Примеры (образцы) написания эссе. Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)

1. Влияние научно-технического прогресса на людей

2. Человек и наука. Научно-технический прогресс.

3. Быть или не быть?

4. Благородство (по Ю. Цетлину)

5. Польза образования (по А.Ф. Лосеву)

6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову)

7. Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по Л.П. Мозговому)

8. Моральные ценности (по Крюкову)

9. Искусство (по Г.И. Успенскому)

10. Судьба книги (книга или интернет?) (по С. Курию)

11. Может ли компьютер и Интернет вытеснить книги (по К. Журенкову)

12. Книга (по Етоеву)

13. О книге (по Д.Н. Мамину-Сибиряку)

14. О книге (по А. Адамовичу и Д. Гранину)

15. Книги в жизни человека

16. Значимость художественной литературы в жизни людей (по Вересаеву)

17. Отцы и дети (по М. Агееву)

19. О духовности (по Соловейчику)

20. Проблема духовности (по С. Соловейчику)

21. О языке (по Распутину)

22. Проблема сохранения исторической памяти русского языка

23. Канцелярит (по Н. Галь)

25. Проблема понимания красоты

26. Любовь к Родине (по Е. Воробьеву)

27. Родина. Связь с Родиной (по В. Пескову)

28. Проблема любви к Родине (по К. Бальмонту)

29. Родина (по В. Конецкому)

30. Облик земли. Сохранение (по В. Пескову)

31. Проблема взаимосвязи человека и природы (по В. Солоухину)

32. Проблема красоты природы (по В.А. Солоухину)

33. Проблема браконьерства (по В.П. Астафьеву)

34. Экология (Защита окружающей среды)

35. Экология (по Д.С. Лихачёву)

36. Преданность своему (по Э. Матониной)

37. Проблема преданности своему делу (по Сивоконю)

38. Семья. Ценности (по С. Капица)

39. Ответственность человека за жизни окружающих

40. Война

41. Проблема войны (по Л. Андрееву)

42. ВОВ

43. ВОВ. Память (по Е.З. Воробьёву)

44. Проблема исторической памяти (по И. Руденко)

45. Историческая память

46. Проблема храбрости (по Б. Житкову)

47. Чувство патриотизма (по В. Некрасову)

48. Честь и бесчестие

49. Проблема чести в современном мире (по Д. Гранину)

50. Честь (по Шеварову)

51. Проблема чести и совести (по С. Кудряшову)

52. Личности в истории

53. Фашизм (по И. Руденко)

54. Красота оружия (по Бондареву)

55. Счастье. Его достижение (по В. Розову)

56. Одиночество (по И. Ильину)

57. Любовь к человечеству (по К.И. Чуковскому)

58. Наследственность и самоформирование

59. Нравственность. Нравственные качества

60. Вред телевидения (по В. Солоухину)

61. Проблема истинных и ложных ценностей

62. Проблема истинной дружбы (по Д.С. Лихачёву)

63. Проблема неравенства в обществе

64. Проблема соотношения внутренней и внешней красоты (по Сент-Экзюпери)

65. Проблема сострадания (по Д. Гранину)

66. Сострадание, чуткость и милосердие

67. Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б. Васильеву)

68. Черствое и бездушное отношение к человеку

69. Проблема безобразного и прекрасного в жизни (по В. Солоухину)

70. Проблема благодарности (по И. Ильину)

1.Влияние научно-технического прогресса на людей

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В. Солоухин.

По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны

и самолеты? Кроме того, мы, люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.

Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение М.Ю. Лермонтова "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса. Мцыри начинает схватку со зверем и, благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена М.Ю. Ломоносова.

Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным

и приспособленным к жизни становится человек…

2.Человек и наука. Научно-технический прогресс.

Уже давно промчался ураганом по земле научно-технический прогресс, и с каждым днем в мире появляются все новые и новые изобретения, способные облегчить жизнь человечеству. Но так ли это хорошо? Попробуем посмотреть на это с нескольких сторон…

Во многих проблемах поставленных автором статьи я с ним согласна. Но, как мне кажется, научный прогресс не всегда благо. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом.… Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся?

Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, осознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Примером этому может служить произведение М. Булгакова «Собачье сердце». Ученым движет жажда познания, стремления изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями. Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей.

Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза.…Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на земле. Примеры этому можно отыскать даже в древней мифологии. Есть легенда о ящике Пандоры. В нем говорится о том, как одно необдуманное действие, человеческое любопытство может привести к гибельному финалу.

3.Быть или не быть?

Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?

В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов: "Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень

важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.

Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превозмогая боль.

Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои приобретают спокойствие и уверенность.

Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.

Закончить сочинение хотелось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется" Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.

4.Благородство (по Ю. Цетлину)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста.

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.

Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.

Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.

Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Героине романа пришлось выйти замуж не по любви, но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романеэпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.

Несмотря на то, что благородных людей становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.

5.Польза образования (по А.Ф. Лосеву)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности, которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.

В статье А. Ф. Лосева, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку.

В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого.

В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию

в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.

Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.

Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика – И. С. Тургенева. Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.

Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей.

6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову)

Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…

Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.

Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками.

Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».

Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».

К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.

Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.

7.Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по Л.П. Мозговому)

Почему необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Возможно, именно поэтому Мозговой обращается к проблеме воспитания истинных мастеров искусства.

Эта проблема очень остро поставлена в современном обществе. Ведь искусство всегда играло одну из самых главных ролей в нашем мире. Многие люди, окончив школу, стремятся посвятить свою жизнь искусству. Все больше и больше учебных заведений, готовящих актеров, музыкантов, певцов, художников, появляется с каждым годом. Однако некоторые считают, что полгода достаточно, чтобы стать лучшим в профессии, связанной с исполнительным искусством. Другие же уверены, что истинный талант приходит спустя время и чтобы появился талантливый певец, музыкант или актер, необходимо затратить немало усилий. Именно к ним относится автор текста.

Леонид Павлович Мозговой, рассматривая проблему воспитания истинных мастеров исполнительского искусства, приходит к выводу, что только по-настоящему талантливые актеры, певцы и музыканты, достигающие высот исполнительного искусства ценой неимоверного труда и терпения, годами шлифующие своё мастерство, способны донести до разума и сердца зрителя драгоценные слова и музыку великих мастеров.

Я точку зрения автора полностью разделяю. Действительно, как можно научиться быть лучшим в своем деле всего за полгода? Особенно, если это касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который достигается большими усилиями. И за полгода научиться петь, играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку невозможно. Ведь основное назначение искусства - это сеять «доброе, разумное и вечное». А научиться этому за короткий промежуток времени нельзя. А тот, кто пытается уверить в обратном, просто недостоин называться истинным мастером исполнительского искусства.

К проблеме важности серьезного воспитания деятелей искусства обращались многие русские и зарубежные писатели. Мне вспоминается Гоголь и его «Портрет». Один из главных героев так стремился познать суть искусства, что посвятил этому почти всю жизнь. В конце своей жизни он написал подлинный шедевр, хотя его путь и не отличался подлинной славой. А известный художник Рафаэль, учился искусству всю жизнь, даже когда стал уже знаменитым. И сейчас мы не перестаем восхищаться его работами!

Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. Необходимо прикладывать много усилий, чтобы стать истинным служителем искусству и восхищать окружающих своими шедеврами. Иначе, ничего хорошего просто не получится.

8.Моральные ценности (по Крюкову)

Верно ли человек оценивает свои способности? К чему может привести ложно понятое, раздутое чувство собственного достоинства? Какова истинная цена человека?

По мнению автора, каждый человек должен занимать соответствующее своим возможностям место, иначе его деятельность будет приносить только вред. Крюков считает что надо так уметь утверждать своё «я», чтобы не вызывать осуждения окружающих. На примере самолюбивого фараона автор акцентирует наше внимание на том, что всё тайное всегда становится явным – истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается.

Каждый человек ищет своё место в жизни. То, как делает это Николка из романа Булгакова «Белая гвардия» - его поступки, моральные ценности, которых он придерживается – всё это пример пути к намеченной цели благородного человека. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - полагал Николка. Не важно то, чего именно добился в жизни этот человек, главное то, что он шел вперед, оставаясь человеком чести.

Но, к сожалению, не все люди идут к намеченной цели путем праведным. Примером жизненного пути, строившемся исключительно на лжи, жестокости и злодеяниях является путь к власти Лаврентия Берия. Всех людей этот человек считал ниже себя, пытался принизить их в любом удобном случае. Для Берия в жизни важно было выиграть во что бы то ни стало, любыми способами, любой ценой, даже нечестно.

Если мы хотим чего-то добиться в жизни и при этом не потерять уважение окружающих нас людей, мы должны верно оценивать свои способности, быть честными и совестливыми…

9. Искусство (по Г.И. Успенскому)

Какое влияние оказывает истинное искусство на человека? Способно ли оно нравственно его преобразить? Над этими вопросами нас заставляет задуматься автор текста.

Г.И. Успенский в данном тексте размышляет о роли искусства. Он рассказывает о том, как случайно зашёл в Лувр, увидел статую Венеры Милосской. Он долго, как завороженный, смотрел на неё, ощущая в себе неподдельную радость. Что-то необычное происходило с ним в тот момент. После этой встречи Г.Успенский сильно изменился.

В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» главный герой Юра Азагаров своей блистательной игрой на фортепиано заинтересовал А.Г. Рубинштейна. В конце этого рассказа читатель понимает, что у Юры в жизни всё складывается хорошо благодаря любви к искусству.

Теме искусства посвящено одно из стихотворений Анны Ахматовой «Уединение». По мнению поэтессы, любовь к прекрасному может исцелить человека, вывести его из круга обступивших интересов и страстей, подавленности и уныния. И привести к прекрасной мудрой жизни.

…Так много камней брошено в меня,- Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою, среди высоких башен…

Прочитав статью, я поняла, как велика роль искусства, которое способно сделать наш мир добрее и лучше. Ведь, как сказал великий Ф. Достоевский, «Красота спасёт мир».

10. Судьба книги (книга или интернет?) (по С. Курию)

Книга или Интернет? Что выбирает современное общество? В чем преимущество библиотечной информации перед компьютерной? Какова судьба книги? Об этом размышляет С. Курий в своей статье.

С. Курий в данном тексте поднимает проблему будущего книги. Данная проблема, поставленная С. Курием очень актуальна в современном обществе. Телевидение, компьютер, Интернет, конечно, во многом облегчают работу, в них есть свои достоинства. Но только книга способна пробудить в читателе настоящие чувства.

Факты, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, говорят в пользу авторской позиции. Давайте вспомним, как в детстве мама читала на ночь сказку. В эту пору мы начинаем знакомиться с книгой. Благодаря ей мы можем перенестись в неизведанные места, познакомиться с удивительными персонажами, совершить подвиг. Какие чувства посещали нас? Только светлые, радостные, беззаботные. На это способна только книга.

Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Таким образом, в наше время компьютер делает жизнь человека более комфортной и удобной, но книга всегда будет оставаться «бескорыстным и верным другом».

11. Может ли компьютер и Интернет вытеснить книги (по К. Журенкову)

«Компьютер» и «Интернет» - это два понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь, они стали ее неотъемлемой частью, без которой сейчас уже практически невозможно представить существование человека.

Именно проблему вытеснения книги компьютером и Интернетом затрагивает автор исходного текста. К. Журенков рассуждает о плюсах и минусах Интернета, утверждая его необходимость в качестве справочного средства. Несомненным его преимуществом автор считает электронную почту, которая активно возрождает эпистолярный жанр. Кроме того, Журенков уверен, что Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации и сочинительству, но не более того.

Автор не без оснований считает, что книга, несмотря ни на что, продолжит существовать, так как имеет несомненные преимущества: во-первых, бумага долговечнее, во-вторых, она не требует источника питания, в-третьих, ее не «съедят» вирусы и не сотрет невнимательный пользователь, в-четвертых, книга не может зависнуть на самом интересном месте.

Продолжая размышлять над затронутой проблемой, я хотела бы привести другие аргументы в пользу книг. Помимо рассмотренной выше возможности через страницы соприкоснуться с героями и автором произведения, есть еще один аспект, ратующий за бумажные носители: перелистывая страницы и глядя на них, мы запечатлеваем в памяти не только текст, но и образы, рождающиеся в нашем воображении в связи с каждым новым листом. Монитор не дает возможности вручную перевернуть страницу, а, следовательно, исчезает и осязаемая образность, настолько важная для запоминания и понимания художественного произведения.

Совершенно невозможно не сказать и о большей утомляемости глаз, вызываемой даже самым современным экраном, что, помимо вреда здоровью, также снижает уровень восприятия информации из компьютера и Интернета.

В заключение хотелось бы процитировать автора исходного текста, который, на мой взгляд, использует поистине гениальное сравнение, выражающее одновременно суть настоящей проблемы и ее решение: « Одно дело - законченная и закрепленная на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое - джаз как не загнанная в рамки импровизация».

12.Книга (по Етоеву)

Книга…Что это для вас? Хороший советчик или обычная бумага в переплете? Для некоторых – это мир. И даже жизнь.

Каково значение же значение книги в судьбе человека? Как первые книги могут повлиять а дальнейший жизненный путь? Над этими актуальными вопросами размышляет Етоев в своем тексте.

В мировой и русской литературе множество примеров, в которых найдется отражение данной в тексте проблемы - “Золотая роза” Паустовского, “Детство” Горького, “Джейн Эйр” Бронте, статьи Аракчеева, Астафьева, Гениса… Этот ряд можно долго продолжать. Но стоит уделить особое внимание одному из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева: публицист рассказывает, как он с семьей любил читать Лескова и Мамина-Сибиряка, и что книги именно этих авторов повлияли на его дальнейшее творчество.

Кроме того, можно сказать, что одна книга может повлиять на ход истории. Например, Адольф Гитлер рос в религиозной, верующей семье, но после прочтения книги “Как говорил Заратустра” Ницше он изменил свое отношение к миру в сторону нацизма и фашизма.

Таким образом, книга – это наш учитель, наставник, наша путеводная звезда, с которой мы идём по жизни. Как раз от того, какую книгу мы выберем настольной, зависит наши принципы и убеждения. Именно поэтому она играет важную роль в нашей жизни.

13.О книге (по Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Книга - "спутник" нашей жизни. Она с детских лет отвечала на самые главные вопросы: "Что такое "хорошо", а что такое "плохо"? Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему значимости и необходимости книги в жизни каждого человека.

Данная проблема, безусловна, актуальна и имеет место быть. Мамин -Сибиряк доказывает это, повествуя нам о том, как книга является лучиком солнце среди пасмурного неба, когда отвечает на самые каверзные вопросы.

Д.Н. Мамин-Сибиряк - публицист и философ. Он с трепетом говорит, что "...каждая датская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу..." Автор обращает внимание читателя на неведомые силы книги, которые заставляют биться миллионы детских сердец.

Трудно не согласиться с автором текста. Книга - это посредник между теми людьми, которые все знают, и теми, кто хочет что-то узнать. Умные люди доверяют свои знания бумаге, пишут книги. Человек может умереть, а его умения, навыки будут жить вечно на страницах книг.

Например, Евгений Базаров (главный герой рассказа "Отцы и дети") постоянно обращался к иностранным учебникам, дабы стать мастером своего дела, стать искусным врачом. Нигилист был уверен, что подчеркнет для себя полезную информацию, необходимую ему для достижения главной цели.

Сегодня же, увы, "бумага в переплете" не так актуальна, как раньше. Книга была одним из методов проведения досуга. Сейчас ее заменили компьютер, Интернет.

14.О книге (по А. Адамовичу и Д. Гранину)

Книга помогает нам в сложных ситуациях, учит нас правильно мыслить и излагать свои соображения и является средством развлечения и досуга. Но актуальна ли она сейчас так же, как в прошлом, как в те прекрасные времена, когда чтение книг считалась самым желанным удовольствием?

В своем повествовании авторы А. Адамович и Д. Гранин пытаются донести до читателей тот факт, что книга во все времена, даже самые непростые и страшные, находила свое оправданное применение. Для человека она полезна в любом случае: будь ли то досуг, учеба, быт. Особенно это подтверждает тот изложенный авторами факт, что в моменты отчаяния и трудностей люди использовали книгу как источник обогрева, в более благоприятное времена были очень увлечены чтением. То есть книга была нужна всегда.

Однако время идет. Все меняется с сумасшедшей скоростью. На замену старому приходит что-то новое, более интересное и легкое в обращении. Так на смену книге пришло телевидение, чуть позже Интернет. Я думаю, каждый со мной согласится в том, что, придя домой, гораздо проще и удобнее включить телевизор и как следует расслабиться, нежели напрягать и без того уставшее зрение чтением. Так мы и делаем. Мы привыкли к средствам «роскоши», цивилизации, современных технологий.

Очень поразил недавно прочитанный мной рассказ В. Некрасова «Посвящается Хемингуэю». А именно поразил тот мальчик, Лешка, который даже во время войны читал практически всегда и везде: «Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал». Книга была его лучшим другом, и за это его знали и уважали. Такие, как Лешка и называются начитанными, во все времена пользующиеся уважением. Ими восторгаются и по сей день. А большинство из нас читает лишь надписи на этикетках и газетные сплетни.

Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Скачать образец эссе

Как написать эссе – все правила от “А” до “Я” обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

  • Философия,
  • Экономика,
  • Политология,
  • Правоведение.

  • исторические факты;
  • личный опыт и наблюдения;

3. Теоретическая часть

4. Фактическая часть

5. Заключение

Помните, что

вспомните терминологию

пишите сразу начисто

Если вы «плаваете» в теме

Эссе похоже на сочинение, обычно имеет свободную композицию и небольшой размер. Хотя задание и должно казаться легким, однако почему-то пугает учащихся и застает их врасплох.

Вам понадобится

  • - учебная литература;
  • - компьютер.

Инструкция

Продумайте примерный план работы. Как правило, эссе состоит из короткого вступления, где раскрывается сущность темы; основной части, в которой излагаются мнения ученых на предмет повествования; отношение автора работы к этим мнениям, а также заключения, в котором даются краткие выводы о проделанном исследовании. На последней странице эссе указываются использованные для источники.

Отберите необходимый материал. Различные точки зрения ученых на выбранную тему выпишите на бумагу и отметьте порядок использования высказываний в работе.

Видео по теме

Обратите внимание

Проверьте, чтобы вся используемая литература была актуальна в настоящее время. Учебные пособия должны быть не старше 8-10 лет, периодические издания - не старше 3-5 лет.

Чтобы не прослыть плагиатором, все цитаты оформите ссылками с указанием автора, названия издания и выходных данных.

Полезный совет

При написании эссе не следует использовать много литературы, чтобы работа не получилась слишком большой и перегруженной ненужной информацией.

При работе с литературой необязательно переписывать заметки на бумагу, можете сразу делать их на компьютере. Так удобнее редактировать текст.

Во время написания эссе будьте внимательны, старайтесь не допускать ошибки. После окончания работы прочтите ее и исправьте недочеты.

Эссе по высказыванию это короткое сочинение, в котором можно продемонстрировать свои знания не только в конкретно взятой дисциплине, но и сведения из смежных научных предметов.

Инструкция

Выберите одно высказывание из тех, что предложены в качестве тем экзаменационной работы, по которому вы будете эссе. Важно, чтобы оно было вам понятно и близко. Помните о том, что для обоснования своей позиции касательно этих слов, вам нужно будет привести четкие , а не просто апеллировать к тому, что «это аморально» или «в современной жизни это не имеет смысла». Подумайте, знаниями в каких областях вы обладаете, чтобы эту информацию к обоснованию.

Раскройте смысл высказывания. Для этого просто опишите, что именно хотел сказать автор этими строчками, как вам это представляется. Для каждого человека одни и те же означают разные вещи, поэтому ваша версия не может быть правильной или не правильной, любая адекватная мысль имеет на существование. именно в том контексте, который задан научным предметом, по которому эссе. Например, не стоит раскрывать налога на добавленную стоимость в смысле, если в высказывании он упоминается исключительно в экономическом аспекте.

Приведите аргументы в пользу своего суждения. Для этого используйте знания, полученные в процессе других наук, но не «зацикливайтесь» на этой информации. Дополнительное обоснование хорошо, если оно лишь подчеркивает вашу правоту. Например, при написании эссе по высказываниям политических деятелей обязательно вспомните, какие исторические события могли повлиять на его убеждения.

Сформулируйте свою собственную точку зрения по поводу высказывания. Если вы частично или полностью не согласны, предложите собственную редакцию фразы. Обязательно аргументируйте, с чем именно вы не согласны, и почему ваша позиция более уместна. Опирайтесь на собственный опыт, на факты общественной жизни.

Связанная статья

Источники:

  • как составить афоризм

Написание эссе – последнее задание в ЕГЭ по обществознанию. И при подготовке к экзамену именно оно вызывает больше всего вопросов. Какие требования предъявляются к работе, как она оценивается, и как получить максимальный балл за сочинение по обществознанию?

Что представляет собой задание

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Примеры эссе по обществознанию для ЕГЭ

Образцы эссе

«Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А.Пьерон).

Следует разобраться в том, какой смысл вкладывал А.Пьерон в понятие человек. В момент рождения ребенок уже является человеком. Он – представитель особого биологического вида Homo Sapiens, обладающий присущими специфическими чертами данного биологического вида: большой головной мозг, прямохождение, цепкие руки и т.д. В момент рождения ребенка можно назвать индивидом – конкретным представителем человеческого рода. С рождения он наделен присущими только ему индивидуальными чертами и свойствами: цвет глаз, форма и строение тела, рисунок его ладони. Вот это уже можно определить как индивидуальность. Почему же тогда автор высказывания называет ребенка только кандидатом в человека? Видимо, автор имел в виду понятие «личность». Ведь человек – существо биосоциальное. Если биологические черты человеку даются с рождения, то социальные он приобретает только в обществе себе подобных. И происходит это в процессе социализации, когда ребенок усваивает с помощью воспитания и самовоспитания ценности конкретного общества. Постепенно он превращается в личность, т.е. становится субъектом сознательной деятельности и обладает совокупностью социально значимых черт, востребованных и полезных в обществе. Именно тогда его в полной мере можно назвать человеком. Как можно подтвердить данное предположение? Например, 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких, как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству людей, знавших Гоголя с рождения, он был худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила вся Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты и свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Видимо, именно такой смысл вкладывал в свое высказывание А.Пьерон, и я с ним полностью согласен. Появляясь на свет, человек должен проделать длительный, тернистый путь, чтобы оставить след в обществе, чтобы потомки с гордостью говорили: « Да, этого человека можно назвать великим: им гордиться наш народ».

«Идея свободы связана с истинной сущностью человека» (К.Ясперс)

Что такое свобода? Независимость от сильных мира сего, которую могут дать деньги и слава? Отсутствие решетки или бича надсмотрщика? Свобода думать, писать, творить без оглядки на общепринятые каноны и вкусы публики? Ответить на этот вопрос можно лишь, попытавшись разобраться, что такое человек. Но вот беда! Каждая культура, каждая эпоха, каждая философская школа дает свой ответ на этот вопрос. За каждым ответом стоит не только уровень ученого, постигшего законы мироздания, мудрость мыслителя, проникшего в тайны бытия, корысть политика или фантазия художника, но и всегда скрывается определенная жизненная позиция, вполне практическое отношение к миру. И тем не менее. Из всех разнообразных, противоречащих друг другу представлений о человеке вытекает один общий вывод: человек не свободен. Он зависит от чего угодно: от воли Бога или богов, от законов Космоса, расположения звезд и светил, от природы, общества, но только не от самого себя. Но смысл выражения К Ясперса, по-моему мнению, заключается в том, что человек не мыслит свободы и счастья без сохранения своей личности, своего уникального, неповторимого «Я». Он не хочет «стать всем», а «хочет быть самим собой наперекор вселенной», как писал автор знаменитого «Маугли» Р.Киплинг. Не может быть человек счастлив и свободен ценой попрания своей личности, отказа от своей индивидуальности. Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, ещё никому неизвестного, даже если это достигается ценой собственной жизни. Стать свободным – нелегкая задача. Она требует от человека максимального напряжения всех духовных сил, глубоких раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни; критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе; поисков идеала. Поиски смысла свободы продолжаются иногда всю жизнь и сопровождаются внутренней борьбой и конфликтами с окружающими. В этом как раз и проявляет себя свободная воля человека, так как из разнообразных жизненных обстоятельств, вариантов, ему самому приходится выбирать, что предпочесть, а что отвергнуть, как поступить в том или ином случае. И чем сложнее окружающий мир, тем драматичнее жизнь, тем больше усилий требуется от человека, чтобы определить свою позицию, сделать тот или иной выбор. Значит, К.Ясперс оказался прав, считая идею свободы истинной сущностью человека. Свобода – необходимое условие его деятельности. Свободу нельзя «подарить», ибо невыстраданная свобода оказывается тяжким бременем или оборачивается произволом. Свобода, завоеванная в борьбе со злом, пороками и несправедливостью во имя утверждения добра, света, истины и красоты, может сделать каждого человека свободным

«Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)

Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины, человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много. Когда – то люди были совершенно уверены в том, что Земля имеет форму диска. Но прошли столетия, и путешествие Фернандо Магеланна опровергло это заблуждение. Люди узнали, что Земля имеет форму шара. Заблуждением была и геоцентрическая система, существовавшая тысячелетия. Открытие Коперника развенчало этот миф. Созданная им гелиоцентрическая система объяснила людям то, что все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца. Католическая церковь более двухсот лет запрещала признавать эту истину, но в данном случае, наука, действительно, оказалась безжалостна к заблуждениям людей. Таким образом, на пути к абсолютной истине, которая является окончательной и не изменится с течением времени, наука проходит через стадию относительных истин. Вначале эти относительные истины кажутся людям окончательными, но проходит время и с появлением новых возможностей у человека в исследовании той или иной области, появляется абсолютная истина. Она опровергает ранее полеченные знания, заставляя людей пересмотреть свои прежние взгляды и открытия

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

Известно, что прогресс – это движение развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Но долгая история человечества доказывает, что движение вперед в одной области, приводит к откату назад в другой. Например, замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом свидетельствует о развитии техники и связанных с ней знаний, науки. Возможность убить сразу массу людей смертельным ядерным оружием тоже безусловное свидетельство развития науки и техники высочайшего уровня. Но можно ли всё это назвать прогрессом? И поэтому все, что проявлялось в истории как нечто положительное, всегда можно противопоставить как нечто отрицательное, и об очень многом положительном в одном аспекте, можно сказать как об отрицательном в другом. Так в чем же смысл истории? Каково направление её движения? Что такое прогресс? Ответить на эти вопросы далеко не просто. Само абстрактное понятие прогресса, при попытке применить его к оценке тех или иных событий конкретно – исторически, непременно будет содержать в себе неразрешимое противоречие. В этой противоречивости и есть драматизм истории. Неизбежен ли он? А дело в том, что главным действующим лицом этой исторической драмы выступает сам человек Зло как бы неизбежно, потому что человек порою получает в качестве результата то, к чему он вовсе не стремился, что не было его целью. И дело объективно заключается в том, что практика всегда богаче, всегда превосходит уровень достигнутого знания, что порождает возможности человека в других условиях по- другому использовать достигнутое. Зло, таким образом, как тень, преследует добро. Видимо это имел в виду автор данного высказывания. Но мне хотелось бы продолжить рассуждение и призвать людей, особенно ученых, задумываться о своих будущих открытиях. Ведь для определения подлинно прогрессивного есть понятие, выработанное всей историей человечества. Выраженное словом «гуманизм», оно обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что сочетается с гуманизмом, и не просто сочетается, а способствует его возвышению.

«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»

(Роберт Оуэн)

Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни.

В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.

Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.

С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.

Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными.

Религия – это разумом оправданная мудрость

Я полностью согласен с этим высказыванием и хочу доказать истинность этого изречения на примере известных КНИГ, которые содержат такие мудрости, к которым человечество будет обращаться всегда.

Новый Завет. Ему уже 2 тысячи лет. Своим появлением на свет он произвел невиданное, небывалое волнение сердец и умов, не успокаивающееся и доныне. А всё это потому, что в нём содержаться мудрости, которые учат человечество доброте, гуманизму, нравственности. В этой книге, написанной просто и без всяких прикрас, запечатлена величайшая тайна – тайна человеческого спасения. Людям остается только исполнять эти Великие Мудрости: не убий, не укради, не обижай ближнего, почитай родителей своих. Разве это плохие мудрости? И когда люди забывают выполнять эти мудрости, их поджидают несчастия. В нашей стране в годы советской власти народ отлучили от этой книги. Всё это привело к разрушению духовности общества, а значит к безволию. И даже коммунисты, составляя свой закон – Моральный Кодекс коммуниста, взяли за основу моральные принципы, содержащиеся в Библии. Только обличили их в другую форму. Это доказывает, что мудрость этой книги вечна.

Коран. Это главная книга мусульман. К чему же призывает она? Особое внимание уделяется благородству, которое, в свою очередь, предполагает уважение к родителям. Коран учит мусульман быть твердыми в слове, обязательными в делах и поступках. В нем порицаются такие низменные качества человека, как ложь, лицемерие, жестокость, гордыня. Разве это плохие мудрости? Они разумны.

Приведенные примеры доказывают правильность приведенного высказывания. Все мировые религии содержат такие мудрости, которые наставляют людей только на хорошие поступки. Показывают людям путь в конце туннеля.

Наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни.

Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Ведь с появлением науки прогресс человечества стал ускоряться, и темпы жизни человеческого общества ускоряются с каждым днем. Все это происходит благодаря науке. До её появления человечество достаточно медленно продвигалось по пути прогресса. Миллионы лет появилось колесо, но только благодаря ученым, которые изобрели двигатели, это колесо смогло приводиться в движение с более высокой скоростью. Жизнь человечества резко ускорилась.

Человечеству тысячи лет приходилось искать ответы на многие, казалось бы, нерешаемые, вопросы. Это сделала наука: открытие новых видов энергии, лечение сложных болезней, покорение космического пространства…С началом научно-технической революции в 50-60-е годы XX века, развитие науки стало главным условием существования человеческого общества. Время требует от человека быстрого решения глобальных проблем, от которых будет зависеть сохранение жизни на Земле.

Наука теперь пришла и в каждый наш дом. Она служит людям, действительно сокращая опыты быстро текущей жизни: вместо стирки на руках – автоматическая стиральная машина, вместо половой тряпки – моющий пылесос, вместо пишущей машинки – компьютер. А что уж говорить о средствах связи, которые сделали наш земной шар таким маленьким: за одну минуту можно получить сообщение из мест, расположенных на разных концах света. Самолет доставляет нас за несколько часов в самые отдаленные уголки нашей планеты. А ведь каких-то сто лет назад на это понадобилось много дней и даже месяцев. В этом и заключается смысл данного высказывания.

Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе нравственной.

Конечно, высказывание это правильное. Действительно, политик должен действовать, опираясь на законы нравственности. Но почему-то слово «власть» у многих ассоциируется с противоположным мнением. Этому в истории есть множество подтверждающих примеров, начиная от древнеримских тиранов (например, Нерон), до Гитлера и Сталина. Да и современные правители не блещут примерами нравственности.

В чем же дело? Почему глубоко нравственные нормы, такие как, честность, совесть, обязательность, правдивость никак не вписываются в политическую власть?

Видимо, многое связано с природой самой власти. Когда человек стремится к власти, он обещает людям улучшение их жизни, наведения порядка, установление справедливых законов. Но как только он оказывается у руля власти, ситуация резко изменяется. Постепенно забываются многие обещания. Да и сам политик становится другим. Он живет уже другими мерками, у него появляются новые взгляды. Те, которым он обещал, всё более отдаляются от него. А рядом появляются другие, которые всегда готовы быть в нужную минуту: посоветовать, подсказать. Но действуют они больше не в интересах общества, а в своих корыстных интересах. Как говорят в народе, власть портит человека. Возможно это и так. А может, есть и другие причины? Приходя к власти, политик понимает, что он не в силах справиться с тем грузом проблем, которые стоят перед государством: коррупция, теневая экономика, организованная преступность. В таких сложных условиях происходит отступление от моральных принципов. Приходится действовать жестко. Мне кажется, что лучше перефразировать это высказывание так: «Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе закона». Для политики это наиболее разумно. Только вот законы тоже должны быть нравственными….