Путь от зачётки до диплома

На первом курсе все студенты Сеченовского университета получают одинаковые зачётки синего цвета. Окрылённые мечтами стать хирургом, ортодонтом, эндокринологом или другим врачом, студенты из года в год заполняют пустые страницы «синей книжечки». Каждая новая оценка ещё на один шаг приближает будущих врачей к своей цели — спасать жизни людей. Зачётки студентов-медиков наполнены не только названиями дисциплин, зачётами и оценками, но и бессонными ночами, проведёнными с чашкой кофе, солнечными днями, прошедшими  за учебниками и тетрадями, а не в шумной компании друзей, рассветами и закатами, которые многие студенты встречают за письменным столом… На протяжении 6 лет они вкладывают в свои зачётки силы, нервы, трудолюбие, каждый раз доказывая самим себе, что непреодолимых преград нет. После сдачи государственных экзаменов в жизни студентов наступает один из самых волнительных, торжественных и радостных моментов — Выпускной, на котором словно по мановению волшебной палочки одинаковые зачётки превращаются в красные и синие дипломы. Наконец-то можно ощутить вкус свободы, которой так не хватало все эти 6 лет учёбы в медицинском, словно железными оковами державшей студентов возле конспектов и пособий. Да, теперь перед выпускниками аккредитация и поступление в ординатуру, но один из основных этапов становления их как врачами закончился, закалив их характеры и наделив «крепкими, проверенными нервами».

Дипломы Сеченовского университета в 2019 году получили 3624 выпускника, 687 из них – с отличием, 100 – получили медали «Преуспевшему». Наличие красного диплома и медали свидетельствует о том, что за все экзамены у студента в зачётке стоит заветное «отл». Как возможно так учиться и как достичь таких высоких результатов?

Путь от зачётки до дипломаЧтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо пообщаться с одним из таких поистине «золотых» студентов. И ярким примером является Данилова Анна, студентка 6 курса лечебного факультета, получившая наивысшую награду за успехи в обучении.

Она не только закончила на отлично Сеченовский университет, но и стала победителем олимпиады «Я — профессионал», а также участвовала на многих конференциях по реаниматологии, акушерству, хирургии, неврологии, гастроэнтерологии. Стабильно выступала на Медицинской весне, которая проходит ПМГМУ им. И.М.Сеченова, и European Society of Hypertension — международной конференции. Анна написала много статей на различные темы, одной из которых является «Лазерная допплеровская флоуметрия у пациентов с нестабильной микроциркуляцией. Нарушение микроциркуляции и шунтирование у пациентов с неконтролируемым течением АГ», которая, по словам студентки, является самой интересной.


Анна, почему Вы выбрали медицину и были ли у Вас в семье врачи?

— В моей семье нет врачей, разве что моя бабушка закончила фармацевтический факультет 1-ого МОЛМИ имени Сеченова. Правда, она уже не работала по специальности, когда я была в сознательном возрасте, поэтому в детстве у меня никогда не было идеи стать врачом. Потом, в 6 классе, у меня был замечательный преподаватель по биологии, который с одной стороны очень интересно объяснял материал, а с другой – был очень требовательным. С тех самых пор моим самым любимым предметом в школе стала биология. Я хотела связать с ней свою будущую профессию, но ещё не понимала, каким именно образом. Продолжалось это до того момента, пока я не попала в больницу в 9 классе, где мне сделали операцию. Больничная обстановка произвела на меня настолько сильное впечатление, что я решила посвятить свою жизнь медицине. Далее начались 2 года подготовки к поступлению, бесконечная химия и биология, ЕГЭ, и вот в 2013 году, закончив школу с серебряной медалью (меня тогда подвели мои знания по геометрии), я поступила в Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени Ивана Михайловича Сеченова.

— Несмотря на то, что у Вас в зачётке стоят только отличные оценки, всё равно какие-то дисциплины давались легче, а какие-то тяжелее. Какой предмет Вы можете назвать самым трудным для себя и как Вы с ним справились?

— На 1 курсе у нас была биоорганическая химия. В то время доживала последний семестр система, при которой надо получать допуск к сессии, и нас запугивали, что необходимо сдать все работы, а то отчислят! Преподаватель упорно не хотел засчитывать половине нашей группы контрольные, поэтому я даже прибывала в настоящей панике и уже готова была отчислятся. Потом засела за учебники, всё-таки сдала все контрольные и до сих пор храню победную фотографию со дня зачета. Помню ещё Измайлову Татьяну Филипповну, которая вела у нас фармакологию. У меня тогда прибавилась парочка седых волос, но зато учебник Харкевича я помню наизусть до сих пор.

— Многие студенты стараются получать автоматы, чтобы быстрее и легче сдавать сессию. Однако не всем это удаётся, так как в данном случае нужно не только учиться на отлично целый год, но и писать научные работы и рефераты. Удавалось ли Вам получать автоматы или все предметы приходилось сдавать экзаменаторам?

— За 6 лет у нас автоматы были на биологии, гистологии, физиологии, биохимии, философии, микробиологии, гигиене, патологической физиологии, психиатрии и инфекциям. У меня из всех не было только по гисте, микре и инфекциям. Кстати, очень удобно: поработал на занятиях в течение года и хорошенько отдохнул вместо экзамена. Поэтому я всегда старалась их получать, если была такая возможность.

Если говорить об экзаменах, то удача не баловала меня: почти всегда мне попадались самые нелюбимые вопросы в билетах и моими экзаменаторами чаще всего становились преподаватели, к которым все другие студенты опасались попасть. На деле же, такой дефицит удачи неплохо помогал готовиться к экзаменам – садишься и повторяешь материал, даже если на улице отличная погода, и совсем не хочется заниматься.

— Часто студенты носят с собой на экзамены талисманы и «тайные предметы», чтобы сдать ту или иную дисциплину. Есть ли у Вас такая вещь или примета, которая помогала в сдаче экзаменов?

— Нет… Примет и талисманов нет. Вообще, как я уже говорила, мне не особо везло на экзаменах с билетами и экзаменаторами, поэтому я никогда ни на что не надеялась. (смеётся)

— Все знают, что учиться в медицинском университете очень сложно, именно поэтому многие студенты берут академический отпуск или вовсе бросают ВУЗ. Было ли у Вас такое желание?

— Нет! На первых курсах были мысли, что я не справлюсь, не потяну. Иногда мелькали идеи, что все это того не стоит. Но они всегда носили мимолетный характер и появлялись только в ситуациях, когда что-то не совсем получалось. Потом я брала себя в руки, исправляла ошибки и шла дальше. О выборе – не жалею. Я очень люблю медицину и всё, что с ней связано. Это, правда, уже давно не просто учеба, а образ жизни и мышления. В учебе и в целом в медицине всё идёт далеко не гладко, есть много минусов, но на данный момент я не разочаровалась и до сих пору хочу быть врачом. А как сложится жизнь дальше — посмотрим.

—Красный диплом и медаль — подтверждение тому, что Вы настоящая отличница. Однако учиться только на оценку 5, наверное, невозможно. Были ли у Вас неудачно сданные коллоквиумы или всё-таки возможно получать только отличные оценки абсолютно за все работы?

— Конечно же, не все работы я писала на отлично, я же не робот (улыбается)! У меня были и тесты, на 2 написанные, и пару коллоквиумов по общей химии я сдала явно не на высший балл, по фармакологии за контрольную я получила далеко не 5. Даже на пересдаче по патологической физиологии была из-за плохо сданного коллоквиума. Курса с 4 плохих оценок совсем уже не было, но справедливости ради, оценки как таковые реже ставили.

— За 6 лет в Вашей жизни было достаточно много разных преподавателей: строгих, лояльных, требовательных и не очень… Но всегда кто-то остаётся в памяти надолго и живёт в сердце на протяжении десятков лет. Анна, кто для Вас является таким преподавателем и кому бы Вы хотели сказать отдельное спасибо?

— Самый наш любимый Преподаватель за все годы – Юрий Петрович Борисов по биохимии. Это действительно преподаватель с большой буквы! Абсолютно святой человек, золотой Преподаватель с отличным чувством юмора. С ним мы впервые написали «научную» работу. Она, конечно, вышла комом, но это был задел на будущее. Он тратил своё личное время, чтобы что-то объяснить, проводил с нами 2 раза в неделю СНК по биохимии до позднего вечера. Даже НИЦ уже стоял закрытым и приходилось окольными путями выходить после окончания очередного заседания.
Также не менее благодарна Варшавскому Владимиру Анатольевичу, Сафроновой Татьяне Аркадьевне и Короеву Вадиму Валерьевичу. Все они потрясающие люди, которые формировали в нас будущих врачей.

Но безусловно я благодарна абсолютно каждому преподавателю, который встретился на моём жизненном пути, ведь каждый из них внёс что-то своё в формирование меня как врача. Хочется сказать, что в Сеченовском университете при желании можно  получить ту пользу, знания и интерес, которые несомненно пригодятся в будущем именно благодаря преподавателям этого учебного заведения.

— Вы стали победителем олимпиады «Я — профессионал». Расскажите, пожалуйста, когда началось Ваше участие, как Вы готовились к этой олимпиаде и какими качествами нужно обладать, чтобы стать лучшей и доказать всем, что именно Вы можете с гордостью носить звание «Я — Профессионал»?

— С 5 курса начала участвовать, но тогда я успешно пропустила день написания 1 этапа, и на этом для меня всё закончилось. На 6 курсе мне напомнили о тесте, и на этот раз я его не пропустила. Подготовка была около месяца: ходили вдвоём с одногруппником заниматься в ЦНПО, решали вместе чек-листы. Вдвоём, кстати, действительно удобнее – сразу друг друга проверяете на ошибки, а, следовательно, сразу и исправляете все недочёты. Секрета для того, чтобы стать победителем никакого нет. Из полезных советов могу сказать: учите чек-листы наизусть, как стих. Это нужно как для олимпиады, так и для аккредитации, ибо заходя на станцию, начинаешь нервничать, можешь растеряться, а так будешь делать всё на автомате. И, конечно же,  практиковаться ручками, так как машинальная память также играет не мало важную роль.

Полезными оказались 2 черты характера: состязательность и педантичность – всегда хочется добиться не просто хорошего, а отличного результата, порой и ценой полноценного сна. Состязательность мне присуща ещё с детства, так как у меня есть старшая сестра, с которой мы вечно во всём соревновались. Вот эта вот состязательность — неплохое подспорье в жизни. Не могу не отметить ещё ответственность, которая является одним из необходимых качеств для достижения любой своей цели.

— За 6 лет было, наверное, всё: и взлёты, и падения, и радость, и отчаяние… Кто всегда был рядом и кто поддерживал в трудные минуты, помогая справиться со всеми трудностями и преодолеть все препятствия?
— Огромнейшую благодарность за всю поддержку, конечно, хочу сказать родителям. Они делали для меня всё возможное, полностью поддерживали меня в моем выборе, нелегком пути, постоянно переживали за меня. Поэтому мне вдвойне радостно показывать им красный диплом и золотую медаль, ибо видеть, как они гордятся, для меня бесценно. Помню, на первых курсах я всю ночь сидела с учебниками перед экзаменом, и мама тихо приносила чай с лимоном, а папа за дверью спрашивал у неё: «Ну как там наш ребёнок?». Как тут не любить этих двух людей!
А ещё меня поддерживали все мои друзья – мои одноклассники, которые переживали за мой сон все эти 6 лет и, конечно же, мои любимые одногруппники. Сколько всего мы пережили вместе – можно написать парочку драматично-комедийных книг (смеётся). Люблю их и безмерно счастлива, что встретила этих людей на своём жизненном пути.

 

— Анна, занимались ли Вы чем-то помимо учёбы и научной деятельности или все 6 лет прошли за учебниками и тетрадями?

— Волонтёрством занималась, ибо интересно помогать другим. Особенно люблю объяснять материал, читать лекции, поэтому последний год и выбрала профориентацию школьников в медицину. Так вне университета, в основном, занималась помощью приютам для животных. И, конечно же, наши безумные и даже сумасшедшие, в хорошем смысле этого слова, дни с моими любыми одногруппниками! Ведь студенческая жизнь включает в себя и отдых с развлечениями!

На 6 курсе, как и многие,  постоянно и училась и работала. Работала вообще не по специальности, но все же моя деятельность была связана с медициной, точнее стоматологией. Мне разрешали ставить себе график во второй половине дня, поэтому совмещала не во вред парам. Ну и плюс работать можно было по выходным. До 6 курса тоже была работа, но непостоянная.

 

— Сейчас Вы поступаете в ординатуру. Скажите, хотели бы Вы продолжить обучение в Сеченовском университете и по какой специальности?

— Конечно, хотелось бы в моей Alma Mater, но конкурс очень и очень высокий. Надеюсь, что получится. По специальности – есть пара вариантов, которые я рассматриваю, но дабы не спугнуть удачу – не скажу.

— Анна, что бы Вы пожелали нашим читателям, студентам Сеченовского университета?

— Во-первых, ничего не бойтесь: не бойтесь ошибаться, не стесняйтесь, если что-то плохо вам даётся или вы чего-то не знаете. Именно для этого мы и учимся. Даже лучший академик был когда-то студентом и совершал ошибки. Во-вторых, пока есть возможность – берите от университета всё: участвуйте в конференциях, общественной деятельности, пишите статьи, отправляйтесь в международные стажировки и так далее. Один из плюсов учебы – это возможности, но ими надо пользоваться, так как сами они себя реализовывать не будут.


Мы желаем Анне поступления в ординатуру и успешного её окончания через несколько лет!

Существует два противоположных мнения: одни считают, что жизнь — это череда упущенных возможностей, а другие уверены, что жизнь — это цепочка достигнутых целей. И каждый из вас сам решает, кого поддержать и на чью сторону встать. Ведь, как известно, всё в наших руках, а значит только мы сами можем изменить свою судьбу, направив её вектор в нужную сторону.

 

Корреспондент студенческого пресс-центра:  Байрашевская Анастасия


error: Alert: Содержание защищено!
Don`t copy text!