Презентация по обществознанию на тему "Долг и совесть" (8 класс). Презентация по обществознанию на тему "Долг и совесть" (8 класс) «Долг – это уважение к праву другого»

Долг - это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием обще­ственного мнения и внутренних нравственных побуждений. Что такое долг?

Слайд 2: Что такое объективные обязанно­сти?

Объективные обязанности – обязанности, неза­висимые от нашего личного желания. Что такое объективные обязанно­сти?

Слайд 3: Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Общественный долг - это все объек­тивные обязанности, которые человеку необходимо в жиз­ни выполнять. Моральный долг – это выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Слайд 4: Моральный долг

Когда человек превращает требо­вания морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жиз­ни. Моральный долг – это моральная обязанность. Моральный долг

Слайд 5: Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - само­контроль человека, т. е. совесть. Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

Слайд 6: Что такое совесть?

Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный само­контроль и самооценка человека. Что такое совесть?

Слайд 7: Проверочный тест

Слайд 8

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем - как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Слайд 9

Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, вели­кодушным, милосердным, а в других - способен на неблаговид­ные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стре­мятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам ». Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе?

10

Слайд 10: Моральный выбор  это ответственность

11

Слайд 11: План урока

Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. План урока

12

Слайд 12: Проблемные вопросы

Какое поведение вызывает моральное одобрение и мораль­ное осуждение? Способен ли человек творить себя? Проблемные вопросы

13

Слайд 13: 1. Моральный выбор

«Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, ли­цемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои... Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе ». Итальянский мыслитель Н. Макиавелли 1. Моральный выбор

14

Слайд 14: 1. Моральный выбор

Это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. 1. Моральный выбор

15

Слайд 15: 1. Моральный выбор

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к поль­ской панночке. 1. Моральный выбор

16

Слайд 16: 1. Моральный выбор

Противоположный путь - путь самопожертвования избрал Данко - герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль ». Ценой своей жизни он спас людей. 1. Моральный выбор

17

Слайд 17: 1. Моральный выбор

Могли ли герои этих произведений поступить иначе? Почему человек в одном случае выбирает путь предатель­ства, а в другом - поступает честно, морально? 1. Моральный выбор

18

Слайд 18: 1. Моральный выбор

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ник кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю.Д. Левитанский) 1. Моральный выбор

19

Слайд 19: 2. Свобода - это ответственность

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумы­валась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащен­но биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно откры­то. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. 2. Свобода - это ответственность

20

Слайд 20: 2. Свобода - это ответственность

Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совер­шить осознанный выбор? 2. Свобода - это ответственность

21

Слайд 21: 2. Свобода - это ответственность

Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи? Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и пред­видеть их последствия. 2. Свобода - это ответственность

22

Слайд 22: 2. Свобода - это ответственность

Ответственность - способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а так­же их последствия. 2. Свобода - это ответственность

23

Слайд 23: 2. Свобода - это ответственность

Работая с п. 2 § 9 учебника, проследите взаимосвязь поня­тий « свобода » и « ответственность ». Приведите примеры. 2. Свобода - это ответственность

24

Слайд 24: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекру­шение. На корабле только одна спасательная шлюпка и восполь­зоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или мораль­ные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

25

Слайд 25: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Работая с п. 3 § 9 учебника Что может гаран­тировать выполнение моральных норм? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

26

Слайд 26: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы. Как надо оценивать человека - по словам или по его по­ступкам? Почему? Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра? Что для вас сложнее - суд собственной совести или пори­цание окружающих? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

27

Слайд 27: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Попробуем провести анализ различных ситуаций. Алгоритм анализа Определить проблему выбора. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность). Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант. Обосновать свое решение. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

28

Слайд 28: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

29

Слайд 29: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

30

Слайд 30: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учи­тель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

31

Слайд 31: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 4. Команда вашего класса выступает на туристиче­ском слете. Во время соревнований один из участников команды повредил ногу и не сможет продолжить дальнейшее участие в турнире. Физорг класса выбрал вас в качестве замены. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а вы очень боитесь высоты. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

32

Последний слайд презентации: Что такое долг?: Домашнее задание

§ 9. Объясните смысл высказываний: « Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязан­ность ». Французский писатель и философ А. Камю «Мораль начинается там, где кончаются разговоры ». А. Швейцер «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер, российский писатель Домашнее задание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обществознание 9 кл. ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Одной из основ духовного мира общества и человека является_____ (А). Она является ____(Б) и нормой оценки поведения людей в обществе. Она основана на _____(В). Она складывается из моральных норм и _____(Г).Они служат оценкой поступков, слов и ___(Д) людей. К аждый человек имеет моральную ___(Е), которая способствует выбору личного решения. 1. Мораль 7. Нормы 2. Намерения 8. Ответственность 3. Правила 9.Система ценностей 4. Свобода 5. Нравственность 6. Моральные ценности Заполните пропуски в тексте: 135624

общественный моральный Долг – независимая от желания самого человека обязанность необходимость выполнения обязанностей перед обществом, государством, народом, коллективом, семьёй и отдельным человеком. выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.

Контроль за исполнением долга

санкции - меры воздействия на человека со стороны общества или государства

социальные санкции

Совесть способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков;

Собери пословицу Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай

У высоконравственного человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите свое мнение, согласны ли вы?

§ 35, составить план по теме « Долг и совесть». Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....

Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"

В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Долг и совесть ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА. Жизнь, не освещенная чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены. С. Смайлс

Как появился долг? Искра Божья (дан от Бога) Врожденный закон (общественный инстинкт) Формируется по мере развития общества Проанализируйте учебник стр.45. Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.

Долг Моральный Общественный человек превращает требования морали в личную задачу, сам предъявляет к себе требования и следует им в жизни. все объективные обязанности, которые человеку в жизни необходимо выполнять.

Как мы можем охарактеризовать долг самаритянина? Ответ аргументируйте. Зависит ли исполнение долга от национальности, социального статуса? В каком значении мы сегодня употребляем словосочетание «добрый самаритянин»? Прочитайте притчу о добром самаритянине и ответьте на вопросы:

Назовите ваши обязанности: В учебе; На отдыхе; В семье; По отношению к друзьям.

Контроль исполнения долга:

Прочтите текст и заполните пропуски Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным ________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5). Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6). а) добро б) добродетель в) идеал г) ответственность д) зло е) принуждение ж) независимость

Виды санкций

Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составьте схему. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества. М. А. Савицкий Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь. Шопенгауэр Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Домашнее задание Параграф 6 – пересказ. Подберите примеры из художественной литературы, кинофильмов о долге и совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой, тема "Плод добрых трудов славен"

Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Презентация для 8 класса "Образование" раздел "Сфера духовной культуры"

Для актуализации знаний предложены задания из ГИА, на этапе освоения новых знаний применяются приемы технологии развития критического мышления: фишбоун и кластер. Предусмотрена работа с ФЗ "Об образов...

СЛАЙД 1 Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «долг»? Скорее всего, деньги, вещи, то, что необходимо вернуть.

СЛАЙД 2 Существует еще один смысл этого слова. Долг-это нравственное обязательство, вытекающее из требований морали. Воинский долг, родительский, долг гражданина - говорит уже совершенно о других обстоятельствах.

СЛАЙД 3 Долг связывает человека с обществом, другими людьми, тем самым он приобретает объективные обязанности и ответственность. Слово объективные – значит, независимые от нашего личного желания.

СЛАЙД 4 Наука предлагает различать в долге две стороны-долг общественный и долг моральный. Общественным долгом называют обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека – на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе. Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека.

СЛАЙД 5 Обратимся к примерам: в рассказе Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоя на посту, услышал, что в полынью попал человек и зовет на помощь. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. В конце концов солдат решился и вытащил тонувшего. Так бывает часто, подобный вид долга дается человеку с трудом – он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какой ему следует выполнить в первую очередь.

СЛАЙД 6 Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? Существует, и даже двойной: внешний - контроль общества (общественного мнения) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим.

СЛАЙД 7 ...Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных лагерей смерти.

СЛАЙД 8-9 Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

СЛАЙД 10-11 Януш Корчак - великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи.

СЛАЙД 12-13 На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

СЛАЙД 14 Внутри человека каждый его шаг проверяется совестью: человек сам анализирует свои обязанности, сам требует от себя их выполнения и дает оценку своим поступкам. А значит, совесть - это личное глубокое осознание своего долга и ответственности, т. е. внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

СЛАЙД 16 Запишите домашнее задание