Лестница в науку или как достичь поставленной цели

Медицина и наука… Две отрасли, при симбиозе которых мы видим тысячи спасенных жизней и миллионы счастливых глаз. Учёные из года в год стараются решить проблемы, с которыми сталкиваются врачи, начиная от проектирования нового оборудования и заканчивая изобретением нового лекарственного средства. Без научной деятельности не появился бы ни один фармакологический препарат, ни КТ, ни ЭКГ. В тоже время без медицины научные работники никогда бы не задумались, как сделать послойное изображение тела, чтобы врач мог увидеть все анатомические структуры и понять, какой метод лечения применить, какие микроорганизмы вызывают грипп, а какие конъюнктивит, следовательно, как с ними бороться, какую можно придумать альтернативу очкам… Только совмещая медицину и науку, можно, действительно, помочь людям.

Именно поэтому в Сеченовском университете нашлось место для каждой из этих отраслей. Если о медицине Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, знает практически каждый человек, то о существовании Центра Научной Карьеры (ЦНК) слышал даже не каждый студент Первого меда.

ЦНК — это подразделение Сеченовского университета, направленное на подготовку научных кадров. Именно здесь собраны студенты, планирующие связать свою жизнь с наукой и именно здесь появляются мысли и идеи, направленные на решение той или иной проблемы в сфере медицины. «Цели», «задачи», «методы исследования», «гипотеза», «опыты» и другие обязательные пункты научной работы для этих ребят — обычные слова, используемые в диалогах. Международные стажировки, конференции и патенты — это те перспективы, которые открываются перед каждым членом этого общества.


Лестница в науку или как достичь поставленной целиБольше узнать о Центре Научной Карьеры и проникнуть в эпицентр мозговой деятельности Сеченовского университета нам помог тьютор ЦНК, студент 3 курса «Медицины будущего», Феликс Закиров.

— Феликс, ещё в 10 классе ты стал призером заключительного этапа Всероссийской школьной олимпиады по биологии. Расскажи, как проходила подготовка к одной из самых главных олимпиад в жизни школьников.

— «Всерос» по биологии включает в себя знания всех разделов биологии в достаточно большом объёме. Для примера: эмбриогенез или потенциалы действия 1 в 1, как мы это проходим на первых курсах. К этому необходимо добавить ботанику, молекулярную биологию и т д. Более того, помимо теоретических заданий, олимпиада включает 4 практикума, где за короткое время нужно успеть и руками поработать, и головой подумать. Иными словами, возможности полностью подготовиться у меня не было, да и, наверное, ни у кого не было. Я просто поднимал один за другим разделы биологии до какого-то определенного уровня, решал большое количество олимпиадных заданий, смотрел обучающие лекции и, конечно, во время выполнения самих заданий тщательно обдумывал все свои ответы и был максимально сосредоточен.

— Призовое место на заключительном этапе Всероссийской школьной олимпиады по биологии открыло перед тобой сразу несколько возможностей: во-первых, это право поступить в любой ВУЗ нашей страны, а, во-вторых, — претендовать на получение Президентского гранта. Почему из всех университетов России ты выбрал именно ПМГМУ им. И.М. Сеченова? И как ты использовал грант?

— Я всегда хотел пойти в естественнонаучную среду. Однако трудности с точными науками сузили мой выбор до биофака и лечебного дела. Я посчитал, что медицинское образование более интересное и полезное. Так ли это – скажу, вероятно, после 6 курса (улыбается). Имея возможность поступить в любой университет страны, я выбрал именно Сеченовский университет, поскольку он показался мне наиболее престижным и перспективным.

Да, с 2017 года я, действительно, являюсь получателем гранта Президента РФ «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности». Право его получать имеют студенты, ставшие в школьные годы победителями/призерами олимпиад или конкурсов, внесенных в специальный перечень Правительства РФ для выявления детей, проявивших выдающиеся способности в тех или иных областях (наука, культура, спорт), а также грант можно получить на реализацию проекта или проведение исследования. Мне право получать данный грант досталось, как и было сказано, благодаря призовому месту на заключительном этапе «всероса» (научная секция). К вопросу о сложности – не могу сказать, что от отсутствия проекта этот грант получить легко: олимпиады высшего уровня всегда требуют крупных затрат времени, целеустремленности, упорства и силы воли. Такой грант выплачивается не единовременно, а как надбавка к стипендии, поэтому каждый год его необходимо подтверждать научными достижениями, иначе выплаты прекратятся. Сам грант я использую так, как люди обычно используют повышенные стипендии (улыбается).

— Что ты чувствовал, когда выиграл «Всерос» и получил Президентский грант?

— Я был очень доволен собой и вполне допускал, что это может быть мое самое большое достижение в жизни. Благо, что на этом я не остановился и продолжаю двигаться вперед, покоряя новые вершины.

— За три года ты успел выступить на многих конференциях и занять на них призовые места. Однако какая работа стала для тебя «точкой старта» в научной деятельности?

— На данный момент у меня порядка 10 выступлений на конференциях. На 5 из них я занял призовые места. На первом курсе я выступал с обзорами различной тематики – от когнитивной психологии до молекулярной биологии. Во всем этом меня радовало то, что жюри на конференциях обычно с пониманием относились к тому, что я первокурсник, и ожидать от меня оригинального исследования пока не стоит. На втором курсе, когда я получил возможность представлять оригинальную работу, выполненную в Институте ВНД и НФ РАН, я выступал, как правило, с ней.

Одна из интересных и первых работ — это «Перспективы интраназального введения окситоцина для повышения качества романтических отношений». Это была обзорная работа, которую я представлял на конференции «Чистая любовь 4» в МГМСУ им. Евдокимова. Я провел обзор литературы о влиянии искусственного введения окситоцина на романтические чувства к партнеру, и оно, оказывается, действительно есть! Выбор темы в данном случае обусловлен был только моим энтузиазмом. Во-первых, она хорошо подходила к тематике конференции, и, во-вторых, мне в целом нравятся психологические исследования, особенно если они так или иначе связаны с медициной/биологией. Как такового научного руководителя у меня не было, да и, честно говоря, трудно представить, к кому бы я с такой темой в тот момент мог обратиться (смеется). За эту работу я получил третье место в устной сессии, а на других конференциях ее больше не представлял.

— Какие ещё работы и исследования ты проводил? И публиковались ли они в журналах?

— Например, «Подкастинг как инновационная методика обучения студентов на примере медицинского образования» в журнале «Педагогический журнал». Англоязычная «Open Sinus lift Surgery as a method of augmentation of the alveolar process of the maxilla: anatomical and clinical aspects of the operation», в которой рассмотрена техника стоматологической операции и описан клинический случай. Она опубликована в журнале «Сеченовский вестник». На III Итоговой конференции я занял первое место с работой «Влияние реактивации и MK-801 на реконсолидацию пространственной памяти у крыс», сделанного на базе ИВНД и НФ РАН, научный руководитель – Мария Ильинична Зайченко. Были и другие… Разве всё упомнишь? (смеётся)

— Феликс, какой девиз тебя сопровождает по жизни?

— Жизнь нужно прожить так, чтобы у тебя взяли интервью для Sechenov Journal! (улыбается)

— В каких организациях университета ты состоишь?

— На данный момент являюсь активным участником Студенческого Научного Кружка «Генетика 21 века», а также с 2019-2020 учебного года стал тьютором Центра Научной Карьеры.

— ЦНК основан на преемственности знаний и опыта. Как можно стать тьютором и что теперь входит в твои обязанности?

— Прежде всего необходимо успешно пройти курс обучения в ЦНК и как-то проявить себя с хорошей стороны. Затем, если выказать желание, твою кандидатуру рассмотрят и, возможно, дадут шанс быть тьютором. Как я понимаю, в мои обязанности входят кураторство одного или нескольких студентов ЦНК, ответственность за их успеваемость и успешное освоение программы.

— Как ты думаешь, обучаясь в другом университете, перед тобой открылись бы такие перспективы?

— Если говорить о перспективах в медицинской сфере, то навряд ли. Перспективы – это одна из сильнейших сторон нашего университета. По количеству доступных событий и возможностей, наш вуз, я считаю, является ведущим среди медицинских.

— Какие цели ставишь перед собой на новый учебный год? И кем планируешь быть в будущем?

— (задумчиво) Не сбавлять темпы своей научной и образовательной деятельности и успешно завершить, вероятно, свою самую трудную сессию.

В будущем я планирую быть ученым и, вероятно, преподавать. Хочу специализироваться на нейронауке, а также популяризовать эту область.

— Что ты можешь пожелать или посоветовать нашим читателям?

— Я желаю каждому поставить себе цель, неважно с чем или кем она будет связана, главное действительно хотеть ее достичь. Как только такая цель будет намечена, найдутся и мотивация, и время, и силы.

«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам», — говорил Карл Маркс. Действительно, одни ищут миллион отговорок, а другие — тысячи причин. И только тот, кто найдёт множество способов для преодоления всех трудностей, сможет в итоге достичь блестящих вершин, на которых находятся успех и признание, манящие своим ярким светом.


Для того, чтобы стать частью Центра Научной Карьеры, необходимо пройти собеседование из двух этапов. Первый этап – тест на знание английского языка и творческое задание, второй этап – очное собеседование с тьюторами. Каждую осень ЦНК начинает новый приём заявок. Если вы планируете связать свою жизнь с наукой, то следите за обновлениями в группе и в следующем году обязательно подавайте заявку! А тем, кто поступает в этом году, я желаю удачи и успехов!

                              Корреспондент студенческого пресс-центра: Байрашевская Анастасия


 

error: Alert: Content is protected !!
Don`t copy text!
%d такие блоггеры, как: