План урока на тему полушарии большого мозга. Конспект урока по биологии на тему "Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий" (8 класс). Зрение и ассиметрия

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием головного мозга. А также с некоторыми заболеваниями головного мозга.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Головной мозг: строение и функции

Общие сведения о головном мозге.

Мозг человека полностью до сих пор не изучен. Головной мозг расположен в черепной коробке человека и занимает примерно 80% ее объема.

Рис. 1.

Он, как и спинной мозг, защищен 3 оболочками, между которыми находится жидкость. Внутри головного мозга есть несколько полостей - желудочков. От него отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, иннервирующих разные отделы нашего тела.

Рис. 2.

Масса мозга мужчины несколько больше массы мозга женщины. Это связано с тем, что вес мужчины больше, чем вес женщины, а масса головного мозга составляет 2% от всей массы тела. Но при этом 25% всей энергии нашего организма потребляется именно мозгом.

Зависимости между размером мозга и умственным развитием нет.

Рис. 3.

Ныне самый легкий мозг в мире, у абсолютно здорового человека, весит 1,1 кг, а самый тяжелый - 2,85 кг, у человека больного идиотией.

Умственное развитие зависит от того, какое количество связей создает головной мозг.

Головной мозг состоит из 5 отделов.

Продолговатый мозг - это продолжение спинного мозга и у них много общего в строении и функциях. Но серое вещество сосредоточено в виде ядер, так что характерная для спинного мозга структура в виде бабочки здесь нарушается. Он выполняет проводниковую функцию и отвечает за большое количество рефлексов (чихание, кашель). В продолговатом мозге расположены центры пищеварения, дыхания. Глотание является рефлексом, который осуществляется при попадании предмета на корень языка. Поэтому маленьким детям нельзя давать мелкие предметы, так как они могут их проглотить.

Мост . В первую очередь, обеспечивает проводниковую функцию.

Средний мозг . Там выделяют скопление ядер - бугры четверохолмия. Они отвечают за первичную обработку зрительной и слуховой информации. Средний мозг отвечает за, так называемое, скрытое зрение, когда человек видит предмет, но не обращает на него внимания. Также там расположены центры ориентировочного рефлекса (человек поворачивается к источнику резко возникшего шума).

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Под гипоталамусом находится железа внутренней секреции - гипофиз. В гипоталамусе формируется пищевое, питьевое поведение. Он регулирует сон и бодрствование и поддерживает постоянство внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 230, задания и вопрос 1,2,4,5. с 234, задания и вопрос 1,2,3.

2. Какие функции лобной доли КБП?

3. Опишете строение и функции мозжечка.

4. Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого) , соединённых мозолистым телом . Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга .

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое - за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Серое вещество образует кору головного мозга .

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Кора больших полушарий головного мозга - это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около 2000-2500 см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную . Между бороздами расположены складки коры полушарий - извилины .

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли , отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной , именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны :
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.


Кора больших полушарий головного мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,34,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их. Нейроны коры больших полушарий головного мозга Строение коры больших полушарий головного мозга.


У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна мм². Кора образует выступающие валики – извилины и углубления между ними – борозды. На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами 2/3 всей площади коры. Строение коры больших полушарий головного мозга.




1. Ассоциативная двигательная зона. 2. Первичная двигательная зона. 3. Первичная соматосенсорная зона. 4. Теменная доля больших полушарий. 5. Ассоциативная соматосенсорная зона. 6. Ассоциативная зрительная зона. 7. Затылочная доля больших полушарий. 8. Первичная зрительная зона. 9. Ассоциативная слуховая зона. 10. Первичная слуховая зона. 11. Височная доля больших полушарий. 12. Обонятельная кора. 13. Вкусовая кора. 14. Предлобная ассоциативная зона. 15. Лобная доля больших полушарий. Функциональные зоны коры больших полушарий


1. Затылочные доли – зрительное восприятие 2. Теменные доли – тактильная чувствительность 3. Височные доли – слуховые зоны (восприятие звуковых сигналов) Лобные доли - программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. Доли коры больших полушарий. Их функции.


Обозначения: 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи. Функциональные зоны коры больших полушарий








1. Где располагается кора больших полушарий? 2. Как называются складки коры больших полушарий? 3. Какой цифрой указана теменная доля? 4. За что отвечают лобные доли? 5. В каких долях коры располагаются слуховые центры? 6. Какие центры располагаются в затылочных долях? Проверьте себя


Ответы на вопросы 1. Кора больших полушарий располагается на их поверхности (по периферии) 2. Складки коры называют извилинами. 3. Теменная доля указана цифрой Лобные доли отвечают за программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. 5. Слуховые центры располагаются в височных долях коры больших полушарий. В затылочных долях располагаются зрительные зоны.

Использован УМК «Биология. Человек», 8 класс, ПасечникВ.В.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон полушарий.

Развивающая: формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.

Воспитательная: воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
– формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

Оборудование: Разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека», «Спинной мозг человека»; портреты отечественных ученых И.П.Павлова и И.М. Сеченова; видеоматериал по теме; презентация; видеопроектор; раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. (дифференциация)

а) (Работа в рабочей тетради №34)

1-продолговатый мозг

2-мост

3-средний мозг

4-промежуточный мозг

5-мозжечок

6-полушария большого мозга

(по таблице)

Б) Индивидуальные карточки с тестами

    Спинной мозг – это часть:

а) ЦНС;

Б) периферической Н.С;

2. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие:

А) 31 нерв;

Б) 31 пара нервов;

3. Рефлекс – это:

А) ответная реакция организма;

Б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы;

В) ответная реакция организма на воздействие внешней среды;

4. Из чего состоит белое вещество мозга:

А) из отростков нервных клеток;

Б) из тел нервных клеток и их отростков;

5. Головной мозг человека состоит из:

А) ствола и полушарий большого мозга;

Б) мозжечка и полушарий большого мозга;

В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

Самопроверка

В) Карточки с заданиями из УМК.

Самопроверка

Г) Фронтальная беседа.

1. Каково значение нервной системы?

(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека(мышления, речи и сложных форм социального поведения).

2. Как можно разделить н.с. по топографическому признаку?

(ЦНС и периферическую н.с.

ЦНС = г.м. + с.м.

Периферическая = нервы + нервные узлы + нервные окончания)

3.Как разделить н.с. по функциональному признаку?

(Соматическую и вегетативную)

4. Каково строение нейрона?

(Тело + отростки – аксон и дендрит)

5. Чем представлено серое и белое в - во н.с.?

(серое = скопление тел нейронов, белое = отростки нейронов)

6. Как классифицируются нейроны согласно выполняемым им функциям?

(чувствительные, вставочные, двигательные)

7. Рефлекс – это?

8. Какие бывают рефлексы?

9. Где расположен головной мозг?

(в полости черепа)

10. Из каких отделов состоит головной мозг?

(Г.М = ствол + мозжечок + полушария большого мозга)

11. Какие части входят в состав ствола головного мозга?

(Ствол = продолговатый мозг + мост + промежуточный мозг)

12. Каковы функции продолговатого мозга?

(Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс кашля, чихания, слезоотделения и т.д.)

13. Как устроен мозжечок?

(Состоит из полушарий и соединяющего их червя, поверхность имеет борозды и извилины – это кора мозжечка)

14. Какие функции выполняет мозжечок?

(принимает участие в координации движения, обеспечивает равновесие тела)

15. Каковы функции моста?

(проводит импульс в кору г.м., к мозжечку, продолговатому, с.м.)

16. Назовите функции среднего мозга.

(обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света)

17.Какие функции выполняет промежуточный мозг?

(Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств, отвечает за чувство жажды и голода, постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной н.с.)

5-8мин

Изучение нового материала.

Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных.

Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(рис стр. 66-67 в учебнике)

Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь - 220000мм2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).

Крупные борозды делят полушария на доли - их 4:

Лобная, височная, теменная, затылочная.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны

В 1836 году Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 году Поль Брока, знаменитый француский антрополог и патологоанатом, представил описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а так же понимать все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий у двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией. При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, Брока обнаружил поражение одной и той же области левого полушария – заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе. «Бюллетеня Антропологического общества» за 1865 г., заявил: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении верхнее – заднего участка левой височной доле, названной зоной Вернике.

Среди учеников нашей школы много правшей и левшей.

В семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников. (Министерство здравоохранения, 23 июня 1985г).

Правши

95% - говорят левым полушарием

5% - правым

Левши

По данным российских ученых:

65% - говорят правым полушарие, 35% - левым

По данным ученых США:

70% - говорят левым, 15% - обоими, 15% - правым полушарием

Предположительно причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными:

Чрезмерными волнениями во время беременности;

Простудными заболеваниями;

Отравлением недоброкачественной пищей (А. П. Чуприков).

Великие левши:

Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов.

В нашей стране левшей около 6 – 8 миллионов. Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина леворукости: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации).

Название полушарий

Их функции

Левое полушарие

    устная и письменная речь;

    Анализ информации;

    Обобщение, принятие решений

Правое полушарие

    образное мышление;

    Музыкальное и художественное творчество;

    Восприятие музыки;

Левша: тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, активно им пользуется, ему присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правша: тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниями. 8-10 мин

Зрение и ассиметрия

Опыт с яблоком. Демонстрируется яблоко и предлагается детям описать его различными прилагательными.

Учащиеся называют прилагательные и распределяют их в группы

Левополушарные Правополушарные

Круглое яркое

Объемное красное

Аппетитное

Вкусное и т.д.

Слух и ассиметрия

Видеоролик – 4мин

Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария?

(правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов - звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова).

(левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию)

Проведение теста на выяснение право-и левополушарности учащихся

(Киселев А.М., Бакушев А.Б. Узнай свой характер)

Тест основан на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни.

    Ведущая рука. Переплести пальцы рук. Если сверху оказывается большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Поза Наполеона. Переплести руки на груди. Если наверху левая рука – вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.

    Ведущий глаз. Правый ведущий глаз говорит о настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом.

    Аплодирование. Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАИЙ

Лабораторная работа «Объем внимания».

Цель работы: определить объем внимания учащегося.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш.

Ход работы

    Приготовить таблицу чисел. Для этого лист бумаги расчертить на 36 квадратов и в каждом из них записать числа от 101 до 136 в произвольной последовательности.

    Учащимся, работающим в паре, поменяться подготовленныит таблицами.

    На время найти числа в порядке возрастания – 101,102,103 т.д. Каждое число зачеркнуть карандашом. Работу начинать по команде учащегося, выполняющего роль экспериментатора.

    Определить объем внимания по формуле – В = 648: t , где В объем внимания, t – время, за которое были найдены числа в порядке возрастания от 101до 136.

    Сравнить полученные данные с таблицей «Показатель внимания»:

    Сделать выводы.

Устный опрос по пройденному материалу:

    Назовите доли полушария большого мозга.

    Назовите функции основных зон полушарий большого мозга.

    Одинаковы ли функции, выполняемые правым и левым полушариями.

Д/З

Изучить текст на стр. 66-69. Желающим подготовить сообщение по материалу учебника на стр. 68-69 «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М.Сеченова».

Эйнштейн и Ломоносов – кто был правополушарным, а кто левополушарным?

Несмотря на то, что Альберт Эйнштейн был великим физиком, всем известна его увлеченность скрипкой, а известный физик, химик, математик Михайло Ломоносов был и поэтом.

Поэтому полную картину мира нам могут дать только оба полушария в непрерывной связи друг с другом.

М.М.Сперанский пишет в книге «Правила высшего красноречия» 1795г: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает и уничтожает».


Подведение итогов, оценивание.

Конспект урока «Этот левый, правый мозг…»

(асимметрия полушарий головного мозга)

    juliana _ mur @ mail . ru )

    Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №117 г. Волгограда (МОУ СОШ №117)

    Предмет: Биология, урок-исследование

    Тема: Асимметрия полушарий головного мозга

    Продолжительность: 40 минут

    Класс: 8

    Технологии: урок с использованием презентации в программе PowerPoint

    Актуальность

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения имеет одну из сторон проявления: значимость изучаемого материала, его смысловая ценность для обучающегося в его повседневной жизни. Курс «Анатомии, физиологии и гигиены человека» особенно благоприятен для вопроса самопознания, личных открытий, преломления теоретических знаний предмета через призму индивидуальных

    Степень новизны основной цели

Урок-исследование (самопознание) имеет большой обучающий потенциал. Уход от абстрактного среднестатистического человека. Изучение самого себя – дело всегда интересное. Мотивация обучающегося переходит с внешней во внутреннюю: все, что делается на уроке важно именно для меня. Кроме того, сохраняется практико-ориентированных характер курса, развиваются навыки исследовательской деятельности.

    Результаты применения:

    систематическое применение активных форм обучения позволит сделать мотивацию к предмету более стойкой («Ученик без желания учиться, как птица без крыльев»)

    у обучающихся постепенно сформируется метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе.

    повысится процент участия школьников в предметных олимпиадах по биологии разного уровня, в конкурсах исследовательских работ.

    повысится уровень внеаудиторной занятости учащихся по предмету и качество проводимых занятий (кружки и факультативы по предмету)

    активнее будет осуществляться формирование учебно-познавательных, информационных компетенций школьников, их личностное совершенствование.

    Подробный конспект урока

Цели урока :

    образовательный аспект:

    • сформировать у учащихся представление об асимметрии полушарий головного мозга;

      установить взаимосвязь асимметрии мозга с конкретным восприятием окружающего мира;

      закрепить знания о строении коры полушарий мозга.

    развивающий аспект:

    • продолжать развивать умение проводить исследовательскую работу, объяснять результаты эксперимента, делать выводы;

      научить вести учётные записи проводимого исследования;

      совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом, умение использовать его своевременно и по назначению.

    воспитательный аспект:

    • создать условия для воспитания и развития рефлексивных качеств личности (самопознание, самовыражение, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);

      воспитывать культуру общения (взаимоуважение и принятие мнений другого) и культуру речи, эстетические взгляды и вкусы.

1. Организационный момент, приветствие.

2. Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, вы каждый день приходите в школу, садитесь за парту и начинаете учиться. А вы замечали как вы учитесь? Я не про оценки! Например, учитель объясняя материал записывает его на доске и чертит схему. А теперь та же информация, но в рисунке. Или в тексте. Расскажите мне о себе! Поднимите руки те, кому легче запомнить схему? материал в рисунке? или текст ?

А кому легче устно рассказать материал, чем его писать ? Поднимите руки! А теперь те, кто говорят: « Рассказать! Нет. Можно я напишу!»

И последнее. Вот доска – тёмная и на светлый мел . Скажите, кому нравиться такое сочетание? А кому приятнее такая цветовая гамма – светлая доска и тёмный маркер?

Отвечая сейчас на мои вопросы, вы не только рассказывали о себе, но познавали себя! Исследование себя, САМОПОЗНАНИЕ и станет целью нашего урока! Давайте продолжать этот интересный путь познания себя!

3. Изучение нового материала.

Ребята, вероятно по тем материалам урока, по оборудованию нашей аудитории вы догадались строение какого органа поможет нам познать себя ? (головной мозг) И тему урока я назвала для вас «Этот левый, правый мозг…» (демонстрация слайдов 1,2)

А знаете с чего мы с вами начнем? С того, как возникла проблема полушарности?

Ещё в 19 веке возникло представление о том, что левое и правое полушария по разному получают, хранят и перерабатывают информацию от органов чувств. Но было мало экспериментальных доказательств.

И вот в 1865 г (141 год назад) французский анатом Поль Брока вскрывает череп умершего больного, который мог писать, читать, но не мог произнести ни слова. Язык его не слушался! В лобной доле левого полушария врач обнаружил поражение нервной ткани, которое привело к нарушению речи. Если такие поражения будут в правом полушарии, речь не нарушиться. И Поль Брока заявляет на весь мир: «Мы говорим левым полушарием!» (демонстрация слайда 3)

Это открытие положило начало многочисленным экспериментам. И в 1981г американскому учёному Роджер Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытия специальных функций полушарий мозга. И в биологии появляется новое понятие АСИММЕТРИЯ. (демонстрация слайдов 4)

Понятие СИММЕТРИИ для вас знакомо из курса математики, биологии. Давайте вспомним, что оно означает. (демонстрация слайда 5)

В слове АСИММЕТРИЯ А означает отсутствие одинаковости, преобладание одной части над другой. Так что же называют АСИММЕТРИЕЙ ФУНКЦИЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА? /это распределение познавательных функций между полушариями мозга./ (демонстрация слайда 6)

Вопросы дальнейшей беседы:

    Сколько у человека полушарий? Какие?

    Они работают одинаково?

    А как? /одно сильнее, другое слабее/

Если у человека преобладает левое полушарие, то как его можно назвать? (соедините два слова левое и полушарие ) ЛЕВОПОЛУШАРНЫМ, а если правое? ПРАВОПОЛУШАРНЫМ! Значит, различают два типа людей: левополушарный тип и правополушарный.

Если мы стремимся к познанию себя, то не появился ли у вас вопрос: какое полушарие преобладает у меня? кто я в этом мире, какой? Д авайте искать ответы на эти вопросы!

Актуализация имеющихся знаний.

У вас уже есть знания о строении коры полушарий мозга, ведь именно она отвечает за то, как мы воспринимаем окружающий мир! Вспомним эти знания. (демонстрация слайда 7)

1 на коре есть углубления, которые называются борозды. На какие участки они делят кору? (доли)

2 назовите доли полушарий? (теменная, затылочная, височная, лобная)

Вспомнив строение коры полушарий мозга, мы начинаем самое интересное определять своё преобладающее полушарие!

Исследование мы будем проводить по 3 видам асимметрии:

    двигательной

    зрительной

    слуховой

Вы будите заполнять «Карту изучения видов асимметрии» (демонстрация слайда 8). Я вам буду предлагать пробы (их названия написаны в карте). Рядом с пробой вы будете ставить букву «П» , если делали что-то правой стороной тела (рукой, глазом и т. д.), а «Л» - если левой.

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ АСИММЕТРИИ

Название теста

Письмо

Аплодисменты

Поза Наполеона

Руки в «замке»

Поворот корпуса

Ведущая сторона тела (орган)

Вывод: преобладает полушарие

ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ

Пистолет ______________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

СЛУХОВАЯ АСИММЕТРИЯ

Тиканье часов __________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

Начинаем с изучения двигательной асимметрии

    Отметьте в карте какой рукой вы пишите при письме?

Ребята, если есть левша в классе, встаньте, пожалуйста.

    Вас переучивали работать справой рукой?

Наш мир праворукий – начиная от дверной ручки, заканчивая автомобилем – трудно вам в нем? Приспосабливаетесь? (демонстрация слайда 9)

Оказывается на планете 10й человек – левша. Среди них были и есть сегодня знаменитые личности. Юлий Цезарь и Наполеон, Леонардо Да Винчи (он писал справа на лево и его записи долгое время не могли прочитать, пока не поднесли изображение к зеркалу) и Микеланджело, который расписывал часовню в Сикстинской капелле двумя руками! Сегодня леворукость не дефект, а признак большого таланта! .

    Поаплодируйте так как вы это делаете на концерте или спектакле. Какой рукой вы сильнее стучите по другой? Отметьте в карте. Готовы?

    Примите позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука лежит сверху?

    Сцепите руки в замок. Помните как вы просите «Хоть бы я 5 по алгебре получил !» Большой палец какой руки лежит у вас сверху? отметьте результат в карте. Сделали?

    Мне кажется вы немного устали . Встаньте и выйдите из за парт, повернитесь ко мне спиной. Я произнесу громко слово «МОЗГ» и вы обернётесь ко мне, но не сходя с места.

Замрите и заметьте, какой стороной корпуса вы повернулись?

Это был тест на двигательную асимметрию. Запишите его результат!

А теперь подведём итог. Посчитайте, сколько раз вы проделали тесты правой стороной тела и сколько – левой?

Определим ваше ведущее полушарие двигательной асимметрии.

Двигательная зона располагается в лобной доле коры полушарий. Раздражение нейронов этой зоны вызывает движение мышц кисти рук, туловища. Нервные импульсы от правой части тела идут в двигательный центр правой части тела, а от левой – в правое полушарие. (демонстрация слайда 10)

Найдите на партах и возьмите себе такую же схему двигательной асимметрии. Ребята, схема действительно такая как на слайде? (нет направлений нервных путей. Нарисуйте их сами!

Делаем вывод: какое полушарие у вас преобладает . Если вы тесты больше выполняли правой стороной тела, то преобладает ЛЕВОЕ полушарие, и наоборот. Запишите вывод в карту.

Изучение ЗРИТЕЛЬНОЙ асимметрии.

Есть один, но верный способ определить ведущий глаз. Сделайте из двух рук пистолет, кончики пальцев – мушка (прицел). (демонстрация слайда 11) Выберите мишень. Прицельтесь! Зажмурьте то правый глаз, то левый. Тот глаз, при котором мушка смещается будет ведущим. Запишите это в карте.

Определим ведущее полушарие при зрительной асимметрии. Снова обращаю ваше внимание на экран!

Нервные импульсы, возникающие на сетчатке глаза, поступают по зрительному нерву в зрительную зону затылочной области. Вы видите, что зрительные пути (что делают?) пресекаются . (демонстрация слайда 12)

Найдите схемы зрительной асимметрии у себя на столах. Что нужно доделать на этих схемах? (дорисовать направления движения нервных путей)

А теперь сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту.

И последний вид асимметрии СЛУХОВАЯ.

Определим ведущее ухо. Представьте у вас на столах лежат часы. Послушайте их, но только не берите в руки!

Запишите в карте, каким ухом вы приложили часы, чтобы их послушать.

Снова определим преобладающее полушарие при этом виде асимметрии.

Возбуждение клеток улитки передаются по слуховым нервам в слуховую зону височной доли мозга. Причём большинство слуховых путей пересекаются.

Сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту. (демонстрация слайда 13)

Итак, мы закончили экспериментальную часть нашего исследования и приступаем к оценке результатов. Посмотрите, какое полушарие оказалось у вас ведущим из трёх видов асимметрий.

Поднимите руки «правополушарные», спасибо. А теперь «левополушарные».

Мы ставили с вами цель не просто определить преобладающее полушарие, но и узнать как это зависит на нашу способность воспринимать мир.

Перед вами характеристики правополушарного и левополушарного типов людей, выявленные наукой. Познакомьтесь с ними.

Находите ребята там себя? Помните, что наши выводы не абсолютны, то есть не на 100% правильные. Мы лишь приблизились к истине, раскрывая загадки самих себя.

4. Закрепление изученного материала.

А теперь нужно закрепить знания об особенностях лево- и правополушарного типа мышления. Ведь согласитесь, ценность любых знаний в их полезности!

Обратимся к искусству. Сначала к музыке (демонстрация слайда 14) - Произведения правополушарных композиторов отличаются лёгкостью, красочностью звуков, внутренним оптимизмом. Работы левополушарных композиторов масштабны, звуки инструментов сильные, музыка напориста.

Прослушайте отрывки из двух музыкальных произведений:

первое – 40-я симфония австрийского композитора В. Моцарта.

Второй взят из произведения испанского композитора М. Равеля.

По характеру музыки определите, кого из композиторов можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Моцарта или Ровеля?

А теперь посмотрим картины (демонстрация слайда 15)

Первая - знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Вторая – Пабло Пикассо « Девочка на шаре»

Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета.

Картины ПРАВОПОЛУШАРНЫХ художников отличаются свежестью палитры, большим числом световых решений, эмоциональностью, теплыми тонами.

Как вы дуете, глядя на эти произведения, кого из художников можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Ван Гога или Пикассо?

Ребята, наши полушария, как вы поняли, работают по разному, но только их не разрывная связь друг с другом даёт нам полную картину мира. Есть одно упражнение для одновременного включения обоих полушарий с тем, чтобы сделать себя гармоничной личностью. Я хочу вам его предложить.

Встаньте и выйдите из-за парты. Выпрямите спину. Поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. Опустите правую ногу. Поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе.

Итак, у кого сначала не получалось? (Это связно с большим развитием одного полушария. Но постепенно вы включаете в работу два полушария и тренируете к гармоничной работе)

    Заключение и подведение итогов урока

Вот и подходит к концу наш урок, для которого мы выбрали образ «урок-самопознание» .Интересно узнать, каким был для вас процесс самопознания.

Найдите на партах листы цветной бумаги, где прописано предложение без окончания «Самопознание для меня – это …» Возьмите фломастеры и допишите это предложение. 1-2 важных для вас слова. Например, я бы написала «… это важно». А что напишите ВЫ ? (демонстрация слайда 16, 17)

Посмотрите на доску! Вот какой была сегодня палитра нашего урока! Правополушарной! Творческой!

Желаю вам гармоничной совершенной работы обоих полушарий!

Список использованных источников

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» – М.: Мир, 1988 г.

    Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.. Левши. М. 1994.

    Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Линка – Пресс, М., 1998.

    Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.

    Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992.