Что означает количество минаретов в мечети. Минарет - что такое? Его роль в исламе и архитектуре. Самый высокий минарет

Всем известно, что такое мечеть , но что такое минарет ? Минарет является высоким строением, напоминающим башню, возводимым в углах мечетей. Как правило, минарет служит для того, чтобы звук пения имамов (заведующих мечетями) распространялся на большую площадь, а в некоторых случаях, для освещения территории. Нередко можно встретить эти сооружения в кинофильмах, а особенно часто, в исламских странах во время путешествий. Сегодня мы поговорим об интересных фактах, касающихся минаретов и мечетей.

Немного истории

В переводе с арабского слово «минарет» означает «маяк». Дело в том, что в минувшие столетия на вершинах минаретов прибрежных городов зажигались огни, чтобы капитаны кораблей могли направлять свои суда по верному курсу, отсюда и пошло название.

В самом начале истории ислама минаретов не было вообще. Для призыва на молитву человек должен был подняться на крышу мечети или какого-либо другого высокого сооружения.

По некоторым источникам, первые минареты были построены в углах мечети Амр-ибн-аль-Ас в Фустате (древнем Каире) по распоряжению египетского наместника Маслама ибн Мухаллада (VII век).

Чтобы подняться на шараф (балкон), расположенный на вершине, призывающий должен преодолеть винтовую лестницу внутри минарета. У разных минаретов разное количество балконов (один, два или три) - это зависит от высоты сооружения.

Где какие минареты?

В различных мусульманских странах минареты могут различаться по конфигурации, что зависит от стиля архитектуры. К примеру, мечети в Ираке и Иране - с одним шарафом, шлемообразными куполами и круглым поперечным сечением. Турецкие минареты отличаются более узким круглым поперечным сечением и имеют конусообразный наконечник. Если же посмотреть на минареты в североафриканских странах, то у них поперечное сечение квадратной формы. В тех же минаретах, которые в последнее время возводятся в странах Европы, преобладает стиль модерн.

Мечеть имеет два минарета, но интересно не это, а то, что если толкнуть один из них, обаони начинают раскачиваться.

Сделано это было для того, чтобы минареты не разрушались в случае землетрясений, а пропускали через себя колебаний земной поверхности.

Тайну минаретов не могли раскрыть в течение более трёхсот лет.

Нажимайте на картинку, что бы получить бесплатную энциклопедию!

Напоследок

Следует отметить также, что знаменитая на весь мир баня, которую подогревает всего одна свеча, также разработана Шейхом Бахаи, однако её секрет до сих пор не разгадан, а схема её системы отопления канула в Лету.

Баня была разобрана русскими инженерами во время оккупации Ирана русскими войсками в период русско-иранской войны, но понять её им не удалось.

Баню собрали заново, но она, к сожалению, уже не работала.

История поистине полна несметного количества загадок и интересных фактов. Представить их все нам удастся вряд ли, однако мы будем стремиться к этому и дальше, подготавливая для вас только самое интересное на страницах нашего журнала о путешествиях.

Не забудьте , чтобы получить более удивительные новости и советы прямо на вашу электронную почту!

Для поездки в гастрономические туры нужна туристическая страховка.
Это можно сделать прямо сейчас (кликайте по баннеру):

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву . Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни.

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине .

См. также

Напишите отзыв о статье "Минарет"

Ссылки

  • - статья в «Архитектурном словаре»

Примечания

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него пока сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Минаретом называется высокое башнеобразное строение, возводимое в углу (углах) мечетей. Используется для большего распространения звуков азана, а иногда и для освещения.

С арабского языка переводится как "маяк". Причина заключается в том, что в прошлые времена на вершине минаретов прибрежных городов зажигали свет, чтобы корабли могли определить правильный курс на город.

В первые десятилетия Ислама минаретов не было. Призывающий на молитву поднимался или на крышу мечети, или же другого близлежащего высокого строения. Согласно некоторым данным, впервые египетский наместник Маслама ибн Мухаллад (ум. 682) велел построить по минарету в каждом углу мечети Амр ибн Аса в Фустате (старый Каир).

Внутри минаретов располагаются винтовые лестницы. По ним призывающий на молитву человек поднимается на балкон (шараф), который находится на вершине минарета. В зависимости от высоты, минареты имеют один, два или три балкона.

Минареты мечетей в различных мусульманских странах отличаются своей конфигурацией. Это объясняется архитектурным стилем. Например, минареты мечетей в Иране и Ираке, как правило, имеют один шараф, круглое поперечное сечение и купола в форме шлема. А минареты в Турции обладают узким круглым поперечным сечением, конусообразным наконечником. Минареты же в странах Северной Африки в поперечном сечении квадратные. В минаретах, которые возводятся в последнее время в Европе, предпочтение отдается модернистскому стилю.

Самый высокий минарет в мире находится в Марокко, в городе Касабланка. Высота минарета, которая построена на берегу Атлантического океана и названа в честь марокканского короля II Хасана, имеет прямоугольное сечение и достигает высоты в 200 метров. Установленный на вершине минарета лазерный луч указывает направление кыблы и его можно видеть с расстояния 30 километров.

И истории Ислама есть несколько интересных фактов, связанных с минаретами. Например, внутри 80-тиметровых минаретов мечети Салмиййа с тремя шарафами, построенного в Эдирне знаменитым турецким архитектором Синаном (1489-1588) по приказу османского султана Салима II, в отдельности возведены три лестницы. Каждая ведет к одному балкону. Поднимающиеся одновременно по этим ступеням людям не видят друг друга, но слышат голоса.

Очень интересна история мечети Ахмадиййа с шестью минаретами, построенного в Стамбуле в период правления султана Ахмеда I (1603-1617). В те времена 6 минаретов было лишь у мечети Бейтуллах в Мекке, а во всех остальных мечетях их количество было меньше. После того, как строительство Ахмадиййа было завершено, султана укорили в том, что он возвел мечеть, конкурирующую с Меккой. Чтобы предотвратить ненужные разговоры, султан решил разрушить один из минаретов. Но ему посоветовали, вместо разрушения минарета в Ахмадиййе, построить еще один минарет в Мекке. В результате султан Ахмед велел возвести седьмой минарет в мечети Бейтуллах. Таким образом, первенство осталось вновь за Меккой.

А мечеть Сулейманиййе, построенная архитектором Синаном в период правления султана Сулеймана Гануни (1520-1566) в Стамбуле, имеет 4 минарета. Два из них имеют 3 балкона, в два – 2 балкона. Всего это делает 10. Султан Сулейман Гануни является десятым по счету османским султаном. Рассказывают, что, услышав о задержке в строительстве мечети Сулейманиййе, сефевидский шах Тахмасиб I (в тот период взаимоотношения между Ираном и Турцией были весьма напряженными) послал Султану Сулейману шкатулку с драгоценностями, чтобы упрекнуть его, и чтобы тот продолжил строительство мечети. Султан Сулейман пришел в ярость от этого. Передав шкатулку мемару Синану, велел использовать драгоценности в качестве строительного материала при возведении мечетей. Драгоценные камни смешали с раствором и нанесли на один из минаретов. Говорят, что тот самый минарет в течение нескольких лет сверкал под лучами солнца.

Другой интересный образец минарета – мечеть с "качающимися минаретами", расположенная в иранском городе Исфахане, проект которого был разработан визирем Шейхом Бахаи в период правления Шаха Аббаса. У этой мечети есть два минарета. Несмотря на то, что этой мечети 400 лет, и сегодня, если толкнуть один из минаретов, начинаются раскачиваться оба. Этот метод был разработан для того, чтобы во время землетрясений минареты пропускали толчки сквозь себя и не разрушались. Долгое время секрет этих минаретов не могли разгадать, даже европейцы, которые прибыли туда спустя столетия. Отметим, что автором проекта известной на весь мир бани, подогреваемой всего одной свечой, также является Шейх Бахаи, но тайна этого строения не разгадана до сих пор. Система обогрева этой бани не сохранилась. В период русско-иранской войны и оккупации части Ирана русскими войсками, русские инженеры разобрали систему обогрева бани, однако, так и не сумели раскрыть ее секрет. А вновь восстановленная, она перестала работать.