поддержке на выборах или финансовой помощи, потере должности или общественного положения какой-либо влиятельной личностью. Такими группами можно считать лобби. Лоббизм как политический феномен является одной из разновидностей групп давления и выступает в форме различных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных организациях. Основная задача лобби заключается в налаживании контактов с политическими деятелями и чиновниками для влияния на их решения. Лоббизм отличает кулуарная заорганизованность, назойливо-настойчивая устремленность к достижению определенных и необязательно высоких целей, приверженность интересам узких группировок рвущихся к власти. Средства и методы лоббистской деятельности разнообразны: информирование и консультирование по политическим вопросам, угрозы и шантаж, коррупция, подкуп и взятки, подарки и пожелания выступления на парламентских слушаниях, финансирование избирательных кампаний кандидатов и многое другое. Лоббизм возник в США и широко распространился в других странах с традиционно развитой системой парламентаризма. Лобби существуют и в американском конгрессе, английском парламенте, в коридорах власти многих других стран. Такие группы создают не только представители капитала, но и военные, некоторые общественные движения, объединения избирателей. Это один из атрибутов политической жизни современных развитых стран.

    Влияние на реализацию политической власти оказывает и оппозиция, в широком плане оппозиция - это обычные политические разногласия и споры по текущим вопросам, все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом. Считается также, что оппозиция меньшинство, противопоставляющее свои взгляды и цели большинства участников данного политического процесса. На первом этапе возникновения оппозиции так оно и было: в качестве оппозиции выступало активное меньшинство со своими взглядами. В узком смысле оппозиция рассматривается как политический институт: не участвующие или отстраненные от власти политические партии, организации и движения. Под политической оппозицией понимают организованную группу активных индивидов объединенных осознанием общности своих политических интересов, ценностей и целей, ведущих борьбу с господствующим субъектом. Оппозицией становится общественное политическое объединение, которое осознанно противопоставляет себя господствующей политической силе по программным вопросам политики, по главным идеям и целям. Оппозиция представляет собой организацию политических единомышленников - партию, фракцию, движение, способную вести и ведущую борьбу за доминирующее положение во властных отношениях. Она является закономерным следствием социально-политических противоречий и существует при наличии благоприятных для нее политических предпосылок - как минимум, отсутствия официального запрета на ее существование.

    Традиционно выделяют два основных типа оппозиции: внесистемная (деструктивная) и системная (конструктивная). К первой группе относят те политические партии и группировки, программы действий которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям. Их деятельность направлена на ослабление и замену государственной власти. Ко второй группе принадлежат партии, которые признают нерушимость основных политических, экономических и социальных принципов общества и не согласны с правительством только в выборе путей и способов достижения общих стратегических целей. Они действуют в рамках существующей политической системы и не стремятся изменить ее основы. Придание оппозиционным силам возможности высказать свою, отличную от официальной, точку зрения и конкурировать за голоса избирателей в законодательных, региональных, судебных органах власти, в средствах массовой информации с правящей партией есть эффективное средство против возникновения острых социальных конфликтов. Отсутствие дееспособной оппозиции приводит к возрастанию социальной напряженности или порождает апатию населения.

    Прежде всего, оппозиция является основным каналом выражения социального недовольства, важным фактором будущих перемен, обновления общества. Критикуя власть и правительство, она имеет возможность добиться принципиальных уступок и корректировать официальную политику. Наличие влиятельной оппозиции ограничивает злоупотребление властью, предотвращает нарушение или попытки нарушения гражданских, политических прав и свобод населения. Она препятствует отклонению правительственного курса от политического центра и, таким образом, поддерживает социальную стабильность. Существование оппозиции свидетельствует об идущей в обществе борьбе за власть.

    Борьба за власть отражает напряженную, достаточно конфликтную степень противостояния и противодействия существующих социальных сил политических партий в вопросах отношения к власти, к пониманию ее роли, задач и возможностей. Она может вестись в различных масштабах, а также с применением разнообразных средств, методов, с привлечением тех или других союзников. Борьба за власть всегда завершается взятием власти - овладение властью с использованием ее в определенных целях: радикального переустройства или ликвидации старой власти. Овладение властью может быть результатом волевых акций как мирного, так и насильственного характера.

    История показала, что прогрессивное развитие политической системы возможно только при наличии конкурирующих сил. Отсутствие альтернативных программ, в том числе и предлагаемых оппозиций, снижает необходимость своевременной коррекции программы действий, принятой победившим большинством.

    За два последних десятилетия XX века на политической сцене появились новые оппозиционные партии и движения: зеленые, экологические, движение за социальную справедливость и тому подобные. Они являются значительным фактором общественно-политической жизни многих стран, стали своего рода катализатором обновления политической деятельности. Основной акцент эти движения делают на внепарламентские способы политической активности, тем не менее, они оказывают, хотя и косвенное, опосредованное, но все-таки, воздействие на осуществление власти: их требования и призывы при определенных условиях могут получить политический характер.

    Таким образом, политическая власть является не только одним из стержневых понятий политической науки, но и важнейшим фактором политической практики. Через ее посредство и воздействие устанавливается целостность общества, регулируются общественные связи в различных сферах жизни.

    Власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них - субъект власти - предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой - в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти - подчиняется распоряжениям первого.

    Политическая власть - волевое отношение между социальными субъектами, составляющими политически (т.е. государственно) организованное сообщество, суть которого состоит в побуждении одним социальным субъектом к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния.

    Можно выделить виды власти:

    ·по области функционирования различают политическую и неполитическую власть;

    ·по основным сферам жизни общества - экономическую, государственную, духовную, церковную власть;

    ·по функциям - законодательную, исполнительную и судебную;

    ·по месту в структуре общества и власти в целом выделяют центральную, региональную, местную власть; республиканскую, областную т.д.

    Политическая наука исследует политическую власть. Власть в обществе выступает в неполитических и политических формах.

    Политическая власть выступает как реальная способность и возможность организованного класса или социальной группы, а также индивидов, отражающих их интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

    К политическим формам власти относится государственная власть. Различают политическую власть и государственную. Всякая государственная власть есть политическая, но не всякая политическая власть является государственной.

    Государственная власть - это власть, осуществляемая с помощью специального аппарата и имеющая возможность обращаться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия.

    Важнейшими чертами государственной власти являются ее публичный характер и наличие определенного территориального устройства, на которое распространяется государственный суверенитет.

    Государственная власть выполняет в обществе ряд функций: устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всеми аспектами жизнедеятельности общества.

    Политическая власть может быть и негосударственной: партийная и военная.

    Объектами политической власти являются: общество в целом, различные сферы его жизнедеятельности (экономика, социальные отношения, культура и др.), различные социальные общности (классовые, национальные, территориальные, конфессиональные, демографические), общественно-политические формирования (партии, организации), граждане.

    Субъекты политической власти - это личность, общественная группа, организация, которые реализуют политику или способны относительно самостоятельно участвовать в политической жизни соответственно своим интересам.

    Социальным носителем власти может быть любой субъект политики.

    Господствующий класс - это класс, главенствующий в экономической, социальной, политической и духовной областях, определяющий общественное развитие в соответствии со своей волей и коренными интересами. Господствующий класс не является однородным.

    Господствующий класс для осуществления власти формирует относительно немногочисленную группу, включающую в себя верхушку различных слоев этого класса - активное меньшинство, имеющее доступ к инструментам власти. Чаще всего ее называют правящей элитой, иногда правящими или господствующими кругами.

    Элита - это группа лиц, имеющих специфические особенности и профессиональные качества, которые делают их "избранными" в той или другой сфере общественной жизни, науки, производства.

    Политическую элиту подразделяют на руководящую, которая непосредственно владеет государственной властью, и оппозиционная - контрэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего общества решения и среднюю, которая выступает своего рода барометром общественного мнения и включает около пяти процентов населения.

    Социальными носителями власти могут быть не только господствующий класс, элита и бюрократия, но и отдельные личности, выражающие интересы крупной общественной группы. Каждую такую личность называют политическим лидером.

    Группы давления - это организованные объединения, создаваемые представителями отдельных социальных слоев для оказания целенаправленного давления на законодателей и чиновников с целью удовлетворения собственных специфических интересов.

    Влияние на реализацию политической власти оказывает и оппозиция, в широком плане оппозиция - это обычные политические разногласия и споры по текущим вопросам, все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом.

    Традиционно выделяют два основных типа оппозиции: внесистемная (деструктивная) и системная (конструктивная). К первой группе относят те политические партии и группировки, программы действий которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям.

    Борьба за власть отражает напряженную, достаточно конфликтную степень противостояния и противодействия существующих социальных сил политических партий в вопросах отношения к власти, к пониманию ее роли, задач и возможностей.

    Политическая власть является не только одним из стержневых понятий политической науки, но и важнейшим фактором политической практики. Через ее посредство и воздействие устанавливается целостность общества, регулируются общественные связи в различных сферах жизни.


    2. Источники и ресурсы политической власти

    политический власть социальный легитимный

    Источники власти - объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся сила, богатство, знания, положение в обществе, наличие организации. Задействованные источники власти превращаются в основания власти - совокупность значимых факторов жизни и деятельности людей, используемых одними из них для подчинения своей воле других людей. Ресурсы власти - это основания власти, используемые для ее укрепления или перераспределения власти в обществе. Ресурсы власти вторичны по отношению к ее основаниям.

    Ресурсы власти бывают:

    Порождая социальные структуры и институты, упорядочивая деятельность людей для реализации определенной воли, власть разрушает социальное равенство.

    В силу того, что ресурсы власти невозможно ни полностью исчерпать, ни монополизировать, процесс перераспределения власти в обществе никогда не завершается. Как средство достижения различного рода благ и преимуществ, власть всегда является предметом борьбы.

    Ресурсы власти составляют потенциальные основания власти, т.е. те средства, которые могут быть задействованы правящей группой для укрепления своей власти; ресурсы власти могут формироваться в результате мероприятий по укреплению власти.

    Источники власти - объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся сила, богатство, знания, положение в обществе, наличие организации.

    Ресурсы власти - это основания власти, используемые для ее укрепления или перераспределения власти в обществе. Ресурсы власти вторичны по отношению к ее основаниям.

    Ресурсы власти бывают:

    1.Экономические (материальные) - деньги, недвижимость, ценные вещи и др.

    2.Социальные - симпатии, поддержка социальных групп.

    .Юридические - правовые нормы, выгодные для тех или иных субъектов политики.

    .Административно-силовые - полномочия должностных лиц в государственных и негосударственных организациях и учреждениях.

    .Культурно-информационные - знания и информационные технологии.

    .Дополнительные - социально-психологические особенности различных социальных групп, верования, язык и др.

    Логику проведения участников властных отношений определяют принципы власти:

    1)принцип сохранения власти означает, что обладание властью - самоочевидная ценность (от власти по собственной воли не отказываются);

    2)принцип действенности требует от носителя власти воли и других качеств (решительность, дальновидность, взвешенность, справедливость, ответственность и др.);

    )принцип общности предполагает причастность всех участников властных отношений к осуществлению воли властвующего субъекта;

    )принцип скрытости состоит в незаметности власти, в том, что индивиды часто не осознают своей включенности в отношения господства-подчинения и своего вклада в их воспроизводство.

    Ресурсы власти составляют потенциальные основания власти.


    3. Проблемы легитимной власти


    В политической теории большое значение имеет проблема легитимности власти. Легитимность означает правомерность, законность политического господства. Термин "легитимность" возник во Франции и первоначально отождествлялся с термином "законность". Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением правомочности власти. М. Вебер включил в принцип легитимности два положения: 1) признание власти правителей; 2) обязанность управляемых подчиняться ей. Легитимность власти означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения, готовность граждан следовать этим решениям. Власти при этом приходится прибегать к принуждению. Более того, население допускает применение силы, если другие средства для осуществления принятых решений не дают эффекта.

    М. Вебер называет три основы легитимности. Во-первых, авторитет обычаев, освященных многовековыми традициями, и привычка подчинятся власти. Это традиционное господство - патриарха, племенного вождя, феодала или монарха над своими подданными. Во-вторых, авторитет необычного личного дара - харизмы, полная преданность и особое доверие, которое вызывается наличием качеств вождя у какого-либо человека. Наконец третий тип легитимности власти - господство на основе "легальности", на основе веры участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти, то есть тот тип власти - рационально-правовой, который осуществляется в рамках большинства современных государств. На практике в чистом виде идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга. Хотя ни в одном режиме легитимность власти не бывает абсолютной, она тем полнее, чем меньше социальная дистанция между различными группами населения.

    Легитимность власти и политики непременна. Она распространяется на саму власть, ее цели, средства и методы. Пренебрегать легитимностью до известных пределов может лишь чрезмерно уверенная в себе власть (тоталитарная, авторитарная), либо обреченная на уход временная власть. Власть в обществе должна постоянно заботиться о своей легитимности, исходя из необходимости править с согласия народа. Однако и в демократических странах способность власти, по словам американского политолога Сеймура М. Липсета, создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими, не безгранична. В социально дифференцированном обществе есть социальные группы, не разделяющие политический курс правительства, не принимающие его ни в деталях, ни в целом. Доверие к власти не является бессрочным, оно дается в кредит, если кредит не оплачивается, власть становится банкротом. Одной из серьезных политических проблем современности стал вопрос о роли информации в политике. Возникают опасения, что информатизация общества усиливает авторитарные тенденции и даже ведет к диктатуре. Возможность получать точную информацию о каждом гражданине и манипулировать массами людей предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. Правящие круги знают все, что им нужно, а все остальные не знают ничего.

    Тенденции развития в сфере информации позволяют политологам предположить, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно. Скорее этот процесс будет идти через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти официальных политиков и выборных представителей, то есть через уменьшение роли власти представительной. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться своего рода "инфократией". Источником власти инфократии станут не какие-либо заслуги перед народом или обществом, а лишь большие возможности использовать информацию.

    Таким образом, становится возможным появление еще одного вида власти - информационной. Статус информационной власти, ее функции зависят от политического режима в стране. Информационная власть не может и не должна быть прерогативой, исключительным правом государственных органов, а может быть представлена отдельными лицами, предприятиями, внутренними и международными общественными объединениями, органами местного самоуправления. Меры против монополизации источников информации, а также против злоупотребления в сфере информации устанавливаются законодательством страны.

    Легитимность означает правомерность, законность политического господства. Термин "легитимность" возник во Франции и первоначально отождествлялся с термином "законность". Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличии от насильственно узурпированной. В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением правомочности власти.

    В принципе легитимности два положения: 1) признание власти правителей; 2) обязанность управляемых подчиняться ей.

    Выделяют три основы легитимности. Во-первых, авторитет обычаев. Во-вторых, авторитет необычного личного дара. Третий тип легитимности власти - господство на основе "легальности" существующих правил формирования власти.

    Легитимность власти и политики непременна. Она распространяется на саму власть, ее цели, средства и методы.

    Политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно.


    Литература


    1.Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2002.

    2.Политология: Курс лекций / под ред. М.А. Слемнева. - Витебск, 2003.

    .Политология: Учебник / под ред. С.В. Решетникова. Минск, 2004.

    .Решетников С.В. и др. Политология: курс лекций. Минск, 2005.

    .Капустин Б.Г. К понятию политического насилия / Политические исследования, №6, 2003.

    .Мельник В.А. Политология: основные понятия и логические схемы: Пособие. Минск, 2003.

    .Екадумова И.И. Политология: ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2007.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Глава 28. Диссидент, историк, публицист Абдурахман Авторханов: «Единственная идея, во имя которой смерть красна, – это идея борьбы с деспотизмом»

    Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

    Глава 28. Диссидент, историк, публицист Абдурахман Авторханов: «Единственная идея, во имя которой смерть красна, – это идея борьбы с деспотизмом» В 1989 году я обратился с письменными вопросами к Абдурахману Авторханову – известному диссиденту, историку, публицисту, с 1943

    Седьмая заповедь: Любая идея - ваша идея!

    Из книги Шесть актеров в поисках режиссера автора Кесьлевский Кшиштов

    Седьмая заповедь: Любая идея - ваша идея! Открытость, которую проповедует Кесьлевский, необходима не только по отношению ко всяким неожиданностям, но и к предложениям разного рода.Кесьлевский: "Конечно, у нас семинар, ситуация особая, но и во время обычной работы над

    Дорога, ведущая в никуда

    Из книги У-3 автора Флёгстад Хяртан

    Дорога, ведущая в никуда Исторические факты, изложенные живым литературным языком, бывают порой прелюбопытны. Но когда они переплетаются с политикой, дело выходит на уровень обостренного читательского интереса. А коли еще здесь наличествуют элементы детектива, да еще с

    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Белорусская идея как идея лучшего человека

    Из книги автора

    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Белорусская идея как идея лучшего человека Эта весна так долго сражается с зимой, словно хочет привлечь наше внимание к важности перемен. Нечто этапное есть в этом сражении. Обычное ежегодное отмирание и возрождение превращается в рубеж эпох. Все,

    Последняя идея – «тебе не нужна никакая идея»

    Из книги Есть Я – Я Есть. Беседы автора Ренц Карл

    Последняя идея – «тебе не нужна никакая идея» В: Когда вопрос не возникает, это потому, что рыба боится быть убитой?К: Ты не хочешь терять Свою последнюю рыбу. Ты боишься опасности, поэтому не показываешь Свою лавку. «Я лучше не буду показывать мою рыбу, это слишком

    § 3. Картезианский переворот и ведущая финальная идея обоснования науки

    Из книги Картезианские размышления автора Гуссерль Эдмунд

    § 3. Картезианский переворот и ведущая финальная идея обоснования науки Таким образом, мы, каждый для себя и в себе, начинаем с начала, с радикального решения начинающих философов вывести прежде всего из игры все до сих пор значимые для нас убеждения, а вместе с ними и все

    Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций

    Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

    Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций Единственный способ изменить мир – это его объяснить сколь-нибудь удовлетворительно; объяснить его – это значит спокойно изменить его под воздействием

    Голова – ведущая функция

    Из книги История тела в средние века автора Ле Гофф Жак

    Голова – ведущая функция Римляне, как и большинство народов, полагали, что в голове (caput) находятся мозг, душа и жизненная сила человека. Ей отводилась в теле ведущая роль. Историк Поль-Анри Сталь убедительно показал, что весьма распространенная в древности и в Средние века

    Ведущая и ведомая

    Из книги Амазонкой будь – оседлай судьбу автора Андреева Юлия

    Ведущая и ведомая Легче получить прощение, чем разрешение. Закон обратного действия Стюарта (законы Мерфи) Ну и загадки подсовывает иногда жизнь, общеизвестно что люди разделяться на тех кто может вести за собой, учить, направлять массы, и тех, кому лучше

    Мнительность, ведущая к болезням

    Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

    Мнительность, ведущая к болезням Известно, что мнительность – это повышенная склонность к тревожным опасениям по любому поводу. И пожалуй, наиболее тягостными для человека оказываются тревоги и страхи по поводу собственного здоровья или здоровья его близких.Подобная

    ВЕДУЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

    ВЕДУЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ Братья Райт первыми построили летающую машину тяжелее воздуха, потому что они изменили основной принцип. В то время как все изобретатели были поглощены конструированием «статичных» летающих аппаратов, братья Райт решили создать «динамичную» машину.

    Лестница, ведущая к успеху

    Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

    Лестница, ведущая к успеху Как я уже упоминал, промежуточные цели должны помогать шаг за шагом продвигаться к своей мечте. Этот процесс является глубоко индивидуальным. У вас своя лестница, ведущая к успеху, у меня своя. Главное, чтобы до следующей ступеньки вы могли

    Башня, ведущая в небо

    Из книги Встречи на берегах Ёдогавы автора Мамонов Анатолий Иванович

    Башня, ведущая в небо У меня на столе сувениры, привезенные из Японии: Диплом с начертанными тушью иероглифами - искусство современного каллиграфа, шахматы, ажурный макет Осакской башни, чем-то напоминающей Эйфелеву. Они мне очень дороги. Это награды. Это память о

    Ведущая программа

    Из книги Странная цивилизация автора Цаплин Владимир Сергеевич

    Ведущая программа Продолжительное существование сложного физико-химического явления, обладающего свойством, которое мы называем «жизнь», возможно только при одновременном и обязательном появлении и наследовании механизма самовоспроизведения, как главного условия

    9. "Идея датит и идея элойким" ("Божественная идея и религиозная идея")

    Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

    9. "Идея датит и идея элойким" ("Божественная идея и религиозная идея") Оба этих термины принадлежат раву Куку. У него есть специальная книга, которая называется "Ле-маалах едиот бэ-Исраэль" о эволюции идей в еврейском народе. И в этой книге он описывает следующим образом