Сеченовский университет в репортаже Russia Today

Перевод репортажа подготовила студентка 3 курса, лечебного факультета: Маргарита Зацепина.

Сеченовский университет является самой древней медицинской школой в России. Желающие поступить в этот университет проходят строгий отбор. В этом учебном году приняли только 2500 абитуриентов из 35000 подавших документы в этот ВУЗ.Наш корреспондент Эрик посетил престижный научный центр, где применил свои анатомические знания, смог наблюдать за созданием искусственных тканей человеческого организма, тренировался на хирургическом симуляторе и даже присутствовал на операции в роботизированной операционной.

Закадровый голос: “Вот этот старинный медицинский университет, где обучаются будущие российские врачи. Я говорю о первом МГМУ имени Сеченова. В течение 260 лет с его формирования здесь происходило и продолжается становление лучших специалистов во всех сферах медицины, для всей страны. Говорят, что поступить сюда сложнее, чем в любой другой медицинский ВУЗ. Это мы сейчас и проверим”.

В Сеченовском университете на данный момент 6 факультетов, 130 кафедр, 226 образовательных программ. Требования к обучающимся здесь очень высокие, из 35000 абитуриентов, подавших документы, только 2500 были приняты. Студенты-первокурсники, как я, начинают свое путешествие в медицину с университетского музея, где узнают, кто такой Иван Михайлович Сеченов и почему университет был назван в его честь.

Картинка: Иван Сеченов, отец российской физиологии. Аппарат для измерения мышечной силы.

Сеченовский университет в репортаже Russia TodayЗа кадровый голос: “Говорят, что Сеченов написал свои медицинские работы той эпохи под звуки оперы, которую так любил. Его научные интересы были разносторонние: он занимался как совершенствованием аппаратов для искусственного дыхания, так и изучением физиологии ЦНС. Но я думаю, что все изменила эта машина которая двигается туда – сюда, туда-сюда (показывает 2:08). Так он и выяснил, что человек в сутки должен работать 8 часов и отдыхать 16. За это ему спасибо”.

Кафедра анатомии Сеченовского Университета самая древняя в России. Первые ученики этой кафедры изучали анатомию человека прямо на Красной площади, где находилась главная Императорская аптека. Занятия велись на латыни и дополнялись анатомическими макетами (вытаскивает мозги из черепа). И даже три века спустя студенты начинают занятие аналогично, как и прежде, рассматривая настоящие анатомические препараты.

Преподаватель говорит: “Самая высокая точка печени находится в пятом межреберье по среднеключичной линии… Знание анатомии первостепенно при обучении в мед. вузе. Каждый студент должен через это пройти. Поэтому я здесь”.

Диалог со студенткой:

— Слушай, скажи тут сложно учиться?
— Ну, говорят первый год самый сложный, думаю, потом будет легче.
— Понятно, а какое направление ты потом выберешь?
— Ещё не знаю, но склоняюсь к генетике.

Преподаватель: 

— Эрик! Хватит отвлекать студентов! Продолжай занятие. Сегодняшняя тема – топография печени.

— Так… Она здесь, да?
— Нет это бронхиальное дерево. Какие крупные связки печени? Такой большой орган должен как-то крепиться в брюшной полости. Чем?
— Не знаю, я только первый курс… Я лучше подготовлюсь к следующему занятию.
— Обещаешь?
— Да.

Кафедра анатомии известна своей уникальной коллекцией препаратов и анатомических моделей, которая пополнилась в течение многих лет. Сегодня в России нет ничего похожего на эту коллекцию. Всё это студенты могут увидеть своими глазами. А вот препараты, которые дали начало всей этой коллекции. Данная коллекция занимает несколько этажей. Русский царь Александр первый купил эти сосуды у выдающегося анатома того времени, Христиану Лодеру, а годами позже, подарил собрание препаратов выдающимся учёным, включая Сеченова. В наше время студенты могут обучаться с использованием новых технологий.

Преподаватель: 

— То что мы здесь видим – это виртуальный анатомические стол, на котором можем визуализировать тело человека и все органы. Можно вращать их во всех направлениях, снимать послойно ткани, вот мы видим глубокие мышцы. Так можем дойти до скелета. Есть так же виртуальный скальпель, которым можно делать срезы. И потом смотреть расположение органа относительно других. Можем видеть все структуры. Перемещая их, мы видим куда идут артерии, нервы и какие структуры их сопровождают.

— Лучше учиться по реальным моделям или виртуальным?

— Хорошие знания анатомии формируются благодаря разнообразным методам обучения. Первое – это теория, затем обучение на трупах, далее уже 3D модели. Так студенты могут построить модель, которая поможет им более глубоко изучить строение тела. Этот стол может помочь нам найти проекционные точки дальнейших оперативных вмешательств. Анастасия, покажи пожалуйста точку проекции червеобразного отростка.

— Вот тут примерно.

— Сейчас проверим.

— Да, вот немного сбоку. Теперь проекция желчного пузыря на переднюю брюшную стенку… А теперь откроем и посмотрим, правильно ли указали место.

— Почти. Ну они первый год, ещё учатся.

Эрик: “Мои знания анатомии не достаточно глубоки, чтобы находиться здесь. Думаю, если бы я попал на экзамен, меня бы выгнали отсюда. Хорошо, что в качестве журналиста я могу продолжить путешествие по этому университету”.

Сеченовский университет в репортаже Russia TodayВ конце 19 века студенты уже не помещались в одном здании и известный медик Николай Склифлсовский занялся сбором средств на построение новых. Так студенты переместились дальше от Кремля, в свой новый университетский комплекс.

Эрик: “Эта улица, которая пересекает университетскую территорию, названа очень поэтично: Дорога Жизни. Начинается она от родильного дома и заканчивается у морга. /Хах, медицинский юмор./ Университет растёт и развивается. Чуть больше года назад открылся “Научно-технический парк медицины”. Здесь обучаются специалисты будущего. Изучают наноматериалы, тканевую инженерию, фармакологию, молекулярную диету. Мы посетили институт регенеративной медицины, где работают над выращивание искусственных органов.

Сейчас я доставляю эти материалы в самую стерильную лабораторию всего университетского комплекса. Теперь вынимаем материалы и куда мы их несём? Это биоматериал, костный мозг, несём его в зону первичной обработки.

Входим.

Мы принесли препарат костного мозга человека, из которого можем получить материнские клетки. В этом боксе мы осуществляем первичную обработку. Помещаем клетки в специальные матрасы, добавляем питательную среду и помещаем в термостат. Это как симулятор человеческого организма, 37 градусов. В этих условиях клетки чувствуют себя комфортно и начинают расти”

— Они готовы? Спасибо. Идём на следующий этап.

— А здесь что делается?

— Дальше ставим эксперимент. Нам надо убедиться, что это именно нужные нам клетки. И идём в другой отдел лаборатории, где они будут расти до определённого объёма. Во время роста мы контролируем состояние клеток с помощью микроскопа. Получаем нужное количество клеточного материала для лечения различных болезней. Например, разные язвы, дефекты кожи, цирроз печени, фиброз голосовых связок и т.д.

— Понятно. Поставляем клетки тут. Прощайте, клетки…

Эрик: “Меня будто впустили в самую современную лабораторию университета. Итак, продолжим. Всё главные здания университета расположены вдоль Большой Пироговской улицы, названной в честь выдающегося русского врача, Николая Пирогова. Его бронзовая статуя один из главных символов университета. У Студентов первого меда есть интересная традиция: после успешной сдачи экзамена они приходят сюда к памятнику Пирогову, обмотавшись повязками… Такова студенческая жизнь…”

Сеченовский университет в репортаже Russia TodayКартинка: Николай Пирогов, военный хирург. Был первым в России кто использовал анестезию. Создал первый анатомический топографический атлас. Добился отмены физического наказания в школах. Помимо других открытий Пирогов изобрёл гипсовую повязку. Да-да, раньше медики не могли правильно сопоставить сломанные кости пока Пирогов случайно не посетил мастерскую скульптур, как эту, и заметил, как быстро засыхает гипс. 150 лет спустя, идя по шагам Пирогова, на кафедре травматологии и экстренной медицины студенты учатся накладывать гипсовые повязки. Весь процесс занимает несколько минут. Конечно, это самое лёгкое из того, что должны знать будущие травматологи. В этом обычном коридоре метки через каждые пять метров. Зачем? Многие пациенты, которые приходят на реабилитацию очень хотят снова встать на ноги и ходить.

Так, каждый пройденный метр. Каждый сделанный шаг для них достижение. Специалисты кафедры травматологии и спортивной медицины работают в этом реабилитационном центре. Здесь помогают как спортсменам, так и уникальным пациентам со сложными повреждениями опорно-двигательного аппарата.

Эрик: “Мы с вами в физкультурном зале нашего центра, используем здесь гимнастические принадлежности, регулируемые лестницы, есть компьютерные программы для восстановления движения руки, есть роботы для верхней и нижней конечности. Это огромная территория. Сюда студенты приходят на практику с кафедры травматологии, неврологии. Также рефлексотерапии.”

— Можно попробовать?

— Да.

— Этот аппарат для людей с нарушениями равновесия и когнитивными расстройствами. Глаза играют важную роль в равновесии. Сейчас наладим вам страховочный ремень. Вы должны шагать между зелёными полосами. Прямо по центру. После операции или аварии с цереброваскулярными повреждениями и параличом сложно восстановить нужную длину шага. Вы должны переступить через эту линию.

— Молодец. 

— Чем больше занимаетесь, тем лучше результат. Надо тратить 4-5 часов в день на реабилитацию.

— Так мы в Альпах и сейчас будем готовить пиццу. Необходимо положить ингредиенты и избегать препятствий. Вы всё взяли?

— Так и наши студенты принимают участие в тренировках. Не устали? Изменим скорость.

— Уже три пиццы, хватит…

— Мне очень понравилось! Это великолепно!

Эрик: “Мы находимся в операционной, один из центров обучения. Как будущие медики, так и нынешние врачи улучшают здесь свои навыки хирургии.”

— Клади его сюда, продевай нитку, а теперь делай шов. Петлю. Красиво. Теперь ещё, двойную.

— Эрик, как ты?

— Я только начал.

— Захвати левой рукой и переставляй. Дальше. Это Хирургические техники шва. Им уделяют минимум час в день.

— Даже вы?

— Да-да. Раньше такого не было. Мы тренировались на лапароскопических тренажёрах — это были коробки с обычной электрической лампочкой и видео камерой. Изображение транслировали на телевизор. Прошло уже 20 лет, теперь есть современное оборудование, имитирующее реальные условия. Студенты, ординаторы и врачи могут так улучшать свои навыки и мастерство. Чем лучше подготовлен врач, тем быстрее он окажет пациенту качественную помощь высокого уровня. Научиться работать с этим оборудованием можно, но важна не только техника, но и умение поставить правильный диагноз, знание патогенеза конкретного заболевания. Хирургическое лечение — это только один из этапов. Но лучше конечно предотвращать любое заболевание.

— А сейчас, что будем делать?

— Берите инструмент и помещайте внутрь. Смотрим на экран. Петлю вперёд, сдали инструмент. Не пугайтесь, это не страшно.

Эрик: “Согласно главному принципу университета, который не меняется уже много лет, будущие медики должны учиться у постели больного. Поэтому перемещаемся из зала с симуляторами в настоящую операционную. Здесь очень много ответственности и все очень напряжённы. Здесь мы видим роботизированную хирургическую систему Да Винчи. Она осуществляет наименее инвазивные операции, а хирургу даже не надо подходить к операционному столу. Но он непосредственно контролирует этого робота”.

— Берете за ручки двумя пальцами, указательный вверх. Смотрите на экран. Старайтесь повторять мои движения. Вы так можете провести операцию без ущерба пациенту. И вы сейчас видите картинку в реальном времени. Продолжаем… Эта система быстро обучается любым новым методикам хирургического вмешательства, видит мельчайшие сосуды и нервы, движется в нужном направлении и совершает нужные действия с помощью зажимов. Хотя на такую практику у людей уходят годы. Современная роботизированная медицина, это не будущее, а уже настоящее. Чтобы приступить к самостоятельным роботизированным операциям хирург должен пройти минимум 50 таких операций вместе с наставником. А в обычной хирургии это не менее 200 операций.

Эрик: “Миссия выполнена. Я всего лишь помогал доктору в симулированной операции, и это сложно, делать всё инструментами, иногда хочется взять уже в руки эти ткани! Я думаю, хорошо все сделал, и хотя бы не упал в обморок. Пусть другие студенты садятся.

Я чувствую, что получил огромный заряд эмоций! На моих глазах человек, которому диагностировали смертельное заболевание приобрёл возможность жить дальше”.

Студентам, которые делают свои первые шаги в медицине, желаю всем много удачи и терпения!

error: Alert: Content is protected !!
Don`t copy text!
%d такие блоггеры, как: