Деепричастный оборот: запятые в начале и после. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов Когда деепричастный оборот не обособляется запятыми

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне )

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Русский язык

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Анализ контрольных работ, полугодовых диктантов, проводимых в 7-9 классах, нередко свидетельствует, что не все школьники усваивают тему: не опознают названные обороты в тексте, а следовательно, не обособляют их запятыми; не связывают зависимость позиции причастного оборота в предложении по отношению к определяемому слову со спецификой его обособления.

У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу );

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Деепричастный оборот, расположенный в начале предложения, всегда выделяется запятой. Однако существует ряд случаев, когда обособление оборота не происходит. В статье рассмотрены исключения из правила, приведены наглядные примеры.

Запятые при деепричастном обороте в начале предложения

Деепричастный оборот в начале предложения перед определяемым словом (глаголом, от которого зависит деепричастие) всегда обособляется – выделяется запятой . Это же правило действует, когда он употребляется в середине либо в конце предложения.

Примеры употребления деепричастного оборота в начале предложения :
Сняв ботинки , он вошел в комнату. Победив на олимпиаде , она получила золотую медаль. Насвистывая песенку , Саша спускался по лестнице.

Когда деепричастный оборот в начале предложения не обособляется?

Запятая после деепричастного оборота в начале предложения не ставится при определенных условиях:

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения и употребляется через союз и с другим деепричастием (деепричастным оборотом).

    Примеры : Растопив печку и развесив мокрые вещи , ребята решили перекусить. Перелистывая каждую книгу и внимательно вчитываясь в страницы , Катя готовилась к экзамену.

  • Если деепричастный оборот является частью фразеологического выражения.

    Примеры : Они работали не покладая рук и получили отличные результаты. Мальчики слушали старика затаив дыхание .

Словосочетание «деепричастный оборот» часто ассоциируется с обязательным обособлением. Однако обособление деепричастного оборота на письме требуется не всегда.

Уместность запятой после деепричастного оборота (и перед ним) зависит от того, в какой мере деепричастие сохранило глагольные свойства, есть ли при нём союзные слова или однородные необособленные наречия, а также от того, насколько «застывшим» является сочетание слов в обороте.

Что такое деепричастный оборот?

Основная функция деепричастия - обозначать дополнительный признак подлежащего, выраженный через процесс.

Эта часть речи не склоняется, в предложении выступает обстоятельством и всегда примыкает к сказуемому (определяемому слову). Часто у деепричастия есть поясняющие его слова (зависимые от него) - такой речевой оборот называется деепричастным.

Как найти деепричастный оборот в предложении?

Найти обособленное обстоятельство можно, задав от сказуемого вопросы, на которые отвечает деепричастие. Их всего два:

  • «что делая»;
  • «что сделав».

Ребёнок, (что сделав?) забыв о разбитой коленке, весело смеялся, (что делая?) играя с кошкой.

Оба деепричастия в примере относятся к подлежащему «ребёнок» и примыкают к сказуемому «смеялся».

Форма совершенного вида (первое деепричастие) означает, что что-то произошло перед чем-то: ребёнок сначала забыл (о разбитой коленке), а потом стал смеяться. Форма несовершенного вида (второе деепричастие), наоборот, указывает на одновременность действий: ребёнок смеялся и играл.

Важно! Довольно часто деепричастный оборот и сказуемое начинают относить к разным субъектам действия, что является стилистической ошибкой.

Гуляя в лёгкой обуви, у меня замёрзли ноги.

Субъект действия для «гуляя» - «меня», для «замёрзли» - «ноги», однако грамматически субъект для «гуляя» - «ноги», что звучит комично (обычно ноги не гуляют сами по себе).

Правило: субъект действия у сказуемого и примыкающего к нему деепричастия всегда одинаковый.

Отличия причастного и деепричастного оборота

Чтобы не спутать одно с другим, можно проверить, от какого члена предложения к этому слову задаётся вопрос (от сказуемого или подлежащего).

Если вопрос задаётся от подлежащего, это причастный оборот .

Воробей (что сделавший?), подлетевший к лавочке, стал клевать крошки.

Если вопрос можно задать только от сказуемого - оборот деепричастный.

Воробей (что сделав?), подлетев к лавочке, стал клевать крошки.

Стал клевать (что сделав?) подлетев к лавочке.

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми

Если слово в полной мере сохранило глагольные свойства, обособление деепричастного оборота необходимо. Отсутствие запятых в этом случае - ошибка.

Обособляется деепричастный оборот запятыми с обеих сторон.

Устав от беготни, присела отдохнуть.

Чья-то собака, забыв об осторожности, перебегала дорогу на красный свет.

Когда деепричастный оборот не обособляется запятыми

Ниже приведены случаи, в которых деепричастный оборот не выделяется запятыми и не обособляется интонационно.

Деепричастия, объединившиеся со сказуемым по смыслу

Когда деепричастный оборот объединяется со сказуемым, выражая комплексное действие, выделение не производится.

Она (что сделала?) не задумываясь села на окрашенную скамейку.

Здесь нельзя отделить деепричастие «не задумываясь» от сказуемого «села», так как это одно действие.

Деепричастие, утратившее глагольное значение

В предложениях с деепричастием, ставшим предлогом выделение не нужно. Например:

  • «начиная с»;
  • «смотря по»;
  • и т.д.

В банке я работала начиная с 2013.

Важно! Когда эти слова не являются предлогами, обособлять их всё же нужно. Важно уметь видеть разницу.

1 Конструкция со словом «начиная» отделяется запятыми, если:

В США, начиная с войны севера и юга, появилось противопоставление двух литератур.

б) не имеет временного значения.

Её стиль, начиная с модной стрижки и заканчивая смартфоном, был безупречным.

2 Обособление необходимо, если есть акцент на действии.

Словари составляются исходя из тысяч печатных источников.

Я сделала выводы, исходя из той информации, что вы мне дали.

3 Если оборот что-то уточняет либо присоединяет к общему смыслу.

Действуйте смотря по обстановке.

Соседка общалась с нею по-разному, смотря по настроению, которое менялось у неё ежечасно.

Деепричастие со значением наречия

Некоторые деепричастия на -а/-я в предложении несут функции наречия и отвечают на вопрос «как?». Обособление здесь не нужно.

Читала (как?) стоя.

Писал (как?) сидя.

Ели (как?) не спеша.

Деепричастный оборот в составе фразеологического выражения

Устойчивые словосочетания с деепричастием (их список довольно мал) на письме не обособляются.

Делала всё спустя рукава.

Вопил не помня себя от страха.

Деепричастный оборот, примыкающий к причастному обороту либо одиночному причастию

Когда причастие и деепричастие относятся к одному действию, обособление внутри конструкции не требуется.

Кошка, мурлыча щурившаяся на огонь, всем своим видом выражала безмятежность.

Слово «который» в составе деепричастного оборота

Когда в рядом с деепричастием стоит зависимое слово «который» , запятая не нужна.

Придётся вникать в азы ремесла, не разобравшись с которыми нельзя двигаться дальше.

Деепричастный оборот в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством или после наречия обстоятельства с союзом «и» между ними

Если деепричастный оборот становится в предложении однородным необособленному обстоятельству или наречию обстоятельства, соединёнными с оборотом союзом , обособление не нужно.

Она отвечала просто, уверенно и не задумываясь над вопросом более секунды.

В мою комнату отец входил обычно на цыпочках и покряхтывая от усилия казаться тихим.

Два деепричастных оборота с союзом «и» между ними

Если в предложении есть два деепричастных оборота, а между ними - «и», т.е. сочинительный союз, постановка запятой внутри конструкции зависит от того, к одному сказуемому относятся обороты или к разным.

Маленькая девочка лет шести, только вбежав с улицы и сильно запыхавшись, с порога затараторила что-то про щенка.

Здесь к сказуемому «затараторила» относятся оба деепричастия: (что сделав?) «вбежав» и (что сделав?) «запыхавшись» - запятая перед союзом «и» не ставится.

Если каждое деепричастие примыкает к своему отдельному сказуемому, запятая ставится между оборотами, а также перед союзом «и».

Маленькие девочки вбежали домой, неся на руках чёрного щенка, и, перебивая сестрёнку, Таня начала рассказывать, как всё было.

Первое деепричастие относится к сказуемому «вбежали» (что делая?) «неся на руках чёрного щенка», второе – к сказуемому «начала рассказывать» (что делая?) «перебивая сестрёнку».