Италия после Второй мировой войны. Италия Экономическое развитие италии после 2 мировой войны

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ИТАЛИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.

Формально вторая мировая война закончилась для Италии в сентябре 1943 г., когда войска союзников высадились на юге страны. 8 сентября 1943 г. по Лондонскому радио было объявлено о перемирии с Италией. 29 сентября 1943 года Италия официально капитулировала. а 13 октября правительство маршала Бадольо (оно было оформлено после государственного переворота 25 июля 1943 г., когда был арестован Муссолини) даже объявило войну Германии. Союзники признали Италию совместно воюющей державой и выступили гарантами ее будущего демократического развития. Соответствующие решения были включены в "Декларацию об Италии", принятую в октябре 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел союзных государств.

Однако по-настоящему война для итальянцев в 1943 г. еще не закончилась. Германские войска немедленно после объявления Италией перемирия в течение двух дней оккупировали всю Северную и Центральную Италию и вошли в Рим. Страна оказалась расколотой по меридиану Неаполя. На юге. под защитой англо-американских войск, находились король Виктор-Эммануил III и правительство Бадольо, а в северной и центральной Италии Гитлер провозгласил образование так называемой "Итальянской социальной республики", во главе которой был поставлен тот же Муссолини, освобожденный из заключения десантной группой эсэсовцев под командой О. Скорцени. В стране развернулось мощное вооруженное Сопротивление против гитлеровской оккупации.

Необходимо подчеркнуть, что политическая ситуация в Италии была совсем не такой, как она сложилась в послевоенной Германии. Там. после краха Третьего рейха, не существовало сколько-нибудь значимой оппозиции гитлеровскому режиму и первые шаги к демократии немцы совершали под строгим контролем союзников. В то время как Италия к окончанию войны уже имела развитую систему пользовавшихся большим влиянием партий антифашистского направления, накопивших значительный опыт. Крупнейшими из них были компартия, соцпартия (обе имели пакт о единстве действий с 1934 г.) и Христианско-демократическая партия (ХДП), возникшая в 1943 г. на базе довоенной партии "Пополяри", запрещенной фашистами в 1926 г. Крах итальянского фашизма и практическая необходимость объединения католиков, принимавших активное участие в Сопротивлении, поставили перед ХДП задачу разработать в своей программе такие теоретические положения, которые послужили бы основой для собирания сил. Новая программа ХДП - "Реконструктивные идеи христианской демократии", разработанная под руководством лидера ХДП де Гаспери, отвечала именно этой задаче. Опираясь на социальную доктрину католической церкви, сердцевиной которой является идея "солидарности всех социальных классов", ХДП высказалась в пользу политических свобод и установления в Италии демократического строя, построения общества "смешанной экономики", справедливого распределения национального дохода и участия трудящихся в управлении и владении капиталом предприятий. Перечисленные три партии, вместе с более мелкими (республиканцы, либералы и др.) в сентябре 1943 г. образовали Комитет национального освобождения, который и возглавил всенародное движение Сопротивления. Ведущую роль в этом движении играла компартия. В апреле 1944 г. на Юге Италии было создано коалиционное демократическое правительство с участием всех антифашистских партий.

В мае 1944 г. на юге началось наступление войск союзников, которые 4 мая вошли в Рим и стали продвигаться в сторону Тосканы и Умбрии. Одновременно усилилась вооруженная борьба итальянских партизан (в их отрядах участвовало более 300 тысяч человек). В марте 1945 г. партизанским командованием был выбран план национального вооруженного восстания, которое и началось 16 апреля 1945 г., сначала в Турине, затем в Генуе, Болонье, Модене и, наконец, оно целиком охватило весь Север страны. 27 апреля около местечка Донго, близ швейцарской границы, бойцы одного из отрядов повстанческой армии захватили в плен Муссолини и 28 апреля он был расстрелян. 29 апреля 1945 г. гитлеровские войска в Италии подписали акт о капитуляции. Апрельское вооруженное восстание имело огромное историческое значение. Оно спасло промышленный потенциал Севера страны от уничтожения, закрыло гитлеровским войскам путь к отступлению в Австрию и создало для консолидации демократических сил страны. В сформированный в декабре 1945 г. первый коалиционный кабинет де Гаспери вошли представители всех партий Комитета национального освобождения. включая коммунистов.

Экономическое положение послевоенной Италии было исключительно тяжелым. Было разрушено 60 % дорог государственного значения, 90 % портовых сооружений, 80 % подвижного железнодорожного состава, 45 % жилищного фонда и т. д. Огромными были потери торгового флота. Многие уцелевшие предприятия все равно не работали из-за отсутствия сырья и энергии. В тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство страны, на продукты питания были введены карточки и дневная норма хлеба составляла 200 грамм. Внутренний государственный долг страны в 10 раз превышал довоенный национальный доход Италии. В стране неудержимо нарастала инфляция: в 1938 г. количество бумажных денег в обращении достигало 22,5 млн. лир, а в 1947 г. - 794 млрд. лир. На почве острого недоедания и безработицы в ряде городов Италии начались забастовки, а на юге - стихийные голодные бунты. Инфляция привела к банкротству множество мелких и средних предприятий и в ряде регионов страны положение стало просто катастрофическим.

Относительно решения социально-экономических проблем страны внутри демократических партий имелись существенные разногласия. Если ХДП, как уже указывалось выше, поддерживало идею широкой демократизации государственного и общественного строя Италии и программу определенных социальных реформ, но при непременном соблюдении принципа частной собственности, то коммунисты с социалисты выступали с гораздо более радикальными требованиями. Они говорили о необходимости изменить социальную структуру страны, настаивая на полной ликвидации крупного помещичьего землевладения, национализации банков и промышленных монополий, установлении народного контроля над производством и пр. Коммунисты не скрывали. что осуществление предложенных ими структурных реформ откроет перед рабочим классом Италии "демократический путь продвижения к социализму". Следует учесть, что ИКП в декабре 1945 г. насчитывала в своих рядах свыше 1,5 млн. человек и ее политическая роль была очень велика. Стратегическая линия и политическая программа социалистов в то время в основном очень совпадала с линией ИКП. Чуть позже, в октябре 1946 г., обе партии подтвердили пакт о единстве действий.

Самой крупной победой демократических сил Италии после войны стала ликвидация монархии. Референдум о новом государственном устройстве страны прошел 2 июня 1946 г. За республику было подано 12,7 млн. голосов, за монархию - 10.7 млн. Северные районы страны в основном высказались за республику, южные - за монархию. Это объяснялось отсталостью политического сознания крестьянских масс Юга, большим влиянием там католической церкви, страхом перед мафией. 18 июня 1946 года Италия была объявлена республикой, король Виктор-Эммануил III покинул страну. В июне 1946 г. состоялись и выборы в Учредительное собрание. ХДП собрала 35,5 % голосов (207 мандатов), социалисты - 20,7 % (115 мандатов), ИКП - 18,9 % (104 мандата). Нетрудно заметить, что соотношение сил между тремя самыми массовыми партиями страны уже было иным. чем в годы Сопротивления. На первое место выдвинулось ХДП, за которую в массовом порядке проголосовало крестьянство. Однако выборы подтвердили и сильные позиции левых партий: за них на Севере страны проголосовало более 50 % избирателей, поэтому представители этих партий вошли в образованный 13 июля 1946 г. новый кабинет де Гаспери.

В декабре 1947 г. была принята новая конституция Италии, первый раздел которой гласил: "Италия объявляется демократической республикой, основу которой составляет труд, а суверенитет в стране принадлежит народу". Эта конституция, в основном, действующая доя сих пор, действительно является самой демократической в Европе. Специальным приложением к конституции была запрещена в какой бы то ни было форме реорганизация фашистской партии. Конституция признает права своих граждан на труд, образование, отдых, социальное обеспечение, провозглашает равные права мужчин и женщин, свободу профсоюзной деятельности и пр. В ряде ее статей изложены принципы будущих социальных преобразований: возможное ограничение частной собственности "в интересах общества", проведение аграрной реформы, поддержка кооперации со стороны государства и пр. Церковь была отделена от государства, но сохранила большие права в итальянском гражданском обществе и возможность широкого влияния на умы и души людей (запрет развода, право преподавать католическую доктрину в школе и создавать религиозные школы и др.) Высшим законодательным органом республики является парламент из двух палат, избираемый посредством всеобщих выборов по пропорциональной системе. Президент республики большими полномочиями не обладает. Широкими правами, в том числе в законодательной области, были наделены органы местного самоуправления. Области (джунты) были наделены даже финансовой автономией, в их распоряжения могли поступать местные налоги и часть государственных.

Из экономических мероприятий, осуществленных в Италии в первые послевоенные годы, безусловно главное место занимает аграрная реформа. Аграрный вопрос был одним из самых острых в довоенной Италии. Огромные помещичьи латифундии на Юге и в Центральной Италии, широкое распространение кабальных форм аренды (колонат. издольщина, испольщина) наглядно свидетельствовали о наличии феодальных пережитков в сельском хозяйстве страны. Более четырех миллионов крестьян владели крошечными участками или арендовали землю на кабальных условиях и в то же время почти 9 млн. га земли, принадлежащей латифундистам, плохо обрабатывались или были просто заброшены. Армия батраков и поденщиков (более 2,6 млн. человек) влачила нищенское существование и жила в поселках, не имевших ни коммунальных удобств, ни школ, ни больниц. Многие жили просто в пещерах, вырытых на склонах гор и оврагов. План аграрной реформы был разработан в 1948 г., а ее осуществление началось в 1950 г. Государство выкупило. а частично конфисковало, у крупных помещиков на Юге и в Сицилии часть земель, которые потом были пущены в продажу мелкими участками. На покупку земли крестьянам были предоставлены государственные кредиты. В результате в руки крестьян, батраков, мелких арендаторов, издольщиков перешло 1,5 млн. га земли. Были также отменены кабальные формы аренды. И хотя крупное помещичье землевладение в Италии не было ликвидировано полностью (реформа была проведена только в определенных регионах), положение сельскохозяйственного населения на Юге несомненно улучшилось и был дан толчок к развитию промышленности.

Улучшению экономического положения Италии способствовала и помощь по плану Маршалла. Сначала согласно этого плана в Италию поставлялись продукты питания и сырье, а потом и промышленное оборудование на сумму 1,5 млрд. долларов. Средства. вырученные от реализации американских товаров в Италии, составили так называемый фонд в лирах, за счет которого осуществлялось строительство мостов. дорог. а также велись общественные работы по плану восстановления Юга.

Что же касается политического положения в стране, то конец 40-х годов ознаменовался событиями, которые закрепили новую расстановку сил в системе партий, участвовавших в Сопротивлении. В мае 1947 года произошел раскол в Социалистической партии, из нее вышла правая группировка во главе с Сарагатом, возражавшая против пакта единства с коммунистами. Впоследствии (в 1952 г.) эта группа оформилась в самостоятельную организацию - Итальянскую социал-демократическую партию (ИСДП). Раскол в социалистической партии повлек за собой правительственный кризис, и в новый кабинет, и в новый кабинет де Гаспери в июне 1946 г. коммунисты уже не вошли.

На первых послевоенных парламентских выборах в апреле 1948 г. ХДП закрепила за собой лидирующее положение в системе политических партий, эффектно используя в своих избирательных целях американскую помощь по плану Маршалла. ХДП получила 40 % голосов, ИКП и ИСП, выступавшие в едином оппозиционном блоке - 31 %. Таким образом, в стране произошла коренная перегруппировка политических сил, причем на длительный период.

В 1949 году Италия вступила в НАТО, а в январе 1950 года между Италией и США было заключено соглашение "о взаимной помощи в целях обороны". На итальянской земле появляются американские военные базы (в Авьено, Неаполе и других местах), а на юге, у острова Маддалена, стал базироваться 6-й американский флот. Внешняя политика Италии на многие годы стала формироваться и осуществляться под непосредственным влиянием США.

ЛИТЕРАТУРА

Гайдук В. П. Христианская демократия в Италии. М., 1985.

История Италии в трех томах. Том 3. - М., 1971.

Кин Ц. Итальянский ребус. -М., 1991.

Комолова Н. П. Новейшая история Италии. - М., 1970.

Храмова Н. Земельная реформа в Италии // МЭ и МО. - 1998. - № 2.

Как известно, у фашистской Германии во время Второй мировой войны было 2 основных союзника, которые по своей воле помогали Гитлеру и имели собственные политические и экономические цели. Как и Германия, Италия во Второй мировой войне понесла огромные человеческие и материальные потери.

Политика Бенито Муссолини, приведшая Италию к войне

В развитии Италии и Германии 30-х годов было много общего. Оба государства стали сильны экономически, но были подавлены всякие протестные движения и установлен тоталитарный режим. Идеологом итальянского фашизма был премьер-министр государства Бенито Муссолини. Этот человек имел монархические замашки, но нельзя сказать, что он, как Гитлер, готовился к войне. К его страна не была экономически и политически готова. Главная цель - создание экономически сильного тоталитарного режима.

Чего удалось достичь Муссолини до 1939 года? Отметим несколько моментов:

Италия после Второй мировой войны

Рассмотрим последствия войны для этой страны. Их можно поделить на несколько групп: политические, экономические и социальные.

Главным политическим результатом стало падение режима Бенито Муссолини и возвращение страны в демократическое русло развития. Это был единственный позитивный момент, который принесла война на

Экономические последствия:

Падение уровня производства и ВВП в 3 раза;

Массовая безработица (официально было зарегистрировано более 2 млн человек, которые искали место работы);

Много предприятий было разрушено во время боевых действий.

Италия во Второй мировой войне оказалась заложником двух которые в результате прекратили свое существование.

Социальные последствия:

Италия после Второй мировой войны недосчиталась более 450 тысяч солдат убитыми и примерно столько же раненными;

В армии на тот момент служили в основном молодые люди, поэтому их смерть повлекла за собой демографический кризис - около миллиона младенцев не родилось.

Заключение

После завершения Второй мировой войны Италия была очень слаба экономически. Именно поэтому постоянно росла численность коммунистической и социалистической партий, их влияние на жизнь государства. Для преодоления кризиса в 1945-1947 году в Италии было национализировано более 50% частной собственности. Главный политический момент второй половины 40-х годов - в 1946 году Италия официально стала республикой.

С пути демократического развития Италия больше не сходила никогда.

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ИТАЛИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.

Формально вторая мировая война закончилась для Италии в сентябре 1943 г., когда войска союзников высадились на юге страны. 8 сентября 1943 г. по Лондонскому радио было объявлено о перемирии с Италией. 29 сентября 1943 года Италия официально капитулировала. а 13 октября правительство маршала Бадольо (оно было оформлено после государственного переворота 25 июля 1943 г., когда был арестован Муссолини) даже объявило войну Германии. Союзники признали Италию совместно воюющей державой и выступили гарантами ее будущего демократического развития. Соответствующие решения были включены в "Декларацию об Италии", принятую в октябре 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел союзных государств.

Однако по-настоящему война для итальянцев в 1943 г. еще не закончилась. Германские войска немедленно после объявления Италией перемирия в течение двух дней оккупировали всю Северную и Центральную Италию и вошли в Рим. Страна оказалась расколотой по меридиану Неаполя. На юге. под защитой англо-американских войск, находились король Виктор-Эммануил III и правительство Бадольо, а в северной и центральной Италии Гитлер провозгласил образование так называемой "Итальянской социальной республики", во главе которой был поставлен тот же Муссолини, освобожденный из заключения десантной группой эсэсовцев под командой О. Скорцени. В стране развернулось мощное вооруженное Сопротивление против гитлеровской оккупации.

Необходимо подчеркнуть, что политическая ситуация в Италии была совсем не такой, как она сложилась в послевоенной Германии. Там. после краха Третьего рейха, не существовало сколько-нибудь значимой оппозиции гитлеровскому режиму и первые шаги к демократии немцы совершали под строгим контролем союзников. В то время как Италия к окончанию войны уже имела развитую систему пользовавшихся большим влиянием партий антифашистского направления, накопивших значительный опыт. Крупнейшими из них были компартия, соцпартия (обе имели пакт о единстве действий с 1934 г.) и Христианско-демократическая партия (ХДП), возникшая в 1943 г. на базе довоенной партии "Пополяри", запрещенной фашистами в 1926 г. Крах итальянского фашизма и практическая необходимость объединения католиков, принимавших активное участие в Сопротивлении, поставили перед ХДП задачу разработать в своей программе такие теоретические положения, которые послужили бы основой для собирания сил. Новая программа ХДП - "Реконструктивные идеи христианской демократии", разработанная под руководством лидера ХДП де Гаспери, отвечала именно этой задаче. Опираясь на социальную доктрину католической церкви, сердцевиной которой является идея "солидарности всех социальных классов", ХДП высказалась в пользу политических свобод и установления в Италии демократического строя, построения общества "смешанной экономики", справедливого распределения национального дохода и участия трудящихся в управлении и владении капиталом предприятий. Перечисленные три партии, вместе с более мелкими (республиканцы, либералы и др.) в сентябре 1943 г. образовали Комитет национального освобождения, который и возглавил всенародное движение Сопротивления. Ведущую роль в этом движении играла компартия. В апреле 1944 г. на Юге Италии было создано коалиционное демократическое правительство с участием всех антифашистских партий.

В мае 1944 г. на юге началось наступление войск союзников, которые 4 мая вошли в Рим и стали продвигаться в сторону Тосканы и Умбрии. Одновременно усилилась вооруженная борьба итальянских партизан (в их отрядах участвовало более 300 тысяч человек). В марте 1945 г. партизанским командованием был выбран план национального вооруженного восстания, которое и началось 16 апреля 1945 г., сначала в Турине, затем в Генуе, Болонье, Модене и, наконец, оно целиком охватило весь Север страны. 27 апреля около местечка Донго, близ швейцарской границы, бойцы одного из отрядов повстанческой армии захватили в плен Муссолини и 28 апреля он был расстрелян. 29 апреля 1945 г. гитлеровские войска в Италии подписали акт о капитуляции. Апрельское вооруженное восстание имело огромное историческое значение. Оно спасло промышленный потенциал Севера страны от уничтожения, закрыло гитлеровским войскам путь к отступлению в Австрию и создало для консолидации демократических сил страны. В сформированный в декабре 1945 г. первый коалиционный кабинет де Гаспери вошли представители всех партий Комитета национального освобождения. включая коммунистов.

Экономическое положение послевоенной Италии было исключительно тяжелым. Было разрушено 60 % дорог государственного значения, 90 % портовых сооружений, 80 % подвижного железнодорожного состава, 45 % жилищного фонда и т. д. Огромными были потери торгового флота. Многие уцелевшие предприятия все равно не работали из-за отсутствия сырья и энергии. В тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство страны, на продукты питания были введены карточки и дневная норма хлеба составляла 200 грамм. Внутренний государственный долг страны в 10 раз превышал довоенный национальный доход Италии. В стране неудержимо нарастала инфляция: в 1938 г. количество бумажных денег в обращении достигало 22,5 млн. лир, а в 1947 г. - 794 млрд. лир. На почве острого недоедания и безработицы в ряде городов Италии начались забастовки, а на юге - стихийные голодные бунты. Инфляция привела к банкротству множество мелких и средних предприятий и в ряде регионов страны положение стало просто катастрофическим.

Относительно решения социально-экономических проблем страны внутри демократических партий имелись существенные разногласия. Если ХДП, как уже указывалось выше, поддерживало идею широкой демократизации государственного и общественного строя Италии и программу определенных социальных реформ, но при непременном соблюдении принципа частной собственности, то коммунисты с социалисты выступали с гораздо более радикальными требованиями. Они говорили о необходимости изменить социальную структуру страны, настаивая на полной ликвидации крупного помещичьего землевладения, национализации банков и промышленных монополий, установлении народного контроля над производством и пр. Коммунисты не скрывали. что осуществление предложенных ими структурных реформ откроет перед рабочим классом Италии "демократический путь продвижения к социализму". Следует учесть, что ИКП в декабре 1945 г. насчитывала в своих рядах свыше 1,5 млн. человек и ее политическая роль была очень велика. Стратегическая линия и политическая программа социалистов в то время в основном очень совпадала с линией ИКП. Чуть позже, в октябре 1946 г., обе партии подтвердили пакт о единстве действий.

Самой крупной победой демократических сил Италии после войны стала ликвидация монархии. Референдум о новом государственном устройстве страны прошел 2 июня 1946 г. За республику было подано 12,7 млн. голосов, за монархию - 10.7 млн. Северные районы страны в основном высказались за республику, южные - за монархию. Это объяснялось отсталостью политического сознания крестьянских масс Юга, большим влиянием там католической церкви, страхом перед мафией. 18 июня 1946 года Италия была объявлена республикой, король Виктор-Эммануил III покинул страну. В июне 1946 г. состоялись и выборы в Учредительное собрание. ХДП собрала 35,5 % голосов (207 мандатов), социалисты - 20,7 % (115 мандатов), ИКП - 18,9 % (104 мандата). Нетрудно заметить, что соотношение сил между тремя самыми массовыми партиями страны уже было иным. чем в годы Сопротивления. На первое место выдвинулось ХДП, за которую в массовом порядке проголосовало крестьянство. Однако выборы подтвердили и сильные позиции левых партий: за них на Севере страны проголосовало более 50 % избирателей, поэтому представители этих партий вошли в образованный 13 июля 1946 г. новый кабинет де Гаспери.

В декабре 1947 г. была принята новая конституция Италии, первый раздел которой гласил: "Италия объявляется демократической республикой, основу которой составляет труд, а суверенитет в стране принадлежит народу". Эта конституция, в основном, действующая доя сих пор, действительно является самой демократической в Европе. Специальным приложением к конституции была запрещена в какой бы то ни было форме реорганизация фашистской партии. Конституция признает права своих граждан на труд, образование, отдых, социальное обеспечение, провозглашает равные права мужчин и женщин, свободу профсоюзной деятельности и пр. В ряде ее статей изложены принципы будущих социальных преобразований: возможное ограничение частной собственности "в интересах общества", проведение аграрной реформы, поддержка кооперации со стороны государства и пр. Церковь была отделена от государства, но сохранила большие права в итальянском гражданском обществе и возможность широкого влияния на умы и души людей (запрет развода, право преподавать католическую доктрину в школе и создавать религиозные школы и др.) Высшим законодательным органом республики является парламент из двух палат, избираемый посредством всеобщих выборов по пропорциональной системе. Президент республики большими полномочиями не обладает. Широкими правами, в том числе в законодательной области, были наделены органы местного самоуправления. Области (джунты) были наделены даже финансовой автономией, в их распоряжения могли поступать местные налоги и часть государственных.

Из экономических мероприятий, осуществленных в Италии в первые послевоенные годы, безусловно главное место занимает аграрная реформа. Аграрный вопрос был одним из самых острых в довоенной Италии. Огромные помещичьи латифундии на Юге и в Центральной Италии, широкое распространение кабальных форм аренды (колонат. издольщина, испольщина) наглядно свидетельствовали о наличии феодальных пережитков в сельском хозяйстве страны. Более четырех миллионов крестьян владели крошечными участками или арендовали землю на кабальных условиях и в то же время почти 9 млн. га земли, принадлежащей латифундистам, плохо обрабатывались или были просто заброшены. Армия батраков и поденщиков (более 2,6 млн. человек) влачила нищенское существование и жила в поселках, не имевших ни коммунальных удобств, ни школ, ни больниц. Многие жили просто в пещерах, вырытых на склонах гор и оврагов. План аграрной реформы был разработан в 1948 г., а ее осуществление началось в 1950 г. Государство выкупило. а частично конфисковало, у крупных помещиков на Юге и в Сицилии часть земель, которые потом были пущены в продажу мелкими участками. На покупку земли крестьянам были предоставлены государственные кредиты. В результате в руки крестьян, батраков, мелких арендаторов, издольщиков перешло 1,5 млн. га земли. Были также отменены кабальные формы аренды. И хотя крупное помещичье землевладение в Италии не было ликвидировано полностью (реформа была проведена только в определенных регионах), положение сельскохозяйственного населения на Юге несомненно улучшилось и был дан толчок к развитию промышленности.

Улучшению экономического положения Италии способствовала и помощь по плану Маршалла. Сначала согласно этого плана в Италию поставлялись продукты питания и сырье, а потом и промышленное оборудование на сумму 1,5 млрд. долларов. Средства. вырученные от реализации американских товаров в Италии, составили так называемый фонд в лирах, за счет которого осуществлялось строительство мостов. дорог. а также велись общественные работы по плану восстановления Юга.

Что же касается политического положения в стране, то конец 40-х годов ознаменовался событиями, которые закрепили новую расстановку сил в системе партий, участвовавших в Сопротивлении. В мае 1947 года произошел раскол в Социалистической партии, из нее вышла правая группировка во главе с Сарагатом, возражавшая против пакта единства с коммунистами. Впоследствии (в 1952 г.) эта группа оформилась в самостоятельную организацию - Итальянскую социал-демократическую партию (ИСДП). Раскол в социалистической партии повлек за собой правительственный кризис, и в новый кабинет, и в новый кабинет де Гаспери в июне 1946 г. коммунисты уже не вошли.

На первых послевоенных парламентских выборах в апреле 1948 г. ХДП закрепила за собой лидирующее положение в системе политических партий, эффектно используя в своих избирательных целях американскую помощь по плану Маршалла. ХДП получила 40 % голосов, ИКП и ИСП, выступавшие в едином оппозиционном блоке - 31 %. Таким образом, в стране произошла коренная перегруппировка политических сил, причем на длительный период.

В 1949 году Италия вступила в НАТО, а в январе 1950 года между Италией и США было заключено соглашение "о взаимной помощи в целях обороны". На итальянской земле появляются американские военные базы (в Авьено, Неаполе и других местах), а на юге, у острова Маддалена, стал базироваться 6-й американский флот. Внешняя политика Италии на многие годы стала формироваться и осуществляться под непосредственным влиянием США.

ЛИТЕРАТУРА

Гайдук В. П. Христианская демократия в Италии. М., 1985.

История Италии в трех томах. Том 3. - М., 1971.

Кин Ц. Итальянский ребус. -М., 1991.

Комолова Н. П. Новейшая история Италии. - М., 1970.

Храмова Н. Земельная реформа в Италии // МЭ и МО. - 1998. - № 2.

Введение……………………………………………………………………..Глава1.Положение экономики Италии в первые годы после войны ……Глава 2.Структурные изменения в экономики Италии в послевоенные годы …………………………………………………………………………1.1 Оказание помощи Италии со стороны США …………………………1.2 Влияние государственного аппарата на развитие экономики ………1.3 Решение проблемы отсталости южных районов ……………………..Глава 3.Динамика развития промышленности в послевоенные годы ….. Глава 4. Итальянская экономика на современном этапе…………………4.1 Общая характеристика экономики …………………………………….4.2 Промышленность Италии ……………………………………………...4.3 Внешняя экономика ……………………………………………………. Заключение………………………………………………………………….Список литературы ……………………………………………………….. Приложение………………………………………………………………….. 356 68111623232326293132

Введение.

Италия – индустриально-аграрная страна. В формировании национального дохода доля промышленности составляет (1970) 42%, сельского хозяйства 10,2%, сферы обслуживания 38,42%, в том числе доля торговли 12%, транспорта и связи 6,5%, гостиничного дела 2%. Стоимость промышленной продукции почти в 4 раза превышает стоимость сельскохозяйственной продукции (1970). В промышленность ежегодно вкладывается в 2,5 раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство. Продукция обрабатывающей промышленности составляет основу экспорта (около 95% в 1970).

В 1970 Италия занимала 6-е место в капиталистическом мире по объёму промышленной продукции (3,7%) и величине внешнеторгового оборота (доля в экспорте капиталистических стран 4,8% в 1970), уступая США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции.

После 2-й мировой войны 1939-45 экономика страны развивается сравнительно быстрыми темпами. Ускорился процесс капиталистической централизации и концентрации. В большинстве сфер хозяйства господствует крупный монополистический капитал. Свыше 1 / 2 химической промышленности принадлежит монополистической группе "Монт-эдисон" ("Монтекатини Эдисон"), свыше 5/6 автомобилестроения связано с деятельностью концерна "ФИАТ", значительная часть резиновой промышленности монополизированатрестом "Пирелли". Большой удельный вес в экономике Италии имеет госсобственность. Государственные объединения имеются в нефтегазовой промышленности ("ЭНИ"), металлургии и машиностроении (государственная группа "ИРИ", которая контролирует также воздушный и морской флот, телефонную сеть). Наиболее распространённая форма воздействия государства на экономику - участие специализированных государственных органов в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций. В соответствии с различными экономическими программами создаются госпредприятия, деятельность которых в конечном итоге подчинена интересам монополий. Государство финансирует в среднем 35-37% общих капиталовложений в экономику. Наряду с крупными частными и государственно-монополистическими объединениями существует огромное количество мелких и мельчайших фирм и предприятий, более 1 / 2 которых занято в сфере обращения и услуг, а также в рыбной, швейной, деревообрабатывающей, полиграфической и пищевой промышленности Видное место в экономике занимает иностранный капитал; за 1956-70 общий объём иностранных капиталовложений 652 млрд. лир; 86% этой суммы приходится на США, Великобританию, Швейцарию и ФРГ. Основные отрасли, привлекающие иностранные капиталовложения, - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная (особенно электротехническая и электронная) и металлургическая. В деятельности этих отраслей участвуют американские компании "Галф ойл корпорейшен", "Стандард ойл оф Нью-Джерси", "Вестингауз", "Дженерал электрик", "Форд" и др., западно-германские концерны "АЕГ", "Сименс", английский "Бритиш петролеум компани", англо-голландский "Шелл", голландский концерн "Филлипс". Ряд промышленных компаний Италии имеетсоглашения с иностранными монополиями: например "ФИАТ" и французская фирма "Ситроен" и др.

Цель данной работы - проследить структурные изменения и экономические преобразования в Италии в послевоенные годы. В дальнейшем в каждой из глав будут подробно рассмотрены факторы повлиявшие на экономическое развитие страны которые привели Италию к статусу одной из развитых стран в Европе.

1. Глава1. Положение экономики в Италии в первые годы после войны.

В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его движение большое влияние оказала война с ее огромными материальными разрушениями. Экономика Италии находилась в полном расстройстве: предприятия остановились, связи между городом и деревней нарушились, свирепствовала инфляция и процветала спекуляция, число безработных превысило 2 миллиона человек.

Необходимость восстановить эти разрушения, обновить сильно изношенный и устаревший во время войны основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и обусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла.

Восстановлению экономики препятствовали и такие огромные трудности, как исторически сложившийся разрыв между Севером и Югом. Такая ситуация способствовала укреплению господствующего положения полуфеодальных кругов, заинтересованных в эксплуатации земельных латифундий с помощью устаревших методов. Половина обрабатываемых угодий была занята предприятиями, владевшими землей на основе договоров. Земля сдавалась в аренду на таких условиях (колонат, испольщина, издольщина), которые были приемлемы только для вконец разорившегося населения.

Разрыв в уровнях развития промышленности существовал и между областями, и между отдельными отраслями. В конце 1945 г. промышленное производство снизилось до ¼ Положение а промышленности не оставляло надежды на то, что она сможет оказать помощь в преодолении трудностей и обеспечить подъем в других отраслях. Потребность в восстановлении материального производства стала чрезвычайно острой, но предвоенный уровень был достигнут лишь в 1949 г.

Правительства антифашистского единства - Ф. Парри (1945), А. Де Гаспери (1945- 1947), в которые входили также коммунисты и социалисты, провели ряд мер, направленных на восстановление хозяйства. Была введена скользящая шкала зарплаты. Расширены права профсоюзов. На ряде предприятий действовали "советы управления", возникшие в период войны и выступавшие как органы рабочего контроля (в дальнейшем буржуазии удалось постепенно добиться ограничения их деятельности, а затем их ликвидации). Новые правительства Де Гаспери (1947-53) пользовались также поддержкой США.

Глава2 . Структурные изменения в экономике Италии в послевоенные годы.

1.1.Оказание помощи Италии со стороны США.

Послевоенная экономика Италии развивается быстрыми темпами. Темпы роста валового национального продукта равны «1.4 в 1870-1950 годы и 5,6 в 1950-1969 годы.» Такой рост был обусловлен тем, что до 1951 года США предоставили странам Западной Европы 13 миллиардов долларов согласно плану Маршалла (министра обороны США). План Маршалла ставил своей целью укрепление гегемонии США в Европе в противовес влиянию системы социализма во главе с СССР. 17 европейских стран ради достижения этой цели получили значительную финансовую помощь для приобретения промышленного оборудования.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948, когда в США вошёл в силу закон о 4-летней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. По этим соглашениям страны - участницы плана Маршалла обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчёты об использовании получаемых средств. 30 декабря 1951 план Маршалла официально прекратил своё действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим одновременное предоставление военной и экономической помощи.

Возможно, что такой экономический рост позволил демократическим силам послевоенной Италии осуществить многие государственные социальные реформы:

Помощь малоимущим (вдовам, инвалидам, многодетным семьям, малообеспеченным гражданам);

Страхование на случай безработицы;

Страхование от несчастных случаев;

Страхование на случай болезни;

Пенсионное обеспечение;

Регулирование трудовых отношений (обеспечение гарантий в области занятости, найма, увольнений);

Реальная заработная плата (зарплата с учетом роста цен).

Как известно, “план Маршалла ” должен был действовать в течение четырех лет (с июля 1948 по июнь 1952 г. плюс три месяца-с апрель п июнь 1948 г.)на деле же действие “плана Маршалла” практически закончилось а начале 1950 г. Из квартальных и годовых отчетов о ходе поставок по “плану Маршалла” видно, что на первом его этапе, до июня 1945 г., в Италию импортировались на основе плана либо потребительские товары(зерно), либо промышленное сырье: зерно составляло около 40% всего импорта, уголь-24%, хлопок-15%, нефтепродукты-10%, а машинное оборудование-всего лишь 1%.С течением времени импорт зерна неуклонно сокращается,но совершенно иные масштабы приобретает импорт машинного оборудования: в период с июля 1950 по июль 1951 г. машины составляли 32% общего объема импорта по “плану Маршалла”. Такое изменение структуры товаров, поставлявшихся по “плану Маршалла”, свидетельствует о том, что если на первых порах “план Маршалла ” использовался главным образом в целях экспорта из США излишков сельскохозяйственной продукции и угля, то на втором этапе получил преобладание экспорт машин.

1. Италия после Второй мировой войны.

Движение Сопротивления - главная причина того, что Италия - союзник фашисткой Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима. Складывалась многопартийная система, что объяснялось социальной пестротой общества, историческими, политическими причинами и идеологическими традициями (республиканцы, либералы, монархисты, социалисты и т.д.). С апреля 1944 г. до мая 1947 г. у власти находилось правительство национального единства (с участием ИКП и других антифашистских партий).
2 июня 1946 г. прошел референдум по вопросу о форме государственного устройства, который принес победу сторонникам республики.
Одновременно прошли выборы в Учредительное собрание. Итоги: ХДП получила 35% голосов, ИСП - 20%, ИКП - 19%. ИКП (П. Тольятти) выступила за диктатуру пролетариата, но признавала возможность парламентского пути к новому обществу. ИКП - член Коминформа с сентября 1947 г. Осуществлялось сотрудничество ИКП с ИСП. ИСП стояла на классовых позициях, но выступала против диктатуры пролетариата. ХДП предложила социально-экономические преобразования под религиозными лозунгами. ХДП поддерживал Ватикан. В политике Пия XII росли антикоммунистические тенденции. На внутриполитическую жизнь оказывал влияние внешний фактор - холодная война. О росте крайне правых сил свидетельствовало возникновение Итальянского социального движения.
В 1947 г. была принята новая конституция - конституция парламентской республики. Глава государства - президент, избирался парламентом (палатой депутатов с сенатом). Обе палаты избирались по пропорциональной системе представительства. Женщины получили впервые право голоса. Конституция помимо политических прав декларировала социальные права (на труд и др.). Она вступила в силу 1 января 1948 г.

2. Внутренняя и внешняя политика правительства де Гаспер. Кризис политики "центра".

В мае 1947 г. не без вмешательства США происходит удаление коммунистов из правительства. В апреле 1948 г. на первых парламентских выборах ХДП вышла на первое место (48% голосов), ИКП и ИСП получили 31%. Правительство возглавил де Гаспери (ХДП). В него вошли ХДП, либералы и республиканцы.
В 50-60-х гг. наблюдается "итальянское экономическое чудо". За 2 десятилетия страна превратилась из аграрно-индустриальной в развитое промышленное государство. Причины: ликвидация корпоративной системы, автаркии, помощь США по плану Маршалла, использование достижений НТР, вступление в ЕЭС, относительно низкие военные расходы. Важную роль в экономике играло государство. ИРИ - один из центров внедрения новейших технологий.
Сохранялась региональная специфика: Северо-Запад - крупная промышленность с передовой технологией, Северо-Восток и Центр - мелкие и средние фирмы с традиционными производствами (керамика, одежда, обувь), Юг - отсталый, застойный регион. Отсюда - демократия на Севере, клиентеллизм и мафия на Юге, коррупция, терроризм, преступность, внедрение в политику мафии.
В послевоенные годы (1948 - 1962) выявилась и сохранялась доминирующая роль ХДП, получавшей на выборах 45 - 50% голосов. Либералы, республиканцы и другие были фактическим придатком ХДП. ХДП представляла центристское течение. Справа от нее стояли ИСД (неофашисты) и монархисты, слева - ИКП, ИСП.
"Центризм" ХДП выражался в балансировании, колебании между социальным консерватизмом и социальными уступками. Правительство возглавлял с 1948 г. по 1953 г. А. Де Гаспери. На предприятиях внедрялись идеи патернализма. В 1950 г. приняты 3 частных аграрных закона для Центра, Юга и Сицилии. Большая часть латифундий ликвидирована, но аграрный вопрос в целом решен не был. Принят закон о создании "кассы Юга" - финансирование общественных работ по созданию инфраструктуры.
В 1949 -1952 гг. наблюдается движение рабочих против свертывания нерентабельных предприятий, "забастовки наоборот", захваты крестьянами помещичьих земель. Расправы с демонстрантами, использование моторизованной полиции - ответ ХДП на выступления трудящихся.
Происходит раскол в ВИКТ: еще в 1948 г. создается свободная конфедерация итальянских трудящихся (с 1950 г. - ИКПТ), в 1950 г. - ИСТ.
Во внешней политике идет сближение с США. С апреля 1949 г. Италия - член НАТО. На ее территории размещаются военные базы США.
Избирательный закон 1952 г., дающий право партии (блоку), получившей 50% + 1 голос, иметь 2/3 мест в парламенте, 7 июня 1953 г. был провален.
Политика центра переживала кризис. В правящих кругах шла борьба - за реформы или за наступление на позиции "левых сил". В августе 1953 - июне 1955 г. у власти стояло правое крыло ХДП, с июля 1955 до 1960 г. - умеренное крыло. Полицейские репрессии, судебный процесс по делу об убийстве девушки В. Монтези вскрыл картину коррупции в правящих кругах ХДП. Усиливается полицейская цензура в сфере искусства, идет "чистка" госучреждений от членов ИКП. Умеренные правительства (1955-1960 гг.) приняли закон, облегчающий сгон арендаторов с земли.
На фоне спада рабочего движения ИСП в октябре 1956 г. разорвала пакт о единстве действий с ИКП, заменив его соглашением о взаимных консультациях.
VIII съезд ИКП принял тезисы "об итальянском пути к социализму" - через борьбу за демократию, "структурные реформы".
Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР.
Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП). Оно пыталось опереться на союз с ИСД, что вызвало недовольство левого крыла ХДП и демократической оппозиции. Недовольство политикой Тамброни усилилось, когда неофашисты пытались провести съезд ИСД в Генуе, городе, награжденном золотой медалью Сопротивления. Общенациональный протест привел к формированию 4-х партийного кабинета А. Фанфани (ХДП, либералов, республиканцев, социал-демократов) - переходного кабинета к коалиции "левого центра". Правительство выделило средства на сельское хозяйство, предоставило кредиты крупным аграриям.
21 февраля 1962 г. создан кабинет А. Фанфани на основе союза ХДП с СДП, республиканцами. Кабинет косвенно поддерживала ИСП. Правительство провело ряд реформ, распространивших пенсии на крестьян, батраков, домохозяек, были выделены средства на бесплатное медицинское обслуживание.

3. Переход к политике "левоцентризма". Кризис "левоцентризма" в середине 70-х г.ов, убийство Альдо Моро.

После выборов 1963 г. создано левоцентристское правительство А. Моро (союз ХДП - центра с ИСП - левыми). Вхождение Ненни и Ломбарди (ИСП) в правительство вызвало раскол в ИСП. В январе 1964 г. левое крыло ИСП образовало ИСППЕ. ИСП с 1966 г. объединилась с СДП в ОСП (глава П. Ненни). 1969 г. - раскол ОСП - образование УСП. ИСППЕ в 1964 г. слилась с ИКП.
Правительства "левого центра" действовали в условиях окончания "экономического чуда". Проведена национализация целой отрасли электроэнергетики (1962 - 1965). В 1967 г. введен пятилетний план. Развернулось строительство "Автострады Солнца". В конце 60 - начале 70-х гг.в принят новый закон о социальном обеспечении, 1972 г. - закон о браке, разрешающий развод. В ХДП возникла оппозиция закону. Принят закон об областном управлении (1970).
Во внешней политике продолжался "атлантический курс", но расширялись связи с СССР (строительство автозавода в Тольятти, участие в строительстве в СССР 7 крупных предприятий и др.). Италия 1 августа 1975 г. подписала Заключительный акт Хельсинки.
Ответом на политику "левого центра" была активизация террористической деятельности ИСД, мафии. Усилилась коррупция в правящих кругах ХДП. В 1975 г. представители ИСП вышли из правительства. "Левый центр" распался. Суть кризиса левоцентризма: Италия без участия главной левой силы - ИКП не могла решать сложные социальные проблемы.
На выборах в июне 1976 г. ИКП получила 34,4% голосов, почти столько, сколько ХДП (35%). Лидер ХДП А. Моро выдвинул идею "третьего варианта" (т.е. после центризма и левоцентризма), которая предполагала участие ИКП в управлении страной. В ИКП высказывалась идея "исторического компромисса" (поиск союзников в левом крыле ХДП).
В июне 1977 г. подписано соглашение 6 партий. Представители ИКП в правительство не вошли, но поддерживали его.
Политика разрешения политического кризиса была сорвана провокацией левацких организаций - "красных бригад": похищением 16 марта 1978 г. А. Моро и его убийством 5 мая 1978 г..
Возник правительственный кризис. Правительство ушло в отставку. ИКП перешла в оппозицию. Последующие многочисленные правительства формировались на основе коалиций 5 партий, без участия ИКП.
Конец 70-х - начало 80-х гг. ознаменовались углублением политического кризиса, волной терроризма (похищение судейских чиновников, убийство генерала карабинеров, взрыв на вокзале в Болонье, дело масонской ложи П-2), бездействием правительства во время землетрясения 1980 г.
Во внешней политике - ориентация на НАТО, поддержка курса на размещение в Италии "евроракет", но сохранение экономических отношений с СССР.

4. Социально-экономическое развитие Италии в 80-90-х гг.. Нарастание конституционного кризиса.

ХДП утратила монополию на формирование правительства. В 1981 г. право формирования правительства было поручено лидеру республиканцев Э. Спадолини, в 1983 г. - социалисту Б. Кракси.
В 80-е гг. укрепляются позиции крупного бизнеса (кланы Аньелли, де Бенедитти и др.). Хребтом экономики остаются средние и мелкие фирмы. Происходит модернизация экономики на базе технологической перестройки. Это вызвало социальные перемены. В старом индустриальном треугольнике Милан-Турин-Генуя, где был сосредоточен промышленный пролетариат, ныне его - менее 40%. На каждого занятого в промышленности приходятся 2 человека в сфере услуг. Распространены "черная занятость" и "двоеработники". Сохраняется проблема Юга. Объединение промышленников "Кондиндустрия" выдвинуло лозунг "Меньше государства, меньше промышленности, меньше профсоюзов!". Правительства стали тормозить развертывание социальных программ.
Отношения с Ватиканом развивались на основе конкордата 1984 г.
В области внешней политики правительство поддержало курс США на обострение отношений с СССР, программу СОИ. Позже была поддержана "перестройка" М.С. Горбачева, с советским руководством подписан ряд документов.
В 80-х - начале 90-х гг. снизилось политическое влияние традиционных партий. ИКП в 1991 г. самораспустилась и на базе ИКП образовалась ДПЛС и Партия коммунистического преобразования. В 1992 г. ушел в отставку президент Ф. Коссига. Парламентские выборы 1992 г. показали упадок главных политических партий, в том числе ХДП и ИСП.

5. Перестройка партийно-политической системы в 90-е гг. Внешняя политика Италии на современном этапе.

В феврале 1992 г. в стране развернулась компания "Чистые руки", выявившая массовые факты коррупции в высших эшелонах власти и руководстве основных партий. 20 тысяч человек попали в следственные списки. С февраля 1992 г., за 2 года, было арестовано по обвинению во взяточничестве 2600 человек (в том числе бывшие премьер-министры Дж. Андреотти, Б. Кракси, депутаты парламента). Судебный процесс о связях высших эшелонов власти с мафией потряс общество. Началось крушение партийно-политической системы, созданной на волне Сопротивления. В 1993 г. на базе ХДП была создана Итальянская народная партия. ИСП самораспустилась. Парламентские выборы в марте 1994 г. выявили крах прежней партийной системы. Вверх одержали новые и неизвестные группировки: "Вперед, Италия!" (С. Берлускони), "Лига Севера" (У. Босси), "Национальный альянс" - объединение неофашистов и правых националистов. Эти партии создали блок "Полюс свободы". Левые партии создали Альянс прогрессивных сил.
Правительство сформировал С. Берлускони на основе коалиции с "Лигой Севера" и "Национальным альянсом". Правительство просуществовало лишь до конца 1994 г. У. Босси порвал с премьер-министром, а сам Берлускони, заявлявший о борьбе с коррупцией, оказался изобличенным в нарушении налоговых правил и подал в отставку.
Новое, 53-е правительство Италии было создано на непартийной основе (глава - независимый кандидат Ла Дини). Оно состояло из "министров-техников" и намеривалось осуществлять левоцентристскую программу.
С 1996 г. у власти находилась левоцентристская коалиция - блок "Оливковое дерево" и Партия коммунистического преобразования. В блоке, однако, происходили разногласия по вопросам бюджета, связанные с попыткой изменить систему социального обеспечения. Арест главарей ряда мафиозных группировок вызвал поддержку общества.
Усилилось движение сепаратистов У. Босси за создание на Севере "Республики Падания". Правительство Р. Проди не смогло преодолеть внутренние разногласия и потеряв парламентское большинство, ушло в отставку (1998 г.).
Премьер-министром стал М. Д"Алема (ДПЛС). В Италии начался эксперимент большой коалиции, где участвуют социал-демократы и консервативные христианские демократы, которые должны уравновешивать друг друга и действовать на основе совместной программы. Д"Алема предложил сократить безработицу, державшуюся на уровне 12%. Чтобы обеспечить поддержку со стороны ПКП, премьер-министр обещал ввести 35-часовую рабочую неделю, а бывшим христианским демократам - финансирование частных католических школ.
16 апреля 2000 г. на частичных административных выборах в 8 областях, в том числе во всех северных, победили правые силы. Сказались рост преступности в крупных городах, боязнь наплыва иммигрантов: большинство обещаний левых оказалось на бумаге: на общественное мнение перестал действовать эффект операции "Чистые руки": католическая церковь открыто поддержала правых. М. Д"Алема вручил президенту Адзамо Чампи прошение об отставке после 18 месяцев правления. Переходное правительство было поручено возглавить министру казначейства, бюджета и экономического планирования Джулиано Амато (бывшему социалисту).
В мае 2001г. на перламентских выборах одержала победу правоцентристская коалиция во главе с С.Берлускони.
Во внешней политике лидеры Италии поддержали трансформацию Европейского сообщества. Италия подписала Маастрихтский договор. В ходе визита Б. Н. Ельцина в Италию был поставлен вопрос об установлении дипломатических отношений России с этой страной. Италия выделила России кредит для закупки продовольствия.
Встречи нового президента РФ В.В. Путина с лидерами Италии, с римским папой Иоанном Павлом II в июне 2000 г. способствовали развитию итало-российских отношений и отношений между Москвой и Ватиканом.