Расулзаде азербайджан. Освобождение баку и мамед эмин расулзаде. Судьба семьи лидера мусаватистов

Создает «Кружок молодых азербайджанцев-революционеров» . Мамед Эмин так описывал цели своей подпольной организации:

«Способствовать зарождению национального самосознания у молодежи, развивать тюркский язык в русскоязычных школах, читать произведения местных писателей, заучивать стихи, направленные против царизма, время от времени распространять заявления, отпечатанные типографским методом, быть в среде рабочих и системно внушать им мысли о свободе и революции».

Кружок также издавал газету «Гуммет» («Энергия») .

Политическая жизнь

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой - «Неожиданная беда».

Да пусть видят, что случится то?

Послушайте, что значит, что случится, народ, который живёт в бедности и мучениях, если увидит, что мы в достатке, то будет бунт, ты не знал?» .

Уже в начале консультаций с представителями германского министерства иностранных дел выяснилось, что возможность сотрудничества с немецкой стороной Расулзаде жестко увязывает с принятием ряда предложений: признание Германией независимости Азербайджана, создание национальной армии и т. д. Однако в ходе контактов с представителями МИД и Восточного министерства Германии ему было однозначно заявлено, что идея независимости Азербайджана не соответствует целям немецкой политики, после чего он принял окончательное решение покинуть пределы Германии .

Широко распространенное в зарубежной историографии мнение о том, что М. Э. Расулзаде якобы возглавил в этот период созданный в Берлине Азербайджанский Национальный Комитет, не соответствует действительности [ ] .

Таким образом, взаимоотношения Расулзаде с нацистской верхушкой так и не наладились. Немцам были нужны сугубо прагматичные исполнители и проводники их политики среди азербайджанских военнопленных и старых эмигрантов. По этой причине они наладили сотрудничество с членами правого крыла азербайджанской политэмиграции - оппонентами М. Э. Расулзаде - Аббасбеем Атамалибековым, Фуадом Эмирджаном и Або Фаталибейли-Дудангинским .

В 1947 г., вернувшись в Турцию, он, как и до Второй мировой войны, вновь возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, а в 1949 г. основал «Азербайджанский культурный кружок». В этот период также активно занимался творческой деятельностью, продолжая свои литературоведческие, культурологические и исторические исследования, результатом которых стали изданные в конце 40-х – начале 50-х гг. работы: «Венки азербайджанской культуры» («Azerbaycan Kültür Çelenekleri»), «Современная азербайджанская литература» («Çağdaş Azerbaycan Edebiyyatı») и «Современная азербайджанская история» («Çağdaş Azerbaycan Tarihi») . В 1951 году увидела свет фундаментальная монография Расулзаде, посвященная творчеству великого азербайджанского поэта Низами .

В 1952 году Расулзаде удалось наладить издание печатного органа Азербайджанского культурного общества – журнала «Азербайджан», на страницах которого публиковались материалы по истории, литературе, культуре и искусству Азербайджана, а также работы, посвященные национально-освободительной борьбе азербайджанских тюрков.

В этот период Расулзаде плодотворно сотрудничал с Американским комитетом за свободу народов СССР (American Committee for Freedom for the Peoples of the USSR), по приглашению которого в 1953 году отправился с визитом в США, где в эфире радиостанции «Голос Америки» выступил с обращением к азербайджанскому народу в связи с 35-й годовщиной провозглашения независимости Азербайджана.

Мамед Эмин Расулзаде

Первый Премьер Первого на востоке Демократического Государство Азербайджана .
Дата рождения: 31 декабря года
Место рождения: Азербайджан, деревня Новханы
Дата смерти: 6 марта -го года
Место смерти: Турция,в Анкаре.

Мамед Эмин Расулзаде - человек, вся сознательная жизнь которого без остатка была отдана борьбе за свободу, независимость и процветание родного Азербайджана . Азербайджан по праву гордится своим великим сыном.

Мамед Эмин родился в новогоднюю ночь 1885 года в селени Новханы недалеко от Баку .

Отец Мамед Эмина , несмотря на свою религиозность, был человеком прогрессивных убеждений и стремился дать своему сыну широкое светское образование.

Смышленый мальчик окончил русско-татарскую школу и поступил в Бакинское реальное училище.

Знакомство с различными политическими течениями конца XIX-начала XX века привели Мамед Эмина к мысли о необходимости борьбы за возрождение азербайджанской государственности.

Расулзаде оставляет учебу и полностью посвящает себя политике и журналистике. Его первые статьи появляются на страницах газеты "Шарги-Рус ", а затем он сотрудничает с такими изданиями, как "Девет-Гоч ", "Йолдаш" и "Иршад".

В году Расулзаде становится одним из основателей социал-демократической организации "Гуммет ".

Году М. Э. Расулзаде уезжает в Иран для участия в национально-освободительной борьбе азербайджанского народа против шахского режима. Три года Расулзаде провел в Иране. Там он редактировал газету "Иране ноу", работал над созданием Демократической партии Ирана.

Активная деятельность Расулзаде очень беспокоила царское правительство и поэтому оно требовало от иранских властей его ареста. Это вынудило Мамед Эмина уехать в Турцию, где он не прекращал свою работу.

В году Россия праздновала 300-летие царствования династии Романовых. В связи с этим была объявлена большая амнистия, позволившая Расулзаде возвратиться на родину. С года он становится редактором газеты "Ачыг сез", впоследствии ставшей трибуной партии "Мусават".

Общественная деятельность Мамед Эмина продолжается в октябре года-его избирают председателем партии мусаватистов.

28 мая года Национальный совет объявляет о независимости Азербайджана и о создании Азербайджанской Демократической Республики, первым главой правительства которой стал М. Э. Расулзаде.

М. Э. Расулзаде очень много сил и энергии отдавал делу становления и упрочения азербайджанской государственности, но после оккупации в апреле года Азербайджана XI Красной Армией он вынужден был эмигрировать. Иначе и его могло бы постичь трагическая участь многих руководителей Азербайджанской Демократической Республики.

В году он перебирается в Финляндию, оттуда в Турцию, затем в Польшу, а позднее в Румынию. Все годы эмиграции были посвящены борьбе за освобождение Родины от большевизма.

Желая быть поближе к Азербайджану , он в году, уже на склоне лет приезжает в Турцию и здесь продолжает борьбе за родной Азербайджан.

Спустя три десятилетия мечта великого Мамед Эмина сбылась: Азербайджан вновь обрел независимость. Некогда поднятое им знамя национального возраждения гордо реет над нашей древней землей.

Неутомимый борец за демократические свободы азербайджанского народа оставил нам огромное творческое наследие, которое дает богатейший материал для изучения истории, литературы и культуры Азербайджана.

Книги, статьи, выступления М. Э. Расулзаде опубликованы во многих странах мира на английском, немецком, польском, русском, турецком, французском языках.

Место погребения
  • кладбище Джебеджи Асри [d]

Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде́ (азерб. Məmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə ; 19 (31 ) января , село Новханы , Бакинская губерния , Российская империя - 6 марта , Анкара , Турция) - азербайджанский государственный, политический и общественный деятель , журналист и драматург , председатель Национального Совета Азербайджана в 1918 году , член азербайджанской эмирации. Его высказывание «Bir kərə yüksələn bayraq bir daha enməz!» ("Единожды вознесенному знамени вовек не пасть!" ) стало лозунгом национального движения в Азербайджане в ХХ веке.

Биография

Юность

Мамед Эмин Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье муллы . Начальное образование получил у отца, являвшегося ахундом села. Несмотря на свою религиозность, отец Мамед Эмина отдал его в светскую «русско-мусульманскую» школу, директором которой был Султан Меджид Ганизаде . Окончив школу, Мамед Эмин продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. В 1902 году Мамед Эмин создал среди учащихся мусульманскую молодёжную организацию «Мусават » («Равенство»). В 1903 году вышла его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус » («Русский Восток») - второй в России газете после крымскотатарского «Терджимана», издававшейся на тюркском языке. В 1903 году создает «Кружок молодых азербайджанцев-революционеров» . Мамед Эмин так описывал цели своей подпольной организации:

«Способствовать зарождению национального самосознания у молодежи, развивать тюркский язык в русскоязычных школах, читать произведения местных писателей, заучивать стихи, направленные против царизма, время от времени распространять заявления, отпечатанные типографским методом, быть в среде рабочих и системно внушать им мысли о свободе и революции».

Кружок также издавал газету «Гуммет» («Энергия») .

Политическая жизнь

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой - «Неожиданная беда».

Да пусть видят, что случится то?

Послушайте, что значит, что случится, народ, который живёт в бедности и мучениях, если увидит, что мы в достатке, то будет бунт, ты не знал?» .

Эмиграция

В эмиграции издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).

Уже в начале консультаций с представителями германского министерства иностранных дел выяснилось, что возможность сотрудничества с немецкой стороной Расулзаде жестко увязывает с принятием ряда предложений: признание Германией независимости Азербайджана, создание национальной армии и т. д. Однако в ходе контактов с представителями МИД и Восточного министерства Германии ему было однозначно заявлено, что идея независимости Азербайджана не соответствует целям немецкой политики, после чего он принял окончательное решение покинуть пределы Германии .

Широко распространенное в зарубежной историографии мнение о том, что М. Э. Расулзаде якобы возглавил в этот период созданный в Берлине Азербайджанский Национальный Комитет, не соответствует действительности [ ] .

Таким образом, взаимоотношения Расулзаде с нацистской верхушкой так и не наладились. Немцам были нужны сугубо прагматичные исполнители и проводники их политики среди азербайджанских военнопленных и старых эмигрантов. По этой причине они наладили сотрудничество с членами правого крыла азербайджанской политэмиграции - оппонентами М. Э. Расулзаде - Аббасбеем Атамалибековым, Фуадом Эмирджаном и Або Фаталибейли-Дудангинским .

В 1947 г., вернувшись в Турцию, он, как и до Второй мировой войны, вновь возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, а в 1949 г. основал «Азербайджанский культурный кружок». В этот период также активно занимался творческой деятельностью, продолжая свои литературоведческие, культурологические и исторические исследования, результатом которых стали изданные в конце 40-х – начале 50-х гг. работы: «Венки азербайджанской культуры» («Azerbaycan Kültür Çelenekleri»), «Современная азербайджанская литература» («Çağdaş Azerbaycan Edebiyyatı») и «Современная азербайджанская история» («Çağdaş Azerbaycan Tarihi») . В 1951 году увидела свет фундаментальная монография Расулзаде, посвященная творчеству великого азербайджанского поэта Низами .

В 1952 году Расулзаде удалось наладить издание печатного органа Азербайджанского культурного общества – журнала «Азербайджан», на страницах которого публиковались материалы по истории, литературе, культуре и искусству Азербайджана, а также работы, посвященные национально-освободительной борьбе азербайджанских тюрков.

В этот период Расулзаде плодотворно сотрудничал с Американским комитетом за свободу народов СССР (American Committee for Freedom for the Peoples of the USSR), по приглашению которого в 1953 году отправился с визитом в США, где в эфире радиостанции «Голос Америки» выступил с обращением к азербайджанскому народу в связи с 35-й годовщиной провозглашения независимости Азербайджана.

Произведения М. Э. Расулзаде

  • «Сиявуш нашего века » (Стамбул, 1923)
  • Научный труд «Азербайджанский поэт Низами» (Анкара, 1951),
  • «Азербайджанская республика» (Стамбул, 1922)
  • «Современная азербайджанская литература» (Берлин, 1936)
  • «Азербайджанская литература» (Варшава, 1936)
  • Книга переводов «Образцы русской литературы» (Стамбул, 1912)
  • Переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914)
  • Книги «Народовластие» (Баку, 1917)
  • «Какое нам полезно правительство?» (Баку, 1917)
  • «Азербайджан и его независимость» (Париж, 1930)
  • «О пантюркизме» (Париж, 1930)
  • «Современная история Азербайджана» (Анкара, 1951)
  • «Воспоминания о беседах со Сталиным» (Анкара, 1954)
  • «Крах революционного социализма и будущее демократии» (Стамбул)
  • «Нация и большевизм» (Стамбул)
  • «Кавказские тюрки» (Стамбул)
  • «О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой» (Париж, 1930)

Память

После распада СССР Азербайджан, как известно, отрекся от своего советского прошлого, провозгласив современную Азербайджанскую республику правопреемницей не Азербайджанской Советской Социалистической республики (АзССР), а Азербайджанской Демократической республики (АДР), которая, как известно, существовала в 1918-1920-х годах. Интересно отметить, кстати, что Азербайджанская республика отреклась от АзССР во всем, кроме границ (Армянские Арцах (Карабах) и Нахиджеван большевики включили в пределы советского Азербайджана в 1921 году).

Конечно, - это дело самих азербайджанцев на официальном или ином, удобном для себя уровне “вычеркивать” внушительный временной пласт истории своего государства, - временной пласт, который в случае Азербайджана намного длиннее, чем вся остальная история азербайджанской государственности. Однако, повторимся, это дело самого народа и властей. Почему нынешние азербайджанские власти поступают так непоследовательно? - это уже тема для отдельной статьи. Гораздо проблематичнее, когда они непоследовательны не только в данном вопросе, но и в других.

Речь здесь не идет о позиции официального Баку в переговорах по Арцаху. Об этом столько сказано, что добавить практически нечего - достаточно лишь вспомнить провал переговоров по вине президента Азербайджана в Казани.

На этот раз, произнося слово “непоследовательность”, имеем в виду мысли Ильхама Алиева, озвученные несколько дней назад в интервью российскому телеканалу “Россия 24”.

В очередной раз, теперь уже в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне, Ильхам Алиев, забыв, что является правопреемником АДР, вместо того, чтобы восхвалять деятельность героев этого государства в годы войны, вдруг начинает вспоминать, причем, избирательно-обрывочно, историю других народов.

Интересна причина, по которой Ильхам Алиев, не упомянув деятельность создателей АДР в годы Второй мировой войны, взялся судить других. Вряд ли скромность помешала.

А вспомнить президенту Азербайджана есть о чем. И для этого не надо копаться в разных архивах. Деятельность этих государственных и политических лиц в самом Азербайджане отнюдь не скрывается, более того - пропагандируется, ими гордятся.

Возьмем, для примера, личность председателя Национального Совета АДР Мамед Эмина Расулзаде, “Политический портрет” которого был издан в Баку в 2014-м году.

Уже с первых страниц данной книги мы узнаем, что Расулзаде - “лидер Азербайджанского национального движения (Мусават) и, по сути, создатель идеологических и политических основ современной азербайджанской государственности ”, является также основателем “идеологии азербайджанизма”.

Чтобы узнать, чем же занимался в годы Второй мировой войны, да и до нее, лидер Мусавата, полистаем вышеназванную книгу.

Итак, читаем: 21 мая 1937 года в респектабельном клубе Высшей школы Гумбольдта в Берлине собрались более 200 представителей науки, прессы и общественно-политических кругов Германии, чтобы послушать доклад Расулзаде на тему «Азербайджанский вопрос». Нетрудно догадаться, какими были политические взгляды “представителей науки, прессы и общественно-политических кругов Германии”, собравшихся в тот день послушать “основателя идеологии азербайджанизма”.

Речи Расулзаде, сообщает автор “портрета”, “настолько понравились публике, что статьи и заметки, посвященные выступлению Расулзаде в клубе Высшей школы Гумбольдта, появились в крупных изданиях как столичной, так и провинциальной германской печати ”. А мысли Расулзаде произвели на немцев такое “сильное впечатление”, что они “еще в мае 1941 года предложили лидеру партии Мусават сотрудничество в грядущем германо-советском конфликте ”.

Но, конечно, Расулзаде не простак, и выдвинул немцам условие, что “в случае освобождения немцами Азербайджана, последний получит свободу как во внутренней, так и внешней политике ”. Однако, автор, оправдывая своего “героя”, забыл, что несколькими страницами ранее утверждал, что “он (Расулзаде) был осведомлен о том, что, несмотря на всю словесную риторику, немцы, даже в случае победы в войне с СССР, не собираются восстанавливать государственную независимость кавказских народов, в том числе, азербайджанских тюрков ”.

Тем не менее наш “идеолог азербайджанизма” настолько усердствовал в сотрудничестве с гитлеровцами, что, как сказано в его “портрете”, “28 мая 1943 года в фешенебельном берлинском отеле «Kaiserhof» был организован прием по случаю 25-летней годовщины провозглашения независимости Азербайджана, в котором наряду со 150-ти азербайджанскими деятелями принимали участие представители официальных кругов и научной общественности Германии ”. - Да, да! В фашистской Германии, в разгар войны с Советским Союзом, торжественно отмечали годовщину того самого АДР, правопреемником которого является нынешний Азербайджан.

За просто так, или за красивые азербайджанские глаза, конечно, вряд ли можно удостоиться у гитлеровцев подобных почестей. Даже куда более знаменитый русский генерал Власов, такого не заслужил.

Но Расулзаде гитлеровцы считали “знаковой фигурой азербайджанской эмиграции… возможности которого казалось соблазнительным использовать при реализации планов Третьего Рейха в отношении восточных территорий ” (цитата из той же книги).

Возникает естественный вопрос: - разве Расулзаде, будь он даже семи пядей во лбу, смог бы один заслужить таких почестей?

Конечно, нет. У Расулзаде были, по выражению автора книги, “оппоненты” среди других деятелей азербайджанской эмиграции в той же гитлеровской Германии, которые (цитата) “почему-то стыдливо замалчивают тот факт, что они сами делали все возможное, чтобы помешать достижению каких-либо договоренностей между мусаватским лидером и немцами. В этом план е особо усердствовал Амирджан, имевший в то время весьма натянутые отношения с Расулзаде ”.

Можно подумать, что в Германии были все же азербайджанские тюрки, которые боролись с “фашистским прихвостнем” Расулзаде. Но это были бы поспешные выводы, ибо подобное поведение “оппонентов” Расулзаде, по словам того же автора, “объяснялось тем, что им были обещаны ключевые посты в будущем государственно-административном аппарате кавказских государств. Поэтому они стремились заранее нейтрализовать мусаватского лидера и тем самым избавиться от своего главного конкурента” .

Вот так, вот! Думается, сказанного о деяниях Мамед Эмин Расулзаде достаточно, чтобы “в полный рост” представить портрет “создателя идеологических и политических основ современной азербайджанской государственности, идеологии азербайджанизма”, вооружившись которой, например, современный азербайджанский офицер способен ночью зарубить топором спящего сокурсника, чтобы стать героем в своей стране.

Конечно, примером для него были Расулзаде и другие “28 тыс. (В реальности - 70 тысяч) азербайджанских добровольцев, воевавших в составе национальных легионов”, которые “сражаясь в частях Азербайджанского легиона против советской армии, искренне верили в то, что тем самым приближают час освобождения родного Азербайджана от большевистского ига ”.

Это уже точно не фашизм - это азербайджанизм!..

31 января, 127 лет назад в бакинском селении Новханы родился выдающийся тюркский деятель, один из основателей первой независимой демократической тюркской республики, истинный лидер азербайджанского народа, политический деятель и ученый Мухаммед Амин (Мамед Эмин) Расулзаде. Этот человек посвятил всю свою жизнь возрождению тюркского национального самосознания и государственности. Но сегодня, в день рождения великого лидера, мы хотели бы вспомнить и о судьбе его семьи – судьбе трагичной, но в то же время гордой и непреклонной. Итак...

СУДЬБА СЕМЬИ ЛИДЕРА МУСАВАТИСТОВ

Из книги М.Садыхлы «Ответ тебе даст История… Геноцид азербайджанцев в цифрах, фактах, документах – ХХ век» (Баку, 1995)

28 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана объявил о независимости Азербайджана и создании Азербайджанской Демократической Республики. И этот день вошел в историю нашего народа как день возрождения азербайджанской государственности, он будет отмечаться ежегодно как общенациональный праздник. И народ воздаст должное борцам за свободу и независимость Азербайджана, среди которых, без преувеличения, должно быть выделено имя выдающегося публициста, исследователя, литературного критика, переводчика М.Э.Расулзаде (1884-1955).

Трудно обозреть в газетной статье творчество Расулзаде: он всю свою сознательную жизнь (первая его публикация появилась в газете «Шарги-Рус» в 1903 году, последняя – за несколько дней до смерти) посвятил своему народу, его культуре, литературе, истории. Расулзаде был высокоодаренной личностью, блестящим стилистом, владел в совершенстве несколькими языками. Его публицистика, труды известны в зарубежных странах – в Турции, Иране, Англии, Польше, Румынии и т.д., только у себя на родине, в Азербайджане до недавнего времени на них были наложены табу – Расулзаде не упоминался в ряду деятелей национальной культуры, общественной мысли, а если упоминался, то обязательно с ярлыком «буржуазный публицист»...

Нас пытались лишить собственной истории, вычеркивали целые страницы из истории освободительной борьбы: прикосновение к творчеству таких деятелей национальной культуры, как Расулзаде считалось преступлением против «страны советов» с последующими санкциями – арестами по статье 58, предусматривающей расстрел, каторгу, тюрьму на длительные сроки. А между тем нам не хватало именно Расулзаде, особенно в последние годы, когда армянская мафия, дашнаки (не отставали от них), католикос, американский сенат, некоторые «демократы» Центра развернули настоящую травлю азербайджанцев, пытались создать в сознании мировой общественности образ врага в лице туранцев, то есть тюркских народов Советского Союза, которые, объединившись к концу нашего столетия, (Балаян в одном из своих опусов «подсчитал» количество тюрков в нашей стране к концу ХХ столетия – 70 и более миллионов), совершат второе монголо-татарское нашествие, растопчут европейскую цивилизацию и, конечно, уничтожат «многострадальную Армению».

Эту бредовую идею дашнаков впервые в ХХ веке, еще задолго до пресловутой «проблемы Нагорного Карабаха» разоблачил именно Расулзаде. В своих многочисленных статьях («В рабстве у России», «Ни «навоз», ни «материал»», «Пантюркизм и проблема Кавказа» и др.), опубликованных в Турции и в некоторых странах Европы, показал лицемерие дашнакских заправил.

Дашнакская верхушка, как видно из трудов Расулзаде, занималась своими грязными делами и в эмиграции; она лебезила перед изгнанным из страны Керенским (вдруг вернется!), продолжала клеветать на азербайджанцев, грузин, украинцев, народов Средней Азии и Поволжья. Ни в одной стране она не терпела притеснений, служила верой и правдой элите той страны, где компактно жили армяне. На крутых поворотах истории меняла свое лицо, взбудораживала свой народ, приводила его на край пропасти, сама же скрывалась – так она поступила в Турции в 1915 году. Так она поступала и в России – служила царизму, Керенскому, да и в аппаратах Ежова-Берия не обходилось без них...

М.Э.Расулзаде в 1922 году эмигрировал в Турцию, где и скончался. Долг азербайджанских ученых собрать и издать его труды, на что потребуется, конечно, несколько лет. Будем надеяться!

Второй Расулзаде, о судьбе семьи которого хотелось бы сообщить некоторые доступные мне сведения, - это Мамед Али, двоюродный брат Мамед Эмина.

Мамед Али Расулзаде (1882-1982) в 1922 году эмигрировал в Турцию, где продолжал свою литературную деятельность, выступал в качестве публициста. Печатался он под различными псевдонимами. Его творчество почти неизвестно нашему читателю. Он был одним из основателей (вместе с Таги Нагиевым и Аббас-кули Казымзаде) партии Мусават в октябре 1911 года: в дальнейшем, как известно, лидером этой партии стал Мамед Эмин Расулзаде. Мамед Эмин и Мамед Али были не только родственниками, но и единомышленниками, людьми одной и той же судьбы.

Одинаково трагической оказалась и судьба их семей. Сталинский лозунг «сын за отца не отвечает» был пустой фразой. Палачи расстреливали, сажали в лагеря, высылали не только сыновей «врагов народа», но и их малолетних детей, родителей - стариков и старух, их близких и даже дальних родственников. Все члены семей Мамед Эмина и Мамед Али были репрессированы в 1937 году.

Судьба семьи Мамеда Эмина Расулзаде давно волновала меня. Может быть, это в какой-то степени объясняется тем, что я встречал сына Мамед Эмина Азера не в обычных условиях – он преподавал мне черчение в ссылке в 1945/46 учебном году. Азер Мамед Эмин оглы был художником, играл на таре, выделялся среди «врагов народа». В 1945 году он поставил для «врагов народа» «Аршин мал алан» Гаджибекова. О его отце под большим секретом рассказывали нам старшие, а мы умели молчать, жизнь научила. Позже Азер Мамед Эмин оглы жил в Новосибирске, Караганде. В настоящее время он находится в Баку*, реабилитирован только в 1989 году, спустя 52 года!

Жена Мамед Эмина Умбюль ханум погибла в ссылке в 1939 году, дочь Халида, по словам знавших ее людей, очень волевая девушка, вырвалась из ссылки в 1942 году, добралась до Баку – дальнейшая судьба ее и ее грудного ребенка неизвестна. В ссылке погибла в начале 1938 года и мать Мамед Эмина – Марал ханум.

Старшая дочь Мамед Эмина Лятифа вместе с детьми была выслана в Казахскую ССР 4 октября 1941 года. Лятифа и ее дочь Эвша (1935 года рождения) трагически погибли в январе 1944 года, старшая дочь Лятифы Фируза (1931 года рождения) чудом осталась жива и вернулась на родину в 1949 году. Самая младшая дочь Лятифы Сона (1938 года рождения) к моменту высылки была больна и находилась в санатории на Апшероне – дальнейшая судьба ее неизвестна. Был репрессирован и погиб муж Лятифы Д.А.Муслумзаде.

Жертвами кремлевского палача и его верного холопа стали свояченица Мамед Эмина поэтесса Умбюль-Гюльсум и ее муж, известный писатель Сеид Гусейн и некоторые другие родственники Расулзаде.

*Азер Расулзаде в конце 1991 года вернулся в Караганду. Навсегда «приехал» в Азербайджан в гробу 10 июля 1993 года. Был похоронен со всеми почестями

- прим. М.Садыхлы.